8 июля 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал

«Это будет выход через свою сильную сторону». Как казахстанский фармацевтический гигант собрался завоевать рынок России

Текст: Анастасия Стаханова


Aq Niet Group владеет крупнейшей сетью аптек Казахстана Europharma и сотрудничает с ведущими мировыми брендами в области фармацевтики. Компания активно расширяет бизнес за счёт торговли товарами повседневного спроса, запуская продуктовые магазины, дисконт-центры и darkstore. Несмотря на уже достигнутый успех, она продолжает активно развиваться, концентрируясь на направлении e-commerce и построении собственной экосистемы, а также планирует выход на российский рынок. В 2021 году для этого к Aq Niet Group присоединился в качестве члена Наблюдательного Совета предприниматель, основатель интернет-магазина Esky.ru и бывший управляющий директор дирекции развития цифрового бизнеса Сбербанка («СберХ») Александр Пискунов. В беседе с Inc. он рассказал о том, чего компании уже удалось добиться в Казахстане, какие цели поставлены перед Aq Niet Group на ближайшие годы и когда она проведёт экспансию на российский рынок.

«Сплести вокруг клиента кокон из сервисов и не выпускать за его пределы»

«У нас в России принято оценивать успех проектов через призму того, присутствуют ли они на нашем внутреннем рынке или нет. На самом деле это неправильно. Хотя Aq Niet Group пока нет в России и компания здесь еще неизвестна, это не делает её менее успешной или интересной» — так Александр Пискунов рассказывает о компании, к которой решил присоединиться в феврале 2021 года. К тому моменту Aq Niet Group Кайрата Итемгенова, одного из самых успешных бизнесменов Казахстана (по версии Forbes Kazakhstan он входит в топ-50 влиятельных бизнесменов), уже занимала лидирующие позиции на внутреннем рынке в фармацевтическом ретейле и активно развивалась по другим направлениям, таким как продуктовый ретейл. В портфель Aq Niet Group помимо примерно 300 фармсторов входят восемь дисконт-центров Arzan Market, пять магазинов emart, darkstore, а также три распределительных хаба.

Каждое из направлений существует не отдельно — компания стремится выстроить из них экосистему вокруг клиента, в рамках которой он сможет удовлетворять свои ежедневные потребности в одной локации.

Каждое из направлений существует не отдельно — компания стремится выстроить из них экосистему вокруг клиента, в рамках которой он сможет удовлетворять свои ежедневные потребности в одной локации.

«То есть Aq Niet Group — это комплексное обволакивание своими предложениями клиента. Задача — сплести вокруг него кокон и не выпускать за его пределы. Это позволяет увеличить размеры бизнеса за счет лояльности покупателя к различным сервисам, которые компания предлагает», — пояснил Пискунов. При этом строительство «экосистемы» — это не абстрактная самоцель для казахстанской компании. Это скорее логичное следствие для бизнеса, который старается полностью удовлетворить запросы клиента.

В планах компании на ближайшие несколько лет — продолжить создание комплекса сервисов вокруг клиента. Но для этого нужно произвести чёткую настройку инструментов и форматов в рамках каждого из направлений бизнеса. И в первую очередь речь идет о e-commerce и логистике. «У меня достаточно компетенций, полезных для развития компании, поэтому они меня и позвали», — сказал Пискунов.

«Во всём мире существует галопирующий рост e-commerce»

Если говорить об электронной коммерции, то в этом казахстанская компания уже далеко не новичок. Важность ее развития компания поняла еще в 2014 году, задолго до пандемии коронавируса и массового исхода мирового бизнеса в онлайн из-за эпидемиологических ограничений. Результат не заставил себя долго ждать — уже в 2020 году компания вошла в Казахстане в число крупнейших торговых интернет-площадок по объёму выручки от онлайн-продаж. А в конце прошлого года Аq Niet Group запустила первое гибридное мобильное приложение, где можно заказать как аптечный ассортимент, так и товары из магазина emart.

«Логика компании в развитии направления электронной коммерции следующая. Во всём мире существует галопирующий рост e-commerce. За счет чего? За счет того, что меняется паттерн поведения человека. Ему удобно пользоваться продуктами электронной коммерции. А раз так, то темпы развития бизнесов, связанных с обеспечением e-commerce, много больше, чем у традиционных бизнесов, например обычного продуктового ретейла. Поэтому фокусировка руководителей Aq Niet Group именно на развитии инструментария электронной коммерции совершенно понятна, заметна и даёт результат в объёмах продаж и по доле продаж внутри компании», — пояснил Пискунов.

Пока система только тестируется, но уже сейчас понятно, что это один из наиболее перспективных форматов бизнеса, который может стать безусловным конкурентным преимуществом Aq Niet Group и сильным драйвером роста компании. По прогнозу Пискунова, достичь высоких показателей и лидерства на рынке компания сможет в пределах ближайших трёх лет.

Однако для обеспечения правильной работы сервисов и хорошего retention rate (уровня возврата старых покупателей за новыми покупками) нужно заниматься не только электронной коммерцией, но и выстраиванием определенной инфраструктуры. Прежде всего это касается логистики (начиная от складской логистики и обработки заказов до курьерской логистики). Это же касается цепочек поставок, правильного подбора ассортимента. «И конечно, это связано с такими вещами, как правильный контакт-центр. Но я знаю, что у коллег из Aq Niet Group есть награды как у лучшего контакт-центра. Я знаю, что они много внимания уделяют взаимодействию с клиентами», — сказал Пискунов. А в марте 2021 года компания стала лауреатом 17-й международной премии «CCGuru Awards/Хрустальная гарнитура», в которой принимают участие более 300 крупных компаний из десяти стран СНГ. Это самая большая и признанная всеми участниками рынка профессиональная награда в индустрии дистанционного взаимодействия с клиентами.

«Что в одной стране правильно, в другой может быть совершенно по-другому»

Пока компания сконцентрирована на развитии своего бизнеса в Казахстане, но её интересы распространяются и на рынки за его пределами. В планах Aq Niet Group — в ближайшем будущем зайти в Россию, Восточную Европу и охватить все страны Центральной Азии. Однако конкретные сроки компания пока не раскрывает. Известно, что это произойдёт в обозримом будущем. Заходить в Россию Aq Niet Group, вероятно, будет через свою самую сильную сторону — фармацевтический бизнес, отметил Пискунов. Фокус компания собирается сделать на онлайне, хотя в планах — открыть также офлайновые торговые точки.

Одним из вызовов для Aq Niet Group при заходе в Россию станут национальные особенности нового рынка и как следствие — трансформация ассортиментной матрицы казахстанского фармацевтического ретейлера.

Как пояснил Пискунов, в случае с аптеками в Казахстане ассортимент отличается от привычного россиянам. «Для меня, как для человека, который занимался рынком товаров для детей, было удивлением узнать, что подгузники в Казахстане в основном продают через аптеки, а не через профильные детские магазины или какие-то маркетплейсы», — пояснил Пискунов. Это лишь одно из обстоятельств, которое компании придётся учесть при выходе на новый рынок.

Другое условие — это плотность и насыщенность российского фармацевтического рынка, где много крупных местных игроков с сильными позициями. Однако в данном случае у Aq Niet Group, по мнению Пискунова, есть большое преимущество перед нынешними и будущими конкурентами — сильно развитая электронная коммерция благодаря тому, что компания рано заметила изменение паттерна поведения покупателей. «Я рассчитываю на то, что именно это знание онлайна даст Aq Niet Group возможность быстро и успешно выйти на российский рынок и не просто стать одним из большого количества участников рынка фармацевтики, а в перспективе занять одну из лидирующих позиций, — говорит Пискунов. — Я очень надеюсь, что существующие мастодонты фармрынка, которые уже поворачиваются к онлайну, просто не набрали необходимой скорости изменений, а скорость развития и адаптации к изменениям в Europharma дают реальный шанс на лидерство».














Ещё одним преимуществом Aq Niet Group при выходе на российский рынок может стать «отсутствие того, что я называю „родовой травмой“ бизнеса», сказал Пискунов: «Компания проходит определенный путь. Это путь ошибок и определённых решений, которые позволяют ей преодолевать определённые ограничения. Aq Niet Group — гибкая компания, и у неё этих ограничений меньше. Да, у некоторых российских конкурентов в разы больше денег, но при этом у них могут быть встроенные те самые ограничения на направления развития. Мне хочется верить, что у ребят из Aq Niet Group вот эти встроенные ограничения на развитие не особенно появятся».

Судить о том, как будет выглядеть российский бизнес казахстанской компании, пока рано. «Как я говорил, Aq Niet Group — это экосистема. Начать на российском рынке можно с аптек, а что выйдет дальше и как именно повернуть бизнес, будет понятно позднее. Я рассчитываю, что открытие не будет линейным, а появятся интересные партнёрские форматы», — заключил Пискунов.