СПЕЦПРОЕКТЫ 10 сентября
«Роскошь современности —
быть самим собой»
Редактор: Алена Анюхина
Фото: Андрей Рапуто
Как внешний вид способствует успеху в бизнесе — три реальные истории
Одежда — это коммуникативная оболочка человека. С её помощью люди выражают себя, передают окружающим сообщения о своём стиле жизни, работе, личном выборе.
В рабочем режиме, в котором большинство из нас проводит добрую половину времени, одежда не менее важна. Успешные в своём деле люди так или иначе находят свой рабочий стиль, который идёт с бизнесом рука об руку, даже если отличается от классического понимания такового. Не навязанный окружающими, а осознанный выбор персонального стиля становится подспорьем в личном и профессиональном развитии.
Совместно с сетью бутиков мужской одежды Frame Moscow разбираемся, как на самом деле личный стиль соотносится с бизнесом, почему осознанность в выборе одежды способствует успеху и как современные предприниматели подходят к балансу деловой одежды и «одежды для жизни».
Алексей Еремеев,
основатель обувного
сервиса Shoesing
Есть три апостола мужского стиля, которые формируют образ, — это обувь, аксессуары и стрижка. Я считаю, что инвестировать стоит в это. В паре с дорогой обувью из телячьей кожи даже джинсы среднего ценового сегмента смотрятся отлично, а наоборот это не работает. Хороший кожаный ремень, портмоне, кашемировый шарф — это то, на что стоит потратить чуть больше.
В моём гардеробе обязательны обувь, брюки или джинсы, сорочки, пиджаки и хорошая верхняя одежда. Мне нравятся галстуки, но у меня активная работа, я не нахожусь в офисе за рабочим столом, поэтому галстук не очень удобно, но красиво. Вообще, как сказал Оскар Уайлд: «Хорошо завязанный галстук из шёлка — это первый серьёзный шаг мужчины на пути к хорошему вкусу».
Мой стиль эволюционировал на протяжении последних 10 лет, и бизнес, которым я занимаюсь, повлиял на выбор одежды. Я заметил, например, что когда я поменял трикотаж на пиджак и сорочку, то и отношение окружающих стало меняться. Сейчас я понимаю, что лидер носит костюм, а трикотажу есть место на выходных.
Своим внешним видом я показываю своё уважение к коллегам, клиентам и бизнес-партнёрам.
Я придерживаюсь пословицы, что в России встречают по одёжке. Не могу назвать себя шопоголиком или человеком, очень увлечённым одеждой, но, глядя на бизнес-окружение, всегда понимал весомую роль внешнего вида. Для работы я выбираю удобную одежду, не забывая при этом, что я глава компании. Как правило, это классическая обувь, сорочка и пиджак. В последнее время мне нравятся сорочки на заказ, всегда можно выбрать понравившуюся ткань, да и персональные лекала дают лучшую посадку. Своих сотрудников, которые работают с клиентами, я прошу выглядеть подобным образом. Спортивная одежда — это не наша территория. Все-таки сервис-компания — это определённые рамки, а одежда — это метаязык для наших клиентов.
Однажды я услышал поговорку, что лучше один хорошо скроенный и посаженный костюм из недорогой ткани, чем плохо скроенный и плохо посаженный из дорогой.
Конечно, когда я понимаю, что на мне пиджак с хорошей посадкой, из хорошей шерсти, правильной длины рукава, хорошие брюки и так далее, то это очень помогает в ежедневной работе с клиентами и бизнес-партнёрами, попросту — это уверенность. Я знаю, что мне не нужно краснеть из-за мешковатого пиджака или большого ворота у сорочки. Я понимаю, что мой образ помогает мне вписаться в культуру организации, куда я пришел. Так одежда сама говорит за меня, что я опрятный, аккуратный и современный, со мной можно вести дела.
Я придерживаюсь позиции, что лучше покупать вещи у бренда, который сосредоточен на производстве ключевого продукта. Обувь шьют одни, джинсы — вторые, пиджаки — третьи. Например, итальянский бренд Barrett делает классную обувь уже 100 лет, но если Barrett начнет выпускать детское питание, то я подумаю, стоит ли его покупать. Всё, на что я обращаю внимание, — это магия деталей, качество ткани, фурнитура, финишная обработка изделия, ручные петли, декоративная обработка карманов или подворотника замшей, продуманный функционал внутри изделия — это же целая инженерия! Это определяет высоту мануфактуры, понимание важных нюансов и умение их реализовать. У меня есть любимые вещи, и мне важно их носить минимум несколько сезонов, когда после чистки всё будет в идеальном состоянии.
Так что бренд не так важен, как само исполнение вещи. Сейчас много небольших портновских брендов, умеющих производить очень качественную одежду. Поэтому удобны форматы мультибрендов типа Frame Moscow, где представлены хорошие сезонные подборки из итальянских марок, которые не так растиражированы в России, но многие, кто разбирается в мужской одежде, знают, что это всегда качественные вещи.
Стиль, как и любые проявления индивидуальности, эволюционирует на протяжении жизни человека. К идеальному рабочему стилю не всегда удаётся прийти сразу — и это нормально. Иногда может понадобиться помощь извне: если не получается найти хорошо сидящий костюм, лучше заказать его по индивидуальным меркам, а чтобы сбалансировать гардероб и откалибровать деловой стиль, можно обратиться к профессиональному стилисту (у Frame Moscow есть такая услуга).
Данила Савченко,
владелец агентства элитной недвижимости Apple Real Estate
Я 12 лет владею бизнесом и за это время переживал разные периоды. Были моменты, когда я считал, что обязательно выглядеть презентабельно, а когда — считал неважным. Если ты Марк Цукерберг, то можешь ходить в чём угодно.
Для незнакомых людей внешний вид — значительный атрибут.
В нашей стране оценивают по одёжке, смотрят на элементы стиля: это не логотип известного бренда во всю грудь — скорее, дорогие часы или престижный автомобиль. Внешний вид — это уважение к человеку, с которым ты встречаешься. Приятно находиться в обществе красиво одетых людей.
Одежда влияет на рабочий настрой.
Во время пандемии я даже надевал костюм дома, чтобы почувствовать себя как на работе. Когда я иду на тяжёлые переговоры, должен быть одет с иголочки: безупречный внешний вид добавляет шансов. Как в компьютерной игре из детства, где твой герой надевал доспехи, которые давали ему +5 к защите, а меч +10 к силе, — костюм так же дает баллы к уверенности.
Мой рабочий образ неоднороден. Есть одежда, в которой я встречаюсь со своими сотрудниками, хожу на внутренние встречи. Я люблю смело одеваться и комбинировать стили. А для встреч с деловыми партнерами, в том числе иностранными, я вынужден одеваться по-другому, более консервативно, иначе меня не поймут.
Одежда для меня — это во многом способ самовыражения. Я должен чувствовать себя на миллион долларов. Если я в своей одежде не уверен, если она не нравится, лучше её выбросить. Возьмите в руки вещь, которую собираетесь надеть, и подумайте, приносит ли она вам счастье? Чувствуете ли вы себя в ней лучше?
Ваш образ — это то, что вы несёте в мир.
Выбирая новую вещь в магазине, я думаю: это действительно wow-вещь, которую хочется носить, или есть сомнения? Если они возникают, я не покупаю.
Расхожее выражение «одевайтесь для работы, которую хотите получить, а не для той, которую имеете» имеет под собой веские основания: то, что одежда влияет на самоощущение, научно доказано — этому посвящены десятки работ, в том числе фундаментальный труд учёных из Северо-Западного Университета США 2012 года. Более того, строгая одежда действительно может помочь быть более собранным и лучше проявлять свои профессиональные качества. Однако чтобы эта хитрость сработала как надо, одежда должна вам подходить.
Дмитрий Фалалеев,
основатель компании коммуникативного обучения U Skillz
У меня нет специального стиля в одежде, я совмещаю комфорт с тем образом жизни, которым я живу. Я скорее минималист и стараюсь делать так, чтобы всё можно было комбинировать не сильно задумываясь, чтобы подбор одежды не был мучительным процессом, на который тратится много времени. Нужно иметь базовые комплекты, которые можно между собой комбинировать. Приятно выглядеть — это нормально.
Мне нравится нормально выглядеть, но я не готов быть заложником неудобной одежды.
Я стараюсь выдержать разумный баланс между тем, чтобы выглядеть, как мне хочется, и удобством. У меня есть несколько любимых брендов, которые хорошо на мне сидят, и я им не изменяю. Обычно обновление гардероба выглядит так: я покупаю десять футболок трёх разных цветов, две пары похожих джинсов, три пары кроссовок и компоную их в течение сезона. Таким образом я решаю проблему если не на год, то на какое-то время точно. Раньше я не очень полагался на онлайн-шопинг, потому что есть проблемы с размерами, с посадкой — было быстрее лично приехать в магазин, чтобы потом не возвращать не подошедший размер.
Теперь же, после пандемии, онлайн-покупок стало больше, и, наверное, это так и будет дальше: это, как и с любым делом, вопрос привычки.
У меня нет обязательных столпов гардероба и определённых любимых вещей. Но всегда есть рюкзак, и он должен быть довольно большой, — в моей жизни много спорта, и я ношу с собой форму и кроссовки. Кроме того, есть набор вещей, который позволяет быстро собраться в поездку. Путешествовать я тоже стараюсь с небольшим рюкзаком, для долгих поездок беру с собой чемодан, но он тоже должен быть компактный, как и его содержимое: вещи для спорта, для ухода за собой, ничего лишнего.
Каждая индустрия несёт свой посыл, и техиндустрия, в которой я работаю, — скорее про демократичность. В этой среде существует свой стиль, есть бренды, которые считают культовыми. Когда вы смотрите, например, сериал «Кремниевая долина», это хорошо видно. Я, впрочем, не очень в это играю и не ведусь на конкретные бренды, но идея демократичности мне близка. Я не работаю в банке или другой формальной организации, и думать про строгий дресс-код мне не нужно, даже большие конференции требуют умеренной формальности одежды.
Необходимость выглядеть определённым образом — для меня точно не показатель успеха. Важно не насиловать себя и не надевать что-то только для того, чтобы кому-то понравиться на деловой встрече. Роскошь современности — быть самим собой.
Как ты себя чувствуешь, так и одеваешься, — это главное проявление внутренней свободы.
Думаю, что внутренняя свобода и есть главный показатель успеха.
Одежда становится чем-то большим, нежели отрезы текстиля и наборы пуговиц, — отчасти это продолжение нашей личности. Выбирая гардероб для работы, встреч с бизнес-партнерами и досуга, важно найти «проводника по стилю», который поможет оставаться собой.
Благодарим кафе BLAU за помощь в организации съемки.