Спецпроекты • Социальная реклама • 23 августа 2023

Как вырастить миллион айтишников: программы от государства для школьников, студентов и взрослых

Текст: Наталия Владимирова

Фото: Getty Images


Национальный проект «Цифровая экономика» готовит будущих ИТ-специалистов, начиная со школьной скамьи, а также помогает взрослым освоить новые специальности, и почти все это — бесплатно. Это целая образовательная экосистема, которая постоянно адаптируется к новым вызовам ИТ-рынка, разрабатывает курсы онлайн и офлайн, подключает экспертов-практиков. Рассказываем о проектах «Цифровой экономики» подробнее.

Что нужно рынку

По оценкам экспертов, российской экономике не хватает от 500 тыс. до 1 млн ИТ-специалистов ежегодно. Причем в 2022 году с уходом крупных ИТ-компаний и оттоком кадров за рубеж ситуация обострилась.

«За последний год отечественные компании активно принялись заполнять те ниши, которые образовались с уходом зарубежных ИТ-корпораций, — говорит Сергей Плуготаренко, генеральный директор АНО „Цифровая экономика“. — Это прежде всего различные виды промышленного ПО, продукты по обеспечению кибербезопасности и платформенные решения, которые смогут заместить целые стеки импортного ПО. Кроме того, крупные предприятия, в том числе и традиционные секторы экономики, продолжили цифровизацию бизнес- и производственных процессов, расширяли спектр выполняемых задач и продолжали нанимать людей на необходимые позиции».

По прогнозам правительства России, дефицит ИТ-кадров может быть преодолен к 2030 году. Для того чтобы это случилось, президент России Владимир Путин в 2019 году инициировал национальный проект «Цифровая экономика», в который входит целый комплекс мер по восполнению кадрового голода в секторе ИТ.

Идея национального проекта заключается в том, чтобы создать преемственность в получении ИТ-квалификации: сначала программированию учатся в школе или колледже, а в дальнейшем поступают на цифровые кафедры, которые предлагают получить дополнительную ИТ-квалификацию совместно с основным образованием. Для тех, кто уже получил образование, есть возможность повысить свою квалификацию с господдержкой.

Как учат ИТ в России

Вузы — один из основных поставщиков новых ИТ-кадров. В 2022 году они выпустили более 53 тыс. бакалавров и специалистов в сфере ИТ, из них более 35 тыс. человек обучались за счет федерального бюджета.

Статистика сдачи ЕГЭ по информатике показывает, что интерес школьников к ИТ-профессиям растет. Если в 2018 году ЕГЭ по информатике сдавали 67 тыс. школьников, то в 2023 году — уже 113 тыс.

В число перспективных ИT-профессий входят: архитектор облачных решений, инженер виртуальной/дополненной реальности, инженер-робототехник, дизайнер интерфейсов, эксперт по кибербезопасности. Одной из самых перспективных отраслей стал также цифровой контент: онлайн-игры, стриминговые сервисы, цифровые книги. В этой сфере также есть дефицит специалистов.

Потребность в освоении ИТ-компетенций распространилась и на другие профессии из разных отраслей экономики — нужны биоинформатики, геоинформатики, математики, физики, инженеры, специалисты в области машиностроения, автоматизации, робототехники, авиационной и ракетно-космической техники, кораблестроения, вооружения, веб-дизайнеры.

Как отмечает Сергей Плуготаренко, больше всего в ИТ-сфере не хватает опытных специалистов — уровня middle и senior. С «джунами» дело обстоит гораздо лучше: в течение 2022 года на рынке было открыто 67 тыс. вакансий для ИТ-специалистов без опыта работы. При этом вузы выпустили в 2022 году более 53 тыс. бакалавров и специалистов по ИТ-направлениям.

Молодежь развивает и свои ИТ-стартапы. В рамках третьей очереди конкурса «Студенческий стартап» федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» больше всего было подано заявок в области цифровых технологий (на конкурс поступили более 1,7 тыс. таких заявок) — почти в два раза больше, чем по другим направлениям.

«Код будущего» для школьников и студентов колледжей

Погружение в ИТ-специальности можно начать уже в подростковом возрасте. «Код будущего» — уникальный образовательный проект для учеников 8-11 классов, а также — с 2023 года — для студентов колледжей и техникумов. Они могут бесплатно изучить современные языки программирования (Python, Java, C++, C#, 1С, Lua, SQL, JavaScript и другие) на курсах в онлайн- и офлайн-форматах.

Программа была запущена по инициативе Минцифры России в рамках национального проекта «Цифровая экономика» осенью 2022 года. Оператор проекта — «Университет 2035».

В прошлом году на курсы поступили более 100 тыс. ребят. А по плану проекта к концу 2030 года «Код будущего» позволит обучить программированию не менее 1,2 млн студентов — это внесет большой вклад в восполнение кадрового дефицита отечественной ИТ-отрасли

Школьников обучают образовательные организации, среди которых крупнейшие университеты и ИТ-компании: «Яндекс», 1С, «Учи.Дома», МЭО, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Университет Иннополис, МФТИ и другие. В каталоге — более 200 курсов на выбор, и их количество постоянно растет.

На курсах ребята смогут получить углубленные знания и навыки в области программирования, которые пригодятся для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, для участия в олимпиадах, конкурсах и хакатонах, а также помогут выбрать будущую профессию. После успешной сдачи экзаменов выдается сертификат об окончании курса.

Прием заявок на «Код будущего 2023» уже идет, закончится он 30 сентября (либо когда заполнятся свободные места, их около 140 тыс.).

Искусственный интеллект зовет

Искусственный интеллект — новый вызов для ИТ-специалистов. И, конечно, образовательная система вынуждена быстро адаптироваться к этому вызову.

«Современный ИТ-рынок динамичен, а потому необходима высокая мобильность и возможность быстро обучаться недостающим компетенциям или осваивать новую, но смежную профессию с нуля, — объясняет Сергей Плуготаренко. — Среди айтишников широко распространена смена рода деятельности: те, кто занимался только разработкой, совершенствуют себя как управленцы, а менеджмент, напротив, идет учиться кодить. Это также помогает лучше понимать отрасль и специфику отраслевых бизнес-процессов. Что касается навыков использования ИИ, то они необходимы сегодня абсолютно в любых специальностях, где это может помочь в работе и создать конкурентное преимущество перед другими специалистами».

Обращению с ИИ учат уже со школы. По национальному проекту «Цифровая экономика» действует федеральный проект «Искусственный интеллект». 1 сентября по этому проекту стартует бесплатное обучение на курсах для школьников 7–11 классов из всех регионов России в онлайн-школе «Сириус.Курсы».

На курсе «Знакомство с искусственным интеллектом» ребята из любого уголка страны смогут получить представление об искусственном интеллекте и его возможностях в разных отраслях. Об использовании ИИ в медицине, искусстве, нефтедобывающей промышленности и финансах рассказывают эксперты крупнейших технологических компаний.

В планах авторов курса — постоянно пополнять программу и приглашать компании из других отраслей.

На курсе «Линейная алгебра» рассказывают о математических объектах, которые лежат в основе современных технологий ИИ, — векторах и матрицах. Ученики узнают, как работать с этими объектами, и рассмотрят возможности их применения. А в «Анализе данных на Python» научатся работать с данными в различном представлении, формулировать и проверять исследовательские гипотезы на их основе.

«Введение в машинное обучение» — курс о создании алгоритмов машинного обучения, которые лежат в основе современного искусственного интеллекта. Здесь школьники узнают об основных принципах создания алгоритмов, благодаря которым существуют голосовые помощники, чат-боты и рекомендательные системы, а также получат практические навыки для самостоятельного создания подобных алгоритмов.

ИИ для взрослых со скидкой

Что касается взрослых, то для них благодаря федеральному проекту «Искусственный интеллект» доступно обучение ИИ с большой скидкой — до 90% стоимости курса финансирует государство.

Обучение проходит в онлайн-формате по одной из востребованных на рынке труда специальности: аналитик данных, инженер данных, технический аналитик, архитектор данных, архитектор в области ИИ и руководитель проекта в сфере ИИ.

В программе участвуют лучшие курсы на рынке онлайн-образования в сфере ИИ — их отобрал «Университет 2035», оператор программы. На платформе «Университета 2035» можно выбрать курсы от 11 ведущих вузов и ИТ-компаний: Университета ИТМО, Финансового университета при Правительстве РФ, «Яндекса», «СберУниверситета», МФТИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Университета Иннополиса, ТУСУР, РосНОУ, 1Т, «Мобильного электронного образования». По завершении выдается удостоверение о повышении квалификации. В этом году возможность обучиться с финансовой поддержкой получат не менее 1 950 человек. А всего до конца 2024 года (это срок окончания федерального проекта «Искусственный интеллект») пройдут обучение не менее 5,5 тыс. человек.

В этом году группы уже заполнились и набор временно приостановлен. В следующем году «Университет 2035» совместно с Минэкономразвития России проведет очередной отбор провайдеров и программ. Актуальная информация появится на сайте проекта.

«Специалисты с компетенциями в ИИ на рынке труда сейчас востребованы как никогда, — говорит Наталья Минасова, руководитель проекта „Искусственный интеллект“ „Университета 2035“. — Поэтому и спрос на обучение в этой области высокий, и предложений на рынке образовательных услуг довольно много. Зачастую для обучения по ИИ нужны более короткие программы — повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Область искусственного интеллекта постоянно развивается, а интерес к обучению проявляют уже состоявшиеся специалисты, которые хотят дополнительно использовать ИИ в своей работе. Для этого им достаточно получить необходимые компетенции в данной сфере, а не получать еще одно высшее образование».

С повышением интереса к сфере ИТ и одновременно с ее проникновением в другие отрасли экономики мы увидим новый тип многофункциональных и разновозрастных специалистов, — уверена эксперт.

«Цифровые кафедры» для каждого студента

В мир ИТ могут войти и те, кто уже учится в университете. Это стало возможно благодаря «цифровым кафедрам».

«Цифровые кафедры» — это программы профессиональной ИТ-подготовки в вузах, которые были запущены в 2022 году по национальному проекту «Цифровая экономика». На них студенты могут получить дополнительную квалификацию в области информационных технологий параллельно с изучением основной программы. При этом основная программа может быть как связана, так и не связана с ИТ. Преподают эксперты-практики со стажем работы в вузе или ИТ-отрасли от трех лет.

Только в прошлом году в 114 университетах страны были запущены около 500 образовательных программ, в том числе — разработка цифровых продуктов, веб-приложений, аналитика данных и многие другие, а к обучению приступили более 110 тыс. человек. В новом учебном году «цифровые кафедры» откроются на базе 119 вузов России, а количество программ вырастет примерно до 840.

Ожидается, что до конца 2025 года обучение на «цифровых кафедрах» завершат свыше 385 тыс. человек, а к 2030 году — более 900 тыс. студентов. Студентов в процессе будут оценивать по качеству цифровых компетенций, а после успешной сдачи экзамена им выдадут диплом государственного образца о профессиональной переподготовке, а значит, и дополнительную ИТ-специальность. Отличное преимущество для гуманитариев, выходящих на рынок труда.

«Дополнительное образование, участие в проектах, конкурсах и хакатонах, прохождение практики параллельно с основной учебой — все это, несомненно, большая нагрузка на студента. Зато по итогам обучения получается готовый специалист с необходимым набором компетенций и портфелем реальных кейсов», — говорит Сергей Плуготаренко.

В целом, будущее российского ИТ-рынка выглядит довольно перспективно. Около 50% студентов ИТ-направлений к концу обучения имеют опыт практической работы — это результаты исследования, проведенного АНО «Цифровая экономика» совместно с АНО «Национальные приоритеты».

При этом 80% планируют работать по полученной специальности. То есть процент тех, кто изучает специальность просто «ради диплома», в этой сфере очень низок.

Большинство (73%) опрошенных планируют устроиться на работу в компанию после завершения обучения. Но не будет ли перебора ИТ-специалистов с такой интенсивной подготовкой?

«Рынок — довольно гибкая вещь, и кадровый дисбаланс всегда компенсируется новыми нишами и перспективными направлениями, — отвечает Сергей Плуготаренко. — ИТ-специалисты — это намного больше, чем профессионалы, умеющие писать код. ИТ-отрасль, помимо разработки, нуждается в обслуживании, стратегическом планировании, маркетинге и PR, дизайне и многих других сопутствующих профессиях. Специалисты, которыми, казалось бы, переполнен рынок труда, находят для себя новое поле деятельности. Будущие специалисты тоже смогут это сделать».

Социальная реклама. АНО «Национальные приоритеты», ИНН 9704007633, erid: 25H8d7vbP8dKEmAdJLrWEt