Спецпроект • 25 Декабря 2020

Как big data помогает повысить качество услуг:
кейс «Почты России»

Автор: Наталия Владимирова

Фотограф: Александр Карнюхин


Для «Хиккеров», московской команды из трёх студентов-разработчиков, «Цифровой прорыв» в этом году стал первым опытом хакатона. Они приняли участие в подготовительном онлайн-марафоне — и сразу заняли третье место, а на основном хакатоне стали победителями. Андрей Иванов, Иван Лозинский и Глеб Скиба выбрали кейс «Почты России», не побоявшись зайти на новую для них территорию — больших данных и продуктовой аналитики. Мы узнали у Ивана Лозинского, как им удалось выиграть и зачем компаниям нужен анализ big data.

Почему вы выбрали кейс «Почты России»?

За его нестандартность, отличие от остальных кейсов «Цифрового прорыва», потому что он был не на разработку, а на аналитику. Интересно было попробовать себя в этой области.

Что было основным в решении этого кейса?

Был прототип системы, которая давала пользователю рекомендации, но он достаточно сырой, мы на него потратили минимум времени. Большую часть кейса составлял анализ данных и продуктовый анализ.

А какие данные предоставила «Почта России» и что вы в них нашли?

Данные о посылках: индекс отправителя и получателя, время и дата, вес и опции — хрупкая, объявленная ценность. Задача была — улучшить сервис и тем самым получить конкурентное преимущество на быстрорастущем рынке доставки.

Мы преобразовали индексы в геоположение и использовали координаты для выделения двух сегментов: посылок на длинные и короткие расстояния. Выяснилось, что отправители посылок на длинные расстояния статистически чаще используют дополнительные сервисы, поэтому и имеет смысл их рекомендовать.

Пользователей, отправляющих посылки на очень короткие расстояния, также много. Но «Почте России» приходится конкурировать со множеством городских компаний экспресс-доставки, и по срокам она проигрывает. Таких ультракоротких посылок 3,5% в общем трафике — это много. Поэтому мы порекомендовали обратить более пристальное внимание на этот рынок.

Иван Лозинский, участник конкурса «Цифровой прорыв», капитан команды «Хиккеры»

Ещё какие-то сегменты удалось достать из датасета?

Да, мы узнали, какой процент клиентов «Почты России» делает более 10% отправлений, и порекомендовали ввести для этой группы клиентов программу лояльности, чтобы увеличивать эту базу.

Потом мы занялись продуктовыми исследованиями и выяснили, на что жалуются клиенты. Много было жалоб на мошенничество, например, с почтовыми отправлениями наложенным платежом.

Как работают мошенники? Можете рассказать на примере?

Пользователь заказывает смартфон через интернет-магазин или у физлица. Ему приходит посылка наложенным платежом, но посмотреть, что содержится в этой посылке, он может только после оплаты. Недобросовестный заказчик может вместо телефона послать кирпич. Пользователь потеряет деньги, потому что после вскрытия посылки он не может её вернуть, и останется без телефона.

Мы предложили различные варианты решения этой проблемы: дать возможность вскрывать посылку при сотруднике почты либо всегда требовать опись посылки — причём через пользовательский аккаунт.

У «Почты России» есть система, в которой они хранят конфигурацию пользовательского аккаунта с привязанным номером телефона. Мы предложили создать такую конфигурацию в настройках, когда при отправлении посылки на номер телефона показывалось требование делать опись посылки при отправлении наложенным платежом. Так кирпич уже нельзя послать.

Потом мы провели опрос среди 50 знакомых, до которых смогли дотянуться. Практически никто из отправляющих или получавших посылки не пользовался приложением «Почты России». Ни в офисах, ни на сайте компании нет его рекламы. Мы предложили варианты рекламных постеров и упоминание приложения на сайте «Почты». Кстати, мы для всех наших решений предложили варианты дизайна.

Получается, вы сделали гораздо больше, чем требовалось, вышли далеко за рамки предоставленных данных. Вероятно, поэтому и заняли первое место?

Возможно. Решения команд, занявших второе и третье место, сконцентрировались только на анализе данных. Они выделили из исходного дата-сета чуть больше информации, чем мы, но продуктовую аналитику не проводили. Например, они выявили отправителей, которые отправляют посылки как частные лица, но на самом деле это юрлица. Предложили их мотивировать пользоваться тарифом для юрлиц.

Команда «Хиккеры»

Андрей Иванов, backend разработка на C++, Java, Python

Глеб Скиба, DataScience, аналитика, системное администрирование

Иван Лозинский, frontend разработка, машинное обучение

Слева направо: Андрей Иванов – backend разработка на C++, Java, Python, Глеб Скиба – DataScience, аналитика, системное администрирование, Иван Лозинский – frontend разработка, машинное обучение

Как у вас распределялись области ответственности на хакатоне — вы ведь все разработчики?

Да, и мы бывшие одноклассники. Я и Андрей Иванов учимся в МГУ, Глеб Скиба учится в МИРЭА. На первоначальном этапе мы вместе занимались проверкой гипотез. Глеб сфокусировался на обработке гипотез на счёт геоинформации. Я и Андрей занимались продуктовой аналитикой, и позже я переключился на дизайн. Нам не хватало компетенций, поэтому для финального этапа хакатона (27 — 29 ноября. — Inc.) мы добрали людей в команду. Через чаты «Цифрового прорыва» нашли очень хорошего специалиста по машинному обучению и специалиста по фронтенд-разработке. В этот раз нам он не понадобился, но летом, когда мы участвовали в этапе онлайн-марафона «Цифровой прорыв» в Южном IТ-хабе, очень пригодился бы. Я тогда разрабатывал сайт, опыта у меня во фронтенде немного, поэтому получилось не очень впечатляюще по сравнению с конкурентами.

Но участие в летнем онлайн-марафоне было вам полезно?

Конечно! Это был наш первый хакатон, и мы приобрели опыт презентаций. А чем качественнее доклад, тем выше оценки жюри. Тогда мы заняли третье место: разработали систему для мониторинга качества образовательных программ для Донского государственного технического университета. Система настроена, чтобы отслеживать это качество по разным параметрам и выдавать предупреждение, если какие-то параметры выходят за отведенные рамки — например, значительно снизилось количество студентов.

А что будет делать «Почта России» с результатами ваших трудов?

Они сказали, что наши решения им понравились: некоторые элементы они уже реализуют, над другими обещали подумать. За победу нам выдали приятное денежное вознаграждение — 150 тыс. руб. на команду.

Что вам дало участие в «Цифровом прорыве»?

Интересный опыт решения нестандартного кейса, который, надеюсь, пригодится в будущем. Мы привыкли писать программные продукты, а тут пришлось проводить аналитику, в том числе и продуктовую.

Александр Шумилов,
продакт-менеджер pochta.ru

«Участие в хакатоне дало „Почте“ новые идеи и подходы. Часть из них мы планируем реализовать уже в ближайшее время. Благодарим все команды за участие и работу. Спасибо, что внесли свой вклад в решение задач „Почты России“. Надеюсь, что в будущем мы продолжим участие в хакатоне с новыми кейсами».

Иван Лозинский, участник конкурса «Цифровой прорыв», капитан команды «Хиккеры»

А вы до этого большими данными не занимались?

Полноценной аналитикой big data — нет, но планирую. Мне кажется, это очень важная область — она даёт конкурентное преимущество компаниям, потому что позволяет снизить долю субъективности в принятии решений. Даёт возможность подтвердить или опровергнуть гипотезы, выдвигаемые на интуитивном уровне, а также строить нетривиальные гипотезы, о которых невозможно догадаться без анализа биг даты.

У вас в команде трое студентов. Как понять, что ты уже готов участвовать в хакатоне и обладаешь достаточными компетенциями?

Если у тебя есть свободное время и необходимые навыки — не обязательно в программировании, нужны и дизайнеры, люди с продуктовым опытом, — то участвовать надо обязательно. Это полезно в плане практического опыта и приятно в плане получения денежных призов в случае выигрыша. Если возникла такая мысль, то лучше попробовать, чем не попробовать и жалеть.