Спецпроекты • Партнерский материал • 9 октября 2023

Подружить бизнес с AI:
как искусственный интеллект помогает завоевать лояльность клиентов

Подружить бизнес с AI:
как искусственный интеллект помогает завоевать лояльность клиентов

Иван Баженов
Коммерческий директор компании SWIP

Последние несколько лет инфопространство «кипит» разговорами про нейросети и искусственный интеллект. Голосовые помощники, нейросети-художники, композиторы, транскрибаторы аудиозаписей. Казалось бы, давно пора интегрировать нейросетевые решения в бизнес. И такой опыт, конечно, есть: крупные компании имеют ресурсы для экспериментов в этой области, они могут собрать штат специалистов, вложить десятки миллионов рублей, тестировать гипотезы. Например, Netflix анализирует поведение своих подписчиков и использует ИИ для рекомендации контента конкретному зрителю. А сеть кофеен Starbucks разработала платформу Deep Brew, с помощью которой контролируются рабочий график персонала, порядок приготовления напитков.

Но может ли что-то подобное проникнуть в сегмент МСБ? По определению, малый бизнес не был способен — и до недавнего времени не хотел — примерять инновации у себя. У такого бизнеса совсем нет ресурсов, людей и идей для работы в этом направлении, а вместо этого есть простые и прагматичные задачи. Нужно окупаться, быть достаточно стабильными на горизонте хотя бы в несколько месяцев, формировать устойчивую базу постоянных клиентов. А главное, искусственный интеллект — это роскошь для «других».

В этом году многое изменилось. Прогремело обновление Chat GPT, на днях было анонсировано третье обновление «художника» DALL-E, с прошлой версией которой уже успел поиграться почти каждый, стал широко известен нейросетевой поисковик Perplexity AI.

Именно в этом году нейросети перестали быть просто предметом обсуждения — и начали применяться обычными пользователями как для развлечения, так и для рабочих задач.

И этот сдвиг в массовом сознании очень помог таким, как мы, — авторам нейросетевых решений для бизнеса. Если раньше наши идеи воспринимались как безумные, странные или гиковатые, то теперь у МСБ отношение совсем другое.

Возможно, вначале в этой условной компании появился дизайнер, который стал использовать в работе DALL-E, или программист, который правил код с помощью чат-бота. Затем такое новшество стало привычным — но также было понятно, что эти сервисы работают на персону, они не рассчитаны на общебизнесовые задачи. На этом этапе идея о нейросетевом сервисе для организации перестала казаться дикой, она обрела почву. С тех пор мы растем в среднем на 25% от прошлого месяца.

SWIP — это нейросетевая система, придуманная нами в 2021 году. Она выполняет очень конкретную задачу: повышает выручку за счет сохранения клиентов и повышения их активности. Представим, что 1 тыс. гостей из действующей базы не приходили к вам в последние три месяца. В обычном случае ничего не поделаешь: максимум можно прислать sms-сообщение с промокодом на случайный товар или скидкой на него. Конверсия с таких рассылок составляет около 1%. А 99% бизнес вернуть не сможет.

Очевидно, повысить конверсию могла бы индивидуальная работа с каждым покупателем: персональная скидка на любимый продукт, которая приходит в определенный день и даже в определенный час. И если в обычном случае у бизнеса нет инструментария проникнуть в личный опыт отдельного человека, то у нейросети он есть, если такую нейросеть создать. Мы увидели эту нишу и взялись за дело.

Сегодня наше решение выглядит даже слишком хорошо: нейросеть системы SWIP умеет видеть, что постоянный клиент А. А. ходит в кофейню недалеко от работы в понедельник и в среду, покупает разные напитки — в зависимости от сезона и других факторов. В последние два месяца он полюбил капучино 350 мл на растительном молоке. Покупку А. А. совершает по утрам — приблизительно в восемь часов. Но в какой-то момент А. А. пропадает, хотя продолжает ходить на работу. Нейросеть видит и это и берет в работу задачу по возвращению клиента. Она формирует для него персональное предложение — скидку на любимый напиток.

Здесь предельно важны все детали: тип продукта (А. А. покупает капучино, а не эспрессо), время отправки push-уведомления (за час до обычного времени покупки), даже размер скидки определяется персонально. И нейросеть отчитывается перед бизнесом за конверсию: возврат составляет более 65%. Никакой магии — просто ниша, занять которую эффективно может только нейросеть.

Пока такие проекты — единичные случаи. По данным Минцифры, сейчас в области AI в логистике и ретейле в России чуть больше 30 заметных продуктов, здесь SWIP был отмечен в списке первым.

Возможно, мы первые потому, что остальные пионеры ИИ пока пробуют вещи, которые носят не самую фундаментальную задачу. Например, что-то с чем-то сопоставляют (картинку с картинкой), что-то примеряют (чехол на диван), упрощают анализ событий, помогают что-либо предположить. В этих процессах нет прямой связи между нейросетью и увеличением прибыли.

Конверсия конверсией, но как это выражается в деньгах в нашем случае? За месяц я потратил на раздачу скидок 3,2 тыс. руб., заработал 60 тыс. руб., стоимость подписки — 4,49 тыс. руб., — это настоящий пример результата одной кассы одного нашего партнера. По меньшей мере по итогу трех месяцев мы обязуемся дать партнеру окупаемость подписки в три раза. Этот кейс может выглядеть магическим — но не больше чем Chat GPT, который в 2020 году написал колонку для The Guardian. Прошло три года — и сенсация стала нормой.

Можно не сомневаться, что нейросетевые сервисы для МСБ — это свершившееся событие и обратного пути нет. Каждый год разработка будет дешеветь на 20–30%, отсюда порог входа в это направление будет снижаться и через 5–10 лет предложение станет гораздо шире. Нейросети в рутине МСБ будут привычными для всех. Это хорошая новость для меня не только как для руководителя SWIP, но и как для обычного клиента магазинов, кофеен, ресторанов, гостиниц.

С системой лояльности разобрались: здесь персонализация будет иметь хирургическую точность. Представьте такой же точный анализ товаров на каждой полке: какой раскупают мгновенно, а какой не очень нужен; этот круассан испекли пять часов назад — скидка 15%, потому что завтра дисконт должен быть 50%. Это удобно и выгодно всем сторонам сделки.