Спецпроекты • 9 марта 2021

Кристофер Уинн, Papa John’s: «Бизнес в России — это что-то между спортом и войной. Зависит от дня недели»

Кристофер Уинн, Papa John’s: «Бизнес в России — это что-то между спортом и войной. Зависит от дня недели»

Рынок доставки еды, где традиционно главенствуют пицца и суши, во время пандемии пережил небывалый рост. Хотя конкуренция за гостей сегодня велика как никогда, номер один в рейтинге самых выгодных франшиз в России — сеть пиццерий Papa John’s — не только не сдаёт позиции, но и наращивает присутствие на рынке. Президент российского подразделения сети Кристофер Уинн рассказал Inc., как отличается психология россиян и американцев, какие навыки нужны франчайзи и в чём проблема агрегаторов.

О карантинных потерях

Неопределённость — это самое страшное для бизнеса. Когда началась пандемия и рестораны были вынуждены закрыться, мы оказались в состоянии неизвестности: не знали, как поведут себя арендодатели, покупатели, как поступит само государство. Психологически было непросто.

К счастью, суть нашего бизнеса в том, чтобы обеспечивать людей тёплой радостной едой за адекватные деньги. А потребность в этом никогда не пропадает — ни в хорошие времена, ни в плохие.

Но кое-что мы всё же потеряли. Исторически до 20% выручки российской сети приходилось на рестораны с обслуживанием в зале.

Россия вообще единственная страна, где у Papa John’s есть точки с посадочными местами. В остальном мире сеть работает исключительно на доставку. Когда мы запускались, доставка еды в Москве и тем более в регионах была далеко не самым продвинутым сервисом — поэтому мы знакомили людей с нашим продуктом через опыт классического дайнинга.

Со временем люди привыкли и к формату, и к нашей пицце. Доля доставки росла, и в Москве, например, ресторанов Papa John’s с залом становится все меньше. Но в регионах выручка от них составляет почти 40%: уровень гастрономии и доходы жителей не очень высоки, поэтому любую еду высокого качества — пусть даже и пиццу — там готовы есть в ресторанном формате.

Первые месяцы локдауна люди потребляли меньше, причём спад спроса мы наблюдали именно в больших городах типа Москвы и Санкт-Петербурга — а спрос в регионах, наоборот, начал расти: народ стал активнее уезжать на дачи. У нас широкая и налаженная сеть собственной доставки, поэтому период спада был коротким.

О русском духе

Я родился в Колорадо, но уже больше 20 лет живу в России, поэтому могу сказать, что психология мышления у россиян и американцев действительно отличается.

И в России, и в США люди страдают от социальных и экономических последствий пандемии. Но люди здесь приняли ситуацию с большим оптимизмом, пандемия не так их угнетала.

Думаю, русский народ такой крепкий и терпеливый, потому что видел много и привык к переменам: Великая Отечественная война, распад Союза, даже за последние 30 лет в России произошло столько, сколько не происходило в большинстве стран мира.

При этом у русского народа есть исключительный талант — искусство жизни.

Россияне действительно потеряли в доходах, но не отказались от того, что приносит им радость. Так, средний чек у нас упал всего на 10%. Люди покупают те же любимые позиции, что и раньше, просто сократили их количество: если раньше заказывали вместе с пиццей две порции сырных палочек, то сейчас заказывают только одну.

О трудностях бизнеса пиццерии

Papa John’s продаёт круглые пироги в квадратных коробках. На словах это несложный бизнес, но на деле всё иначе.

В нашем бизнесе не один, не два, а сразу три типа клиентов. Первый — покупатель пиццы, которого мы должны каждый раз радовать и не можем подвести в том, что касается качества продукта. Второй — любой наш сотрудник, для него мы должны создать комфортные и гуманные условия труда. Третий — наш акционер, которому мы должны регулярно показывать стабильно хорошие финансовые результаты. Уравновесить все аспекты — очень тяжело, постоянно появляются сложности.

Первая — логистика. Мы работаем в огромной стране, и для нас supply chain (цепочка поставок) — в приоритете. Всё тесто мы делаем в специальных центрах производства, а затем оперативно доставляем до ближайших ресторанов. Сейчас таких центров у нас 10. Учитывая, сколько точек у Papa John’s и как сильно они удалены от центра (у нас есть рестораны и в Сургуте, и в Ангарске) — можете представить себе, как непросто нам было наладить процесс производства и логистики. Но это получилось.

Вторая сложность — качество теста. Именно от него зависит вкус конечного продукта. В России качество муки и зерна очень высокое, но количество протеина в нём часто меняется. Получается, что тесто, которое ты замешиваешь сегодня, на вкус может сильно отличаться от вчерашнего. Влияют и плотность воды, и воздух, и влажность: тесто — это живой продукт. И если концентрация элементов в тесте меняется, мы должны сразу же это отслеживать и корректировать количество воды, оливкового масла и других ингредиентов.

Важно, чтобы и в Москве, и в Омске, и в Норильске пицца была одинаково вкусной. И благодаря нашей модели производства нам удалось добиться того, чтобы качество теста не зависело от навыков конкретного пиццмейкера. В теории, всё, что ему нужно, — достать тесто из холодильника, где оно хранилось в идеальных условиях, и распределить ингредиенты согласно стандартам.

Третья сложность — это люди. В стране в буквальном смысле перестало хватать курьеров.

К примеру, по пятницам и субботам из-за недостатка курьеров на машинах мы теряем около 15% выручки. «Яндекс.Еда» и Delivery Club набирают популярность и расширяются, на рынке всё меньше свободных рук, конкуренция за них растёт, а вслед за ней — и стоимость оплаты труда: за последние пару лет примерно вдвое.

В Москве больше 90% заказов мы доставляем своими силами, потому что так мы можем контролировать качество доставки. Когда мы отдаём свои продукты агрегаторам — видим недовольные отзывы клиентов о том, что пицца доехала к ним перевёрнутой набок. И это, конечно, тормозит наше желание доставлять пиццу через посредников.

Качество доставки для меня лично главная причина для недовольства в нашем бизнесе сейчас. Поэтому мы активно вкладываемся в программу образования курьеров, их долгосрочного привлечения. Чтобы они смотрели на нас не как на безликого рядового работодателя, а как на компанию, которая готова вкладываться в их карьерные перспективы. Нужно постоянно искать тонкую грань мотивации и двигаться к позитиву.

О том, как выбрать франчайзи

С 2017 по 2020 год мы планировали увеличить сеть в 4 раза, и в 2018—2019 гг. догоняли этот план. Пандемия скорректировала планы, но ненамного. Сейчас у нас больше 200 ресторанов в России, больше половины из них мы развиваем по франшизе. При этом из 100 партнёрских ресторанов в регионах примерно 95 зарабатывают деньги. Рост like for like нашего бренда варьируется от 20% до 100% в зависимости от региона.

Спросите, в чём наш секрет? Просто не бывает плохих пиццерий — бывают лишь менеджеры, которые управляют ими неправильно.

Со всеми потенциальными партнёрами я знакомлюсь лично. Может быть, как раз из-за моей внимательности и даже придирчивости мы изначально росли не так быстро, как могли бы. Приходилось и водку пить, и в баню ходить — даже сегодня в России очень часто деловые переговоры проходят не за столом. Я смотрю на человека в разных ситуациях и интуитивно понимаю, приходит он нам или нет.

Это как на первом свидании: ты почти сразу понимаешь, хочешь ли увидеться с человеком ещё раз или нет. Главное качество, по которому я понимаю, что нам с человеком по пути, — прозрачность.

Мы ищем тех, кто хочет зарабатывать деньги, гордясь при этом своим продуктом. И не у всех эти желания совпадают. Поэтому партнёрами становятся чаще всего малые предприниматели, у которых уже был или до сих пор есть собственный бизнес. Или же это люди, которые были связаны с ресторанами или сферой услуг ранее и как никто знают цену качеству и стандартам. Очень важен опыт оперативного решения сложных вопросов. Ведь бизнес в России — это что-то между спортом и войной, зависит от дня недели. Сегодня трубу прорвало, завтра — конфликт с местной властью.

Наш франчайзи должен одинаково эффективно общаться и с водителем, который вчера попал в аварию или у которого болеет жена, и с недовольным клиентом, которому доставили холодную пиццу, и с пиццмейкером, которой стоило огромных трудов переехать сюда из Средней Азии, чтобы прокормить свою семью.

Нельзя игнорировать и то, что наша франшиза не из дешёвых, а на открытие одной точки, в зависимости от локации, нужно 6—13 млн руб. То есть человек должен ещё и грамотно управлять деньгами.

При этом мы не живём в вакууме и видим, что даже в регионах есть другие потенциальные франчайзи, поэтому создаём для партнёров там особые входные условия. Мы помогаем человеку решить проблему с арендодателем, с финансированием, со снабжением, снижением затрат на IT-инфраструктуру. Мне важно, чтобы партнёры чувствовали себя с нами максимально уверенно и понимали, что никто их не бросит. Мы в одном окопе.

О счастье

Думаю, сейчас компания в лучшем положении, чем год назад. И это не связано с пандемией. Просто мы смогли сосредоточиться на давно существующих проблемах и решить их. Плюс последний год дал возможность сильно переосмыслить свою жизнь.

Я наконец могу назвать себя счастливым человеком. Думаю, счастье в жизни во многом зависит от способности быть благодарным тому, что у тебя есть. Я в буквальном смысле засыпаю и просыпаюсь, думая о пицце.

Наш офис в Москве находится за пиццерией, и каждый раз, когда я захожу в здание, чувствую этот запах. И честно говоря, за все эти годы я от него совсем не устал. Я ем нашу пиццу стабильно раз в неделю — обожаю «Супер Папу» и «Чикен Блю Чиз». Даже несмотря на то, что ради этого приходится дольше трудиться в спортзале.


Текст: Виктория Скребцова

Иллюстрации: Любовь Дронова