1 сентября 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал

Чему пандемия научила корпоративное направление EdTech

1 сентября 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал

Чему пандемия научила корпоративное направление EdTech

Текст: Виктория Скребцова

Иллюстрации: Любовь Дронова


Прошлой весной значительное количество крупных компаний оказались в глубоком кризисе и полностью отказались от услуг EdTech-стартапов. Многие значительно урезали косты. При этом нынешний лидер российского EdTech — компания Skyeng сумела нарастить долю корпоративных клиентов на 60% (с марта 2020-го по июль 2021-го). А совокупная выручка по всем направлениям увеличилась на 29%. Вероника Зданович, CMO Skyeng B2B рассказала Inc., как изменился рынок корпоративного обучения из-за пандемии и почему даже в тяжёлые времена бизнес продолжает инвестировать в сотрудников.

Как мы входили в кризис

У Skyeng довольно крупная доля корпоративных продаж. Наша выручка связана с экономическим состоянием компаний-партнёров, а их пандемия застала в неопределенности.

Клиенты могли написать, что через три дня приостанавливают всю работу со Skyeng, пока не поймут, что будет с экономикой дальше. Некоторые решили не отказываться от обучения полностью, но серьёзно сократили количество образовательных программ и урезали косты. Экономия для клиентов на время вышла на первый план — мы прекрасно их понимали. Но для Skyeng было принципиально важно не потерять с ними связь насовсем — мы быстро придумали новые варианты сотрудничества.

Для тех клиентов, которым работодатели временно перестали оплачивать курсы в Skyeng, мы разработали целый комплекс бесплатных активностей — чтобы за время неопределённости люди не растеряли те знания, которые у них уже есть. Проводили вебинары, дополнили библиотеку развлекательным контентом, запустили образовательные марафоны.

В рамках марафона по удалённой работе мы собрали 35 тысяч участников — это абсолютный рекорд для Skyeng B2B. На апрель 2020 года рост трафика у нас составлял астрономические 250%: на удалёнке у людей оказалось больше свободного времени.

Для остальных клиентов мы внедрили модель частичной компенсации: 30% расходов на обучение продолжал покрывать работодатель, а 70% оплачивал уже сам сотрудник. По факту сотрудник, который раньше мог учиться за счёт компании, перешёл на обучение за свой счёт. Но на деле мы почти никого из клиентов не потеряли: люди понимали, что рано или поздно кризис закончится.

И они оказались правы. Когда компании решили основные инфраструктурные проблемы (перевели сотрудников на удалёнку, перевезли оборудование, настроили сети безопасности), их расходы на офисы сильно сократились. Кроме того, они перестали тратиться на командировки, тимбилдинги, корпоративы и другие офлайн-ивенты. Эти высвободившиеся средства они стали активно вкладывать в удержание сотрудников. За последние семь месяцев доля компаний, которые покупают у нас курсы английского в качестве повышения лояльности, доросла до 50%. Это очень много.

Вся «заморозка» в целом длилась недолго. Ведь общение с международными партнёрами и совершенствование бизнес-скилов в пандемию стали ещё важнее. Клиенты быстро поняли, что передавать эмоции через экран на онлайн-встречах сложнее, многим перестало хватать их языкового уровня. В начале пандемии мы стали делать упор на курсы по soft skills: приглашали классных спикеров, которые помогали клиентам совершенствовать деловую коммуникацию, учили выступать с презентациями онлайн.

Сотрудники, которые с удалёнкой вернулись из мегаполисов в свои родные города, серьёзно пересмотрели роль английского в своей карьере. Оказалось, что из Таганрога или Кемерово можно работать не только на Москву, но и на любую мировую столицу в целом.

Главное — иметь нужный уровень языка. Мы как партнёры пытались донести до клиентов, что именно в кризис стоит вкладываться в своё образование: те, кто успеет прокачать скилы и переориентироваться, застрахуют себя от безработицы.

Благодаря всем этим мерам наше b2b-направление не просто не просело — мы выросли на 31% по количеству активных клиентов (с марта 2020-го по июль 2021-го). Быстрее всего к нам вернулись IT-компании и e-commerce, чуть позже пришли компании из фармацевтической отрасли. Для последних прошедший год был очень сложным: когда общественное напряжение немного спало, фармкомпании стали активнее работать над лояльностью своих сотрудников. Процент клиентов, которых мы потеряли насовсем, сравнительно небольшой: в основном это туроператоры, чей бизнес полностью разрушился.


>94%

компаний, с которыми сотрудничает Skyeng, достигают поставленных целей обучения.


на 50%

вырастает скорость прохождения уровня языка благодаря контролю дисциплины.


>94%

компаний, с которыми сотрудничает Skyeng, достигают поставленных целей обучения.


на 50%

вырастает скорость прохождения уровня языка благодаря контролю дисциплины.


18%

учащихся повышали знание языка на 1 уровень в год.


на 50%

обучающихся с использованием HR-кабинета выросли на 3 уровня за 2 года.


18%

учащихся повышали знание языка на 1 уровень в год.


на 50%

обучающихся с использованием HR-кабинета выросли на 3 уровня за 2 года.

Почему мы не уволили ни одного сотрудника

В пандемию мы намеренно отказались от сокращений. Во-первых, нужно было перестраивать процессы и придумывать новые модели работы с клиентами: это большой объём задач, для которого нужны рабочие руки. Во-вторых, интенсивность обучения с уходом на удалёнку у наших клиентов сильно выросла, им нужно было большее участие со стороны наших сотрудников.

Кроме того, 50% сотрудников и до пандемии работали удалённо. Многие из них живут в других странах: там закрытия начались раньше, и они успели морально подготовить нас к локдауну.

Фактически на удалёнку нужно было перевести только отдел продаж: это 100 сотрудников московского офиса, чья работа строилась на прямой коммуникации с корпоративными клиентами и лицами, принимающими решения (выезды на встречи, офлайн-презентации, переговоры).

Для них мы сделали детальный чек-лист — чтобы сотрудники не ездили в офис несколько раз, а забирали всё необходимое для работы дома за один.

Еще один чек-лист мы посвятили видеообщению с клиентами: как выставить свет и расположить монитор, чтобы клиенты вас видели; как включить звук, чтобы не приходилось вас переспрашивать; как настроить соединение, чтобы встречи не срывались.

Дальше мы стали думать, как измерять онлайн-эффективность тех 100 человек, которые раньше работали исключительно в офлайне. Решили использовать систему one-day-sprint: каждое утро менеджер рассказывал команде о задачах, которые он должен закрыть до вечера (сколько планирует встреч, сколько отправит коммерческих предложений и так далее). А в конце дня отписывался о том, что успел, а что — нет. Эти результаты мы затем перепроверяли.

В итоге система one-day-sprint увеличила эффективность онлайн-встреч в отделе продаж на 35%.

На удалёнке, без прямого контакта, стало сложнее поддерживать связь с потенциальными клиентами. Мы подключили отдел маркетинга — помогать отделу продаж настраивать social selling: искать ЛПР в соцсетях и выходить с ними на связь таким образом, чтобы при этом не нарушать личные границы. Мы переходили в те каналы общения, которые были удобны самому ЛПР. Теперь больше половины текущих корпоративных клиентов поддерживают с нами деловую коммуникацию именно в мессенджерах и соцсетях.

Новых партнёров мы тоже стали искать через социальные сети. Были предельно аккуратны: если понимали, что человек использует страницу исключительно как личную и ничего не постит там по работе, дальше не шли. Если человек просто не выходил на связь, мы не нажимали. Помимо Telegram, WhatsApp и Facebook мы начали использовать LinkedIn: для россиян он закрыт, но через VPN с компаниями из Беларуси и Украины поддерживать коммуникацию там очень удобно.

Как Skyeng B2B стал образовательным маркетплейсом

Корпоративные клиенты обычно приходят к нам, чтобы решить одну из трёх задач: выйти на международные рынки, повысить эффективность и увеличить лояльность сотрудников. Важно подчеркнуть, что 94% из 200 компаний-клиентов, которые сотрудничают со Skyeng более шести месяцев, в итоге достигали поставленных бизнес-целей (исследование проводилось в феврале 2021-го).

Наше преимущество не только в том, что мы доводим клиентов до нужной им цели, но и в том, что результаты обучения они могут увидеть в объективном, оцифрованном виде. Мы чётко выстраиваем для ученика путь к прогрессу: он может следить за ним в личном кабинете и приложении. У работодателя также есть все инструменты для контроля эффективности: в корпоративном кабинете он может посмотреть, на каком этапе обучения находится каждый конкретный работник, какая у него вовлечённость, какой прогресс.

В 2021 году Skyeng запустил новое направление — онлайн-университет рентабельного образования для взрослых Skypro. Мы заработали большой кредит доверия среди корпоративных клиентов и решили предложить им этот продукт одновременно с b2c-клиентами. Первыми клиентами стали как раз те, кто учился у нас английскому.

В Skypro есть универсальные продукты, которые нужны сотрудникам любой компании, независимо от отрасли: например, курсы работы в Excel. Компания может купить пакет на несколько десятков человек и затем распределить их между нужными сотрудниками. Или сделать нас поставщиком образовательных продуктов для собственного корпоративного университета (такие есть во многих крупных компаниях).


Какие цели компании ставят чаще всего?

21,3%

— работа на международных рынках

19,5%

— повышение эффективности труда

15,6%

— повышение лояльности персонала

15,3%

— карьерный рост сотрудников

10,4%

— изучение бизнес-лексики

8,7%

— улучшение HR-бренда

8,2%

— общение в межкультурных командах

1,1%

— другие


Какие цели компании ставят чаще всего?

21,3%

— работа на международных рынках

19,5%

— повышение эффективности труда

15,6%

— повышение лояльности персонала

15,3%

— карьерный рост сотрудников

10,4%

— изучение бизнес-лексики

8,7%

— улучшение HR-бренда

8,2%

— общение в межкультурных командах

1,1%

— другие

Кроме того, все курсы Skypro мы можем адаптировать под нужды конкретного корпоративного клиента. Например, недавно к нам пришла крупная международная компания с запросом на курсы по маркетингу: мы взяли существующую программу Skypro и доработали её с прицелом именно на тот рынок, где работает наш клиент.

Со стартом Skypro мы фактически стали b2b-маркетплейсом. Теперь на нашей площадке пользователь может найти английский для взрослых, профессиональное обучение и курсы для детей (направление Skysmart).

Это удобно: сотрудник может воспользоваться корпоративной скидкой, чтобы купить курс по математике для своего ребёнка или курс по Excel — для партнёра-предпринимателя.

Первые продажи Skypro в b2b мы получили лишь спустя месяц после старта продаж в b2c-секторе. Корпоративным клиентам требовалось время, чтобы проверить, так ли мы хороши в профессиональном образовании, как хороши в английском. Но когда корпоративные клиенты увидели первые показатели NPS от b2c-покупателей, продажи сразу пошли вверх. Сегодня доля b2b-клиентов у Skypro составляет 20% (хотя по рынку этот показатель обычно не превышает 10%).

Для некоторых клиентов Skypro и Skyeng разрабатывают персональные предложения. Например, если компании нужен быстрый прогресс, она может ввести систему возврата инвестиций. Сотрудникам, которые в течение трёх месяцев не пропускают ни одного занятия и вовремя сдают все задания, компания полностью оплачивает обучение. Это очень результативная модель: благодаря контролю дисциплины сотрудники одной из компаниий, которая ввела такую систему, увеличили скорость прохождения нового языкового уровня на 50%.

Что ждёт EdTech в России в ближайшие годы

Мы планируем активнее развивать международное направление. Наши представительства уже есть в Испании, Италии, Франции, Польше, Японии, Южной Корее — на июль 2021 года там учатся 4000 человек. Для них мы собираемся адаптировать те продукты, которые отвечают местным запросам. Например, на европейском рынке корпоративного английского три компании-лидера, и 95% их услуг — это групповые уроки. В российских компаниях всё ровно наоборот: большинство уроков проводится индивидуально. Ещё одно отличие: на Западе очень развита система оплаты за обучение по подписке, в то время как в России — пока нет.

Что же касается рынка в целом, мы ожидаем, что он будет расти. О перегреве речи пока нет: в целом объём EdTech в России пока гораздо скромнее, чем в США и Европе.

У других игроков доля рынка b2b-продаж составляет не больше 10%, поэтому с более-менее высокой конкуренцией на российском рынке Skyeng столкнётся лишь через несколько лет.

EdTech в России может расти в том числе за счёт синхронизации с HR-Tech: эти два сектора развиваются параллельно, но могут сотрудничать, чтобы быстрее отвечать на экономические вызовы.

Для себя мы выделяем несколько важных трендов корпоративного обучения, которые будут актуальны следующие несколько лет.

  • Скорость обновления технологических решений будет только расти. С переходом на удалёнку компании начали активно внедрять инструменты для работы и обучения распределённых команд. Возрос объём дистанционного обучения, появились новые решения для проведения виртуальных классов. Те компании, которые работают с LMS (Learning Management System — система совместной параллельной работы нескольких сотрудников над образовательным контентом в удалённом режиме), уже очень быстро и качественно запускают новый функционал. А в будущем именно они будут расти активнее всего.
  • Рынок бросит силы на поиски инструментов фокусной отчётности. Пока нет единой объективной метрики, по которой можно отслеживать прогресс корпоративных учеников. И её появление оптимизирует услуги партнёров и повысит конкуренцию.
  • Микролёрнинг (обучение слотами по 10–15 минут) продолжит укореняться. Концентрация современного человека постоянно снижается. Людям, которые привыкли к сменяемости контента, которую сегодня обеспечивают сторис в Instagram или ролики в TikTok, уже очень сложно сфокусированно слушать о спряжении глаголов больше 15 минут. В условиях перенасыщения информации из разных источников микролёрнинг решает эту проблему.
  • Все инструменты онлайн-обучения станут мобильными.По данным лидера американского рынка онлайн-образования — Coursera, её пользователи читают в среднем около 220 уведомлений на смартфоне каждый день, то есть они прикованы к ним постоянно. В корпоративном обучении недостаточно предоставлять браузерную версию: большинство наших корпоративных клиентов пользуются «мобилкой».