Журнал

«Healthy Food — это не Дима Пронин». Он потерял клиентов, партнёров и 10 млн руб. Что было дальше?

«Healthy Food — это не Дима Пронин». Он потерял клиентов, партнеров и 10 млн рублей. Что было дальше?

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

СПЕЦПРОЕКТЫ    26 августа

Шахматы и бизнес: как простое увлечение серьёзной игрой может повлиять на нашу жизнь

Автор: Надежда Орлова

Иллюстрации: Александр Костенко

Большинство предпринимателей находит себе занятие, которое позволяет переключаться и получать дополнительные навыки. Это может быть теннис, плавание, йога или даже уроки вокала. Всё это полезно и создает дополнительные нейронные связи, но ничто так не развивает стратегическое мышление, как шахматы. О том, как популярная интеллектуальная игра позволяет шире взглянуть на собственную жизнь и её возможности, рассказал Илья Шимриильевич, руководитель управления по стратегическому развитию сбытового подразделения «Газпром нефти». Увлечение шахматами привело его не только в госкорпорацию, но и в бизнес.

Дивный шахматный мир

Я вырос в небольшом городке в Пермской области. Когда мне было 12 лет, в школе объявили чемпионат по шахматам. Я знал правила игры, и мне тоже захотелось участвовать. За две недели до начала чемпионата я заболел и всё это время просидел дома на больничном. Как раз в этот момент к нам в гости приехал дедушка, и всё свободное время мы с ним играли в шахматы. Он играл на любительском уровне — как раньше играли многие дедушки в парках и на скамейках, в советское время это было популярно. После двухнедельной непрерывной игры дома я неожиданно занял на школьном чемпионате первое место.

У меня, как у победителя, был выбор из трёх призов: машинка на пульте управления, ещё какая-то игрушка и книжка чемпиона мира по шахматам Александра Алёхина «На пути к высшим шахматным достижениям». Я выбрал книгу. Помню, как второй призёр был рад, что я не выбрал машинку, — игрушки в те времена (начало 90-х) были в дефиците.

На соревнованиях меня заметили и предложили заниматься в местном кружке. Дома я читал книгу Алёхина и постепенно открывал для себя мир шахмат. Помню, как на меня производили впечатление сложные комбинации, хотелось повторить их в своих партиях в школе. Правда, в школьные годы мне не особо удавалось погрузиться в шахматы — учёба занимала много времени. К тому же в маленьком городке с населением до 20 тыс. человек не хватало учителей и тем более профессиональных шахматистов. Были отдельные энтузиасты, которые брали на себя дополнительную нагрузку вроде организации чемпионата школы. Но это были любители. А технологий, как сейчас, или даже интернета тогда ещё попросту не было.

Я закончил школу с золотой медалью и переехал в Пермь, там поступил в университет. На первом курсе история повторилась: я записался на какой-то турнир, и мне снова захотелось играть. На первых двух курсах я начал активно заниматься шахматами сам, у меня было достаточно свободного времени, так как учёба давалась легко. В какой-то момент мне захотелось стать мастером или даже гроссмейстером.

Найти хорошего тренера в то время было трудно. А у тех, что были, занятия стоили очень дорого. Однако вскоре меня познакомили с хорошим гроссмейстером с адекватными расценками, я стал время от времени брать частные занятия и много занимался сам. После трёх месяцев интенсивной тренировки я стал совершенно иначе понимать шахматы, мои интеллектуальные способности стали лучше. Я почувствовал, что даже мыслить стал по-другому: появилось умение держать в голове большое количество информации, в уме стали формироваться целые стратагемы. Я стал глубже воспринимать мир и сами шахматы — увидел их внутреннюю красоту.

Шахматы — это по сути модель жизни в миниатюре, они во многом объясняют и саму жизнь, раскрывают ее системные взаимосвязи.

Новый этап жизни

После третьего курса университета мои пути с шахматами вновь разошлись — совмещать учёбу и поездки на соревнования было сложно и дорого. Однако период этого увлечения сильно повлиял на дальнейшую жизнь. Я стал видеть возможности, которые не увидел бы раньше. После окончания учёбы у меня были разные предложения по работе. Я мог сразу уехать в Москву, мне предлагали переехать в Сингапур. В итоге, продумав все варианты, я принял решение начать трудовую практику в Перми. Проработав там полтора года, я таки переехал в Москву.

Шахматы учат быть более объективным. Не всегда то, что является очевидным, оказывается правильным. Важно балансировать между тем временем, которое нужно, чтобы найти наиболее правильное решение, и самим решением. Можно поторопиться, что-то быстро сделать и потом об этом долго жалеть. А можно немного подумать и найти более приемлемое решение. Шахматы учат разбираться, есть ли вообще потенциальное решение в той или иной ситуации.

За время моей карьеры внутри компании постоянно происходили какие-то трансформации, но меня это не пугало, а, наоборот, привлекало. Я понимал, что именно шахматы меня к этому приучили.

В шахматах есть такие типы позиций, где нельзя сделать шаг влево или шаг вправо,  — есть простой понятный вариант, который легко просчитывается на 20 ходов вперёд. Также и в жизни: когда никаких изменений не происходит, ты можешь всю жизнь проработать на одной позиции какого-то специалиста, даже если ты очень талантливый и крутой. Глупо говорить, что тебя недооценили, не заметили и так далее. Ты просто выбрал работу в таком формате, и тебе изначально не могли предложить другого.

Проводя параллели между шахматами и жизнью, я часто понимал, как нужно поступить, и никогда не боялся перемен. В сложных ситуациях всегда есть возможности для нестандартного творческого решения, которые позволяют развернуть ситуацию сильно в свою пользу. Нужно только уметь достаточно верить в себя и не бояться мыслить иначе, не как все. И брать на себя ответственность, в том числе и за риск, заложенный в таких решениях. Шахматы здорово этому учат.

Благодаря этим навыкам мне удалось попасть на работу и успешно развиваться в одной из дочерних структур крупной корпорации. Сначала в Блоке экономики и финансов, затем в операционном управлении, где, работая на позиции Директора по развитию бренда ОПТИ, я инициировал и с нуля развил сеть АЗС под новым брендом. Позднее я уже переключился на решение более верхнеуровневых, стратегических задач, которые влияют на деятельность целой группы дочерних обществ и компании в целом. Уверен, пройти такой путь без закалки шахматами было бы невозможно. Как минимум — очень сложно.

Некоторые важные навыки, которые развивают шахматы

Стратегическое мышление

Шахматы позволяют человеку увидеть целостную картину, провести анализ ситуации, рассмотреть несколько вариантов развития событий и выбрать тот, который приведёт к наилучшему результату

Концентрация внимания и терпение

В этой игре важно не принимать поспешных решений и проявлять максимальную наблюдательность и выдержку. Со временем эти навыки становятся автоматическими и применимыми во всех жизненных ситуациях

Ясность мыслей

Благодаря шахматам человек учится управлять своим мышлением и избавляться от ненужных мыслей.

Память

Постоянно запоминая предыдущие ходы соперника и рассчитывая последующие, игрок тренирует память. Со временем это позволяет сходу запоминать большие объёмы информации, легко визуализировать их и даже мысленно комбинировать, не теряя системной целостности и их логической взаимосвязи.

Лидерские качества и самостоятельность

В шахматах каждый сам решает, какой шаг будет следующим, — спросить совета и переложить ответственность за собственные решения на кого-то другого не получится. Так и в бизнесе: рассчитывать на себя и быть в ответе за ключевые решения — одно из главных качеств для лидера.

Продолжение шахматной истории

На одном из сильных по составу гроссмейстерских турниров в студенческие времена я познакомился с тогда ещё международным мастером Эрнесто Инаркиевым. Эрнесто был подающим большие надежды молодым шахматистом и ещё учился в школе. Я же был студентом-любителем — единственным любителем в том турнире и единственным, кто выиграл у него тогда. Так началась наша дружба — с турнира, где Эрнесто получил звание гроссмейстера, а я — мастера ФИДЕ. Теперь, спустя много лет, мы решили создать свою шахматную академию. Годы, проведённые в поиске хорошего тренера, показали, что игра в шахматы может быть доступна не всем, особенно в небольших городах. Впрочем, и в крупных городах это немалая проблема — трафик и расстояния ограничивают выбор вариантами «шаговой доступности» непроверенного, зачастую сомнительного качества. Поэтому в рамках Академии мы создали IT-платформу, на базе которой тренер может заниматься с ребёнком, взрослым или группой людей онлайн, используя методики, разработанные самим Эрнесто.

Также на онлайн-платформе можно видеть успеваемость учеников, отслеживать динамику развития. Материалы и домашние задания также можно получать на базе платформы. На основе того, как учащийся решает упражнения, есть возможность корректировать материалы под присмотром тренеров, делать их более персонифицированными. Это методическая работа через обратную связь, которая накапливается в системе. Немаловажно и то, что каждого тренера Эрнесто подбирает и тестирует лично, попасть в Академию Инаркиева сможет далеко не каждый шахматный педагог. Такое щепетильное отношение к качеству обучения не случайно, ведь шахматы для Эрнесто — дело (любовь, если хотите) всей жизни.

Научиться игре в шахматы можно с нуля в любом возрасте, взрослым это сделать даже легче — с годами появляется больше осознанности, более лёгкое восприятие информации. Буквально пару месяцев занятий два раза в неделю по часу-полтора — и вы будете резко отличаться от тех, кто не играет в шахматы. Это как умение читать.

Человек, который умеет из букв складывать слова, сильно отличается от человека, который этому не научился. И между ними пропасть. Также и с шахматами — знание азов и азбуки шахмат позволит всегда быть на шаг впереди.

Сегодня шахматная культура активно возрождается. Обучение игре вводят в систему общего образования по всему миру не случайно, шахматы имеют прямое отношение к жизни: они учат продумывать ходы наперёд, предвидеть действия соперников, не принимать поспешных решений и стремиться к победе. Шахматы вырабатывают стратегическое мышление, формируют воображение и творческие способности, лидерские качества, а также навык предвидеть изменения в окружающем мире и действиях людей. Эти навыки всегда будут полезными как для карьерного роста, так и в собственном деле.

Про школу

Шахматная Академия Гроссмейстера Инаркиева «ШАГИ CHESS» — это онлайн-платформа, которая делает обучение более интересным и эффективным. Её основатель — чемпион Европы, один из лучших игроков России и мира, который собрал на своём интернет-портале команду из таких же целеустремленных тренеров, как и он сам.

На площадке есть различные программы — как для новичков шахматного дела, так и для опытных игроков. Занятия и вебинары проходят по видеосвязи. Курсы и упражнения доступны круглосуточно в любой точке мира. Во время занятий на экране высвечивается интерактивная доска, на которой всегда можно проанализировать вместе с тренером прошедшие партии. Также у каждого ученика есть свой профиль, где отслеживается успеваемость шахматиста.

Занимаясь регулярно онлайн, можно за 48 месяцев пройти путь от начинающего до мастера, а чтобы побеждать всех — или почти всех — на работе или в кругу друзей, достаточно и трёх-четырёх месяцев тренировок.