Спецпроекты • Информационное партнерство • 10 октября 2023
Текст: Анастасия Михур
Иллюстрации: Наталья Чобанян
История Cosmoscow началась в 2010 году. Идейным вдохновителем, основателем и директором проекта выступила коллекционер с искусствоведческим образованием Маргарита Пушкина. Ранее она издавала архитектурный журнал «Проект Классика» и руководила созданием коллекции современного искусства банка Kit Finance. Private Banking, где занимала пост управляющего директора. По роду деятельности Маргарита много анализировала арт-рынок. Постепенно у нее сформировалось видение собственного проекта и понимание вектора его долгосрочного развития.
Идея была в том, чтобы не просто сделать очередной проект в сфере искусства, а создать ярмарку мирового класса и мощную экосистему вокруг нее. Cosmoscow должна была стать платформой для взаимодействия зарубежных и российских коллекционеров, галерей и художников. Концепция включала в себя обширную VIP и параллельную программы, а также образовательный трек.
По задумке Маргариты и ее команды, проект должен был стать поддержкой для галерейного бизнеса, двигателем российского арт-рынка на глобальном уровне. Также была задача вовлечь как можно больше людей в процесс изучения и коллекционирования произведений искусства. Рассказать и показать широкой аудитории, что происходит в этой сфере и почему ее стоит поддерживать.
Формат международных ярмарок на момент основания Cosmoscow уже активно развивался за рубежом. Такие мероприятия становились точкой притяжения для коллекционеров и любителей искусства из разных стран. Одним из ориентиров для команды стала швейцарская Art Basel, которая проводится уже более 50 лет, в том числе в Майями, Гонконге и Париже.
Первый Cosmoscow стартовал 17 декабря 2010 года на «Красном Октябре». Ярмарка проводилась на личные средства основателей и продлилась три дня. Состав работ определяли галереи, отобранные экспертным советом проекта. Таким образом, по задумке организаторов, перед зрителем был срез самого интересного на арт-рынке.
В ярмарке приняли участие около 30 российских и зарубежных галерей. По международным меркам это было достаточно камерное мероприятие, однако приезд в Москву игроков такого уровня, как Spruth Magers, Simon Lee, Forsblom, Gebr.Lehmann, стал событием для города и задал высокую планку качества на будущее.
Команда Cosmoscow называет свою первую ярмарку «пилотным выпуском». «Мы буквально „в полях“ обкатывали и создавали технологический процесс, — рассказывает директор-основатель ярмарки Cosmoscow Маргарита Пушкина. — Это был уникальный опыт, потому что никто не знал, как делать такой масштабный и многозадачный проект в России с ее особенной историей. Однако быстро стало понятно, что к местному арт-рынку есть большой интерес. Мы увидели большой потенциал».
Мероприятие привлекло внимание прессы и собрало множество позитивных отзывов. Однако между первой и второй ярмарками прошло целых четыре года. За это время организаторы доработали формат и расширили команду. В частности, в роли международного директора к Cosmoscow присоединилась Сандра Недвецкая, прежде занимавшаяся развитием бизнеса Christie’s в России и странах СНГ. Проект усилился советом коллекционеров — в него вошли Наталья Водянова, Антуан Арно, Тереза Мавика, Ольга Ващилина и другие известные ценители искусства.
После перерыва, в 2014 году, Cosmoscow состоялась в ЦВЗ «Манеж». В ней было представлено большое количество заметных международных галерей — A Palazzo, Beck& Eggeling, Campoli Presti, Javier Lopez, Massimo de Carlo, Michael Werner и другие. «Для нас было важно количество международных участников, так как мы стремились с помощью Cosmoscow встроить российские галереи в глобальный контекст и показать наших художников как часть глобальной индустрии», — поясняет Маргарита Пушкина.
В рамках ярмарки также была анонсирована ежегодная совместная программа по развитию молодого русского искусства Фонда V-A-C и Музея современного искусства Антверпена M KHA. Еще одним важным достижением стала поддержка второго Cosmoscow со стороны влиятельных некоммерческих фондов и институций, например Музея современного искусства «Гараж», аукционного дома Christie’s и фонда «Обнаженные сердца».
В 2014 году Cosmoscow посетили более 7 тыс. человек. С тех пор ярмарка стала ежегодным событием. Постепенно сформировалась устойчивая программа, включавшая в себя не только галерейную часть, но и образовательные и некоммерческие инициативы, перформансы и музыкальные выступления. Концепция и задачи оставались неизменными, но Cosmoscow обрастала все новыми сайд-проектами и дополнениями.
В рамках секции Focus ежегодной частью ярмарки стало посвящение специальной программы одной из стран мира. Например, в сотрудничестве с министерством культуры Норвегии и крупнейшим фондом по поддержки норвежского искусства OCA в 2017 году на Cosmoscow были представлены стенды галерей из Осло, Ставангера, Тронхейма и Киркенеса. В последующие годы героями секции также становились Бельгия и Италия.
В 2017 году появился Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow, бессменным директором которого стала Анастасия Иванова. Задача организации — систематизировать и развивать некоммерческую деятельность, которая с первого же года была важной составляющей Cosmoscow. Среди основных направлений работы фонда — финансирование художественных проектов, содействие образованию в области современного искусства и пополнение музейных коллекций.
Анастасия Иванова
директор Фонда Cosmoscow
«Покупка работ и передача их в постоянные коллекции музеев — по-своему уникальная программа. Она показывает, что отобранные нашими экспертами работы современных художников — это музейное искусство, которое спустя годы будет восприниматься как классика. По сути, это наш вклад в будущее».
Ежегодно фонд проводит благотворительный аукцион. Это не только инструмент для поддержания его работы, но и проект, призванный познакомить широкую аудиторию с новыми именами в искусстве.
В 2018 году был открыт Клуб коллекционеров Cosmoscow — сообщество для знакомства с миром российского и международного современного искусства. Программа Клуба обычно насчитывает четыре события ежемесячно: это экскурсии по выставкам с их кураторами, посещение мастерских художников, камерные дискуссии на разные темы, театральные премьеры, концерты современной музыки и арт-туры.
В 2019 международным арт-директором стал ведущий европейский специалист по России и Восточной Европе Саймон Риз. Этот же год команда отмечает как знаменательный по составу галерей: на одной площадке удалось собрать Emanuel Layer, Galerie Frank Elbaz, Georg Kargl, Giorgio Persano и Peres Projects.
Такие мероприятия, как Cosmoscow, как правило, существуют за счет оплаты участия галерей, спонсорских взносов, а также входных билетов. Но у проекта есть своя специфика: из-за работы на развивающемся рынке у ярмарки сохраняется сравнительно низкая стоимость участия для галерей.
Поэтому большое внимание команда уделяет работе с партнерами, среди которых в 2023 году оказались «Сбер» и «СберПервый», девелоперские компании MR Group и Hutton, Bork, EXEED, Ultima, Beluga и Tete de Cheval, 12 STOREEZ, новая интернет-энциклопедия «Рувики», «Сибур», школа «Алгоритм», технический партнер LIVE SOUND и BLACKSQUARE. В основном партнерам ярмарки предлагают специальные проекты, арт-коллаборации.
Валентина Давыдик
директор по маркетингу девелоперской компании HUTTON
«Мы рады поддерживать современное искусство и креативные индустрии в целом и имеем большой опыт в этом направлении, которое стало частью нашего ДНК. Например, в этом году мы в пятый раз участвуем в ярмарке Cosmoscow. Искусство является неотъемлемой частью жизни наших клиентов. В этом взаимодействии мы помогаем индустрии, художники транслируют текущую повестку и наши идеи, воплощая их в своих работах, а жильцы получают возможность находиться в пространстве, которое созвучно их ценностям. Эта деятельность больше направлена на позиционирование HUTTON и позволяет нам находить единомышленников и говорить на одном языке с нашей аудиторией».
Владимир Медейко
Генеральный директор новой интернет-энциклопедии «Рувики»
«Современное искусство — самое динамично развивающееся направление, реагирующее на вызовы и изменения в обществе, поэтому его поддержка для нас — это участие в фиксации изменений как в искусстве, так и в обществе. „Рувики“ — это навигатор в мире знаний. Для поддержки Cosmoscow мы создали множество материалов об известных и новых художниках, галереях, арт-объектах. И они будут существовать и обновляться в энциклопедии не только в период проведения выставки, а останутся в ней навсегда».
Пандемия 2020 года внесла коррективы в работу проекта. Необходимо было найти способ продолжать свою деятельность в условиях вынужденной изоляции. В качестве ответа на этот вызов команда создала новый онлайн-ресурс — маркетплейс «Тео». Это платформа с отобранными галереями и художниками, которая позволяет не только купить работу современного автора онлайн, но и познакомиться с российским современным искусством и почерпнуть информацию об авторах из любой точки мира. На момент запуска на платформе были представлены более 200 художников.
Несмотря на то что в ковидный год почти все международные ярмарки были отменены, провести Cosmoscow все же удалось. Для этого организаторы приняли дополнительные меры по безопасности, распределив гостей по сеансам и ограничив количество посетителей. Впервые ярмарка прошла в гибридном формате: офлайн и онлайн. Осенью того же года прошел дебютный выпуск ярмарки-сателлита молодого искусства blazar. Помимо галерей, в ней приняли участие профильные учебные заведения — в том числе Британская высшая школа дизайна и Московская школа фотографии и мультимедиа имени Родченко.
В 2021 году программа дополнилась Секцией цифрового искусства, созданной совместно с ярмаркой цифрового искусства CADAF (Нью-Йорк). В ней приняли участие цифровые работы, преобразованные в NFT-арт-объекты специально для Cosmoscow. Участниками секции стали как российские, так и международные художники: 404.Zero, #NOTOOLATE duo, арт-группа Recycle, Мария Агуреева, Инес Альфа, Иван Плющ, Дима Ребус, Кевин Эбош и другие.
Десятый выпуск Cosmoscow в 2022 году собрал рекордное количество посетителей — 24 тыс. за четыре дня. Команда также инициировала курированную выставку цифрового искусства совместно с арт-группой Instigators. В дальнейшем эта секция стала постоянной.
(«Манеж»)
30 галерей и 7 тыс. посетителей
(«Гостиный двор»)
34 галереи и 14 тыс. посетителей
(«Гостиный двор»)
38 галерей и 16 тыс. посетителей
(«Гостиный двор»)
54 галереи и 19,2 тыс. посетителей
(«Гостиный двор»)
70 галерей и 19 тыс. посетителей
250 современных художников
(«Гостиный двор»)
67 галерей и 22 тыс. посетителей
300 художников из 14 стран
(«Гостиный двор»)
62 галереи и 9,6 тыс. посетителей (максимальное возможное количество с учетом ограничений Роспотребнадзора)
более 300 художников
+ 10 галерей в Online Cosmoscow
(«Манеж»)
82 галереи и 15 тыс. посетителей (с учетом COVID ограничений)
более 350 художников
(«Гостиный двор»)
72 галереи и 24 тыс. посетителей
более 1,6 тыс. произведений современного искусства
24 дискуссии при участии 89 арт-экспертов
(Павильон «Форум» ЦВК «Экспоцентр)
80 галерей и 31 тыс. посетителей
300 художников
более 20 дискуссий при участии 83 экспертов
Cosmoscow в 2023 году представляет собой экосистему, объединяющую международную ярмарку современного искусства, некоммерческий фонд, ярмарку-сателлит blazar, онлайн-маркетплейс «Тео» и Клуб коллекционеров. Каждое направление деятельности сопровождается образовательной частью.
У проекта есть определенная сезонность. Фонд, маркетплейс и Клуб коллекционеров функционируют круглый год. Ярмарка работает согласно собственному циклу. Новый проект готовится год и более, наиболее интенсивная пора наступает за несколько месяцев до события. В это время усилия всей команды Cosmoscow направлены на реализацию мероприятия, к ней также присоединяются временные сотрудники и волонтеры.
Главным показателем эффективности своей работы команда считает готовность галерей повторно участвовать в мероприятии. Второй критерий — рост аудитории: с 2014 по 2023 год она увеличилась с 7 тыс. до 31 тыс. посетителей.
Маргарита Пушкина
директор-основатель ярмарки Cosmoscow
«Для нас Cosmoscow — это в первую очередь культурно-значимый проект. Бизнес-составляющая — важный инструмент, позволяющий ему существовать и развиваться, но основан он на стремлении содействовать развитию российского современного искусства. Для нас именно этот процесс является приоритетным».
Сегодня ярмарка Cosmoscow — не только ожидаемое событие в культурной жизни Москвы, но и признанное событие на мировой арене. Она является единственной российской институцией, попавшей в отчет Art Basel & UBS Global Art Market Report.
«Особенность проекта — в его экспертности, — делится Маргарита Пушкина. — Мы привлекаем большое количество арт-профессионалов каждый год, поддерживаем широкие взгляды и открытость мышления. Это помогает нам подтверждать и укреплять репутацию проекта с каждым годом».
Геополитическая ситуация и логистические проблемы ограничили возможности для участия международных галерей. Поэтому на данный момент проект расширяется в том числе за счет увеличения количества российских галерей, от которых в текущем году поступило рекордное количество заявок на участие. Команда также сосредотачивается на связях и контактах с теми странами, с которыми открыты возможности сотрудничества.
«Уже выстроенные нами коммуникации с международными арт-институциями и участниками сейчас довольно затруднительны, но они не прерываются, — говорит Маргарита Пушкина. — Выстраиваются новые связи и отношения. Мир большой и разнообразный, мы развиваем свой проект и продолжаем усиливать международное направление».