СПЕЦПРОЕКТЫ 6 июля 2020

CovidEd: как образование перешло в онлайн из-за пандемии

Текст

Андрей Велесюк

Иллюстрации

Ксения Форбендер

СПЕЦПРОЕКТЫ 6 июля 2020

CovidEd: как образование перешло в онлайн из-за пандемии

Текст

Андрей Велесюк

Иллюстрации

Ксения Форбендер

Мировой банк в своём исследовании называет COVID-19 серьёзным потрясением для системы образования во всём мире. Российское образование в этом смысле не стало исключением, но в нынешней ситуации есть и позитивные моменты: люди стали активнее осваивать новые профессии, образовательные структуры учатся работать с новыми форматами, а модель «смешанного обучения» из перспективы становится реальностью. Совместно с «Роснано» Inc. выбрал несколько компаний и проектов, которые быстро адаптировались к новой реальности, и узнал, что ждёт отечественное образование в ближайшие годы.

Мировой банк в своём исследовании называет COVID-19 серьёзным потрясением для системы образования во всём мире. Российское образование в этом смысле не стало исключением, но в нынешней ситуации есть и позитивные моменты: люди стали активнее осваивать новые профессии, образовательные структуры учатся работать с новыми форматами, а модель «смешанного обучения» из перспективы становится реальностью. Совместно с «Роснано» Inc. выбрал несколько компаний и проектов, которые быстро адаптировались к новой реальности, и узнал, что ждёт отечественное образование в ближайшие годы.

Стимул для цифрового образования

В плане Совета ЕС по цифровизации Европы отмечают: после сдвигов, вызванных COVID-19, особое внимание должны получить сразу несколько областей, такие как электронное здравоохранение, широкополосная связь и цифровое образование. Там же отмечается, что по мере распространения вируса спрос на онлайн-обучение резко возрос.

Сооснователь и генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп» Максим Спиридонов подтверждает, что в России во время пандемии онлайн-образование выросло, причём значительно.

Пандемия и её последствия масштабировали онлайн-образование и расширили его географию. Так, если раньше наиболее активными студентами «Нетологии» были жители Москвы и Санкт-Петербурга, то с начала карантина за ними потянулись жители других крупных городов России — Екатеринбурга, Самары, Новосибирска, Казани, Нижнего Новгорода, Перми и Уфы.

«Ещё до пандемии государство и бизнес начали проходить этап диджитализации. Самоизоляция подстегнула этот процесс, поэтому digital- и IT-специальности стали очень востребованными на рынке труда. Образовательные программы по этим направлениям дают возможности быстрого входа в digital- и IT-профессии. Причём позволяют сделать это с нуля — даже если человек раньше никак не был связан с этой сферой», — объясняет гендиректор «Нетологии-групп».


В марте количество регистраций на платформе «Нетология» увеличилось на 345%, в апреле — на 112% и в мае — на 118%. Аудитория в возрасте 45–54 лет выросла на 104%, 35–44 лет — на 80%, а 18–24 лет — на 77%.

Какие сервисы росли на фоне кризиса

Одно из следствий пандемии — волна увольнений и начало экономического кризиса. По данным официальной статистики, уровень безработицы (отношение численности безработных к численности рабочей силы) вырос с 4,7% в марте до 5,8% в апреле 2020 года, это максимум с 2016 года. Для многих людей получение новой профессии или освоение дополнительных навыков стало единственным выходом из сложной ситуации.

Причём аудитория, которая раньше никогда не училась на онлайн-курсах, в первую очередь заинтересовалась контентом, бесплатный доступ к которому открыли большинство образовательных платформ в начале пандемии. Максим Спиридонов рассказывает, что среди их посетителей наиболее популярными были онлайн-программы по интернет-маркетингу, таргетированной и контекстной рекламе, SMM, продакт-менеджменту, коммерческой редактуре, веб- и графическому дизайну, Python-, iOS-, Frontend-, веб-разработке и тестированию ПО.

В этих условиях весной АНО «еНано» (Группа «Роснано») также открыла бесплатный доступ к курсам образовательной платформы для обучения сотрудников компаний и студентов вузов в дистанционном формате на время самоизоляции. Платформа ориентируется на инженерные и управленческие специальности для высокотехнологичных компаний, а также продвигает естественно-научное образование и основы нанотехнологий среди молодежи и школьников. За время проведения акции заявки на подключение к сервису подали 29 образовательных учреждений, 71 компания (треть из них пришли по «сарафанному радио»), ещё 4253 промокодов активировали физические лица. Суммарно по трём группам к курсам АНО «еНано» за время проведения акции получили доступ более 9 тыс. человек.

Всего за пять месяцев 2020 года количество обученных в «еНано» увеличилось в 4,8 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Количество участников открытых мероприятий, таких как вебинары, очные семинары и онлайн-конференции, увеличилось более чем в 6 раз. А число новых зарегистрированных пользователей платформы edunano.ru выросло в 4,9 раза.


За последние три года «Мультикубик» привлёк более $10 млн инвестиций от группы институциональных инвесторов: ФРИИ, Российско-белорусского фонда венчурных инвестиций и Дальневосточного фонда высоких технологий (создан «Роснано», РВК и Фондом развития Дальнего Востока), — и выпустил 3 поколения продуктов на рынки США и РФ.

Платформа ориентируется на инженерные и управленческие специальности для высокотехнологичных компаний, а также продвигает естественно-научное образование и основы нанотехнологий среди молодежи и школьников.

Платформа ориентируется на инженерные и управленческие специальности для высокотехнологичных компаний, а также продвигает естественно-научное образование и основы нанотехнологий среди молодежи и школьников.

«У нас узкоспециализированный контент, и, как правило, мы не работаем с компаниями сегмента enterprise, поэтому такие цифры для нас — большой прорыв, — объясняет генеральный директор АНО „еНано“ Игорь Вальдман. — В перспективе мы рассчитываем, что эти люди приведут нам новых пользователей».

Ещё одной компанией, призванной помогать людям во время самоизоляции, стал российский разработчик платформы для мини-проекторов «Мультикубик». Их «кубики» снимают с родителей головную боль, ярко проявившуюся во время пандемии, — чем занять своего ребенка и как выбрать цифровой контент, чтобы он был одновременно интересным и полезным. Директор по маркетингу Алина Харина рассказывает, что за время самоизоляции продукт стал очень востребован, — пользователи смотрели больше образовательных и развлекательных видео, чем в новогодние каникулы, традиционно пиковый сезон. Осенью «Мультикубик» планирует презентовать новое поколение продуктов, которые будут «ярче, умнее и интереснее», с собственным голосовым ассистентом, рекомендательной системой CINEMOOD TV и видеозвонками. «Сейчас примерно 60% наших продаж приходится на зарубежные рынки, в первую очередь на США. До пандемии на дому учились 3% американских детей, по нашим прогнозам после выхода из самоизоляции этот показатель вырастет примерно до 10%, а вместе с ним вырастет и рынок электронного образования. На нём будут востребованы наши новые кубики и наша библиотека образовательного контента», — говорит Алина Харина.

Главные сложности: техника, навыки и борьба за внимание

Основные элементы образовательной системы страны — школы, колледжи и вузы — были не всегда готовы к работе в онлайне. Получив мощнейший стимул к переменам, они начали лихорадочно адаптироваться к новым условиям, и, естественно, получилось это не у всех. Учреждения не умели упаковывать контент, правильно его подавать аудитории, правильно выстроить взаимодействие со школьниками и студентами в онлайне. Многие оказались не готовы и с технической точки зрения. Аналитический центр Национального агентства финансовых исследований спросил у преподавателей, что мешает эффективному переходу на работу в онлайн-формате. Ответы получились ожидаемые: проблемы с техникой и нехватка соответствующих знаний и навыков.

Семь проблем дистанционного обучения в России

Источник: опрос аналитического центра НАФИ

Существуют и другие сложности, о главной из них уже упоминал директор по стратегическому маркетингу сервисов компании «Яндекс» Андрей Себрант, — неравенство доступа в интернет, который до сих пор есть не во всех населённых пунктах страны. Впрочем, это проблема не только российская, в Великобритании предложили обеспечить широкополосным доступом в интернет 1,3 млн школьников из малообеспеченных семей, чтобы ликвидировать «разрыв в цифровых технологиях».

В исследовании EY «Как COVID-19 меняет российский бизнес?» респонденты из сферы образования отмечают, что их доход уменьшился на 30% и больше. Ernst & Young говорят, что очень серьёзно просел сегмент частных образовательных организаций, детских садов и учреждений дополнительного образования, несмотря на всплеск интереса к ресурсам онлайн-образования. Их запас устойчивости очень низкий, а на восстановление рынка после снятия ограничительных мер потребуется не менее года.

Проректор по координации и развитию московской школы управления «Сколково» Светлана Миронюк также говорит, что пандемия очень резко сжала их возможности. «Мы, как и всё бизнес-образование во всем мире, были успешны в живом формате офлайн-образования, поэтому ситуация с коронавирусом повлияла одинаково на все бизнес-школы, — образовательный процесс фактически остановился. Нам пришлось в воздухе перестроиться и перейти на онлайн», — объясняет Светлана Миронюк.

Она рассказывает, что основным вызовом в новых условиях стала борьба за внимание слушателей бизнес-школы — в онлайне слушатель не готов воспринимать двухчасовую лекцию, с ним нужно работать «спринтами» по 15—20 минут. Иначе он теряет внимание, отвлекается и в результате не происходит самого обучения. Чтобы победить в этой борьбе, по её мнению, необходимо активно осваивать мультимедийные форматы и обучать лекторов по-новому взаимодействовать с аудиторией.

Популяризация науки: от 8 тыс. человек к 1 млн

С началом пандемии стала востребованной популяризация науки — форматы, во время которых достаточно посмотреть или прослушать несколько лекций, чтобы начать разбираться в той или иной теме.

«Человеку необходима единая картина того, как устроен и куда движется мир, — объясняет руководитель дирекции популяризации Фонда инфраструктурных и образовательных программ Группы „Роснано“ Сергей Филиппов. — Раньше за это отвечала система образования, однако нынешнее общество развивается так быстро, что система образования готова давать фундаментальные знания, но не формирует оценочную часть, необходимую для понимания той самой единой картины».

Он приводит в пример исследование центра PewResearch, которое зафиксировало, что с тех пор, как коронавирус добрался до Соединенных Штатов, доверие американцев к учёным-медикам выросло: 43% опрошенных сказали, что медики действуют в интересах общества, хотя годом ранее этот показатель составлял 35%. Также вырос уровень доверия к учёным — с 35% до 39%.


Коронавирус оказался новым вызовом, о котором никто ничего толком не знал и люди хотели понять, с чем они столкнулись. На выручку пришли популяризаторы науки.

«Нынешнее общество развивается так быстро, что система образования готова давать фундаментальные знания, но не формирует оценочную часть, необходимую для понимания той самой единой картины».

«Нынешнее общество развивается так быстро, что система образования готова давать фундаментальные знания, но не формирует оценочную часть, необходимую для понимания той самой единой картины».

В этих условиях организаторы решили переформатировать Science Bar Hopping, который совмещает посещение бара и просветительские лекции. Фестиваль организуют с 2018 года, и в «мирное время» организаторы устраивали за один вечер 50 лекций в разных барах, маршрут между которыми зрители составляли сами. С наступлением пандемии Science Bar Hopping по понятным причинам перевели в онлайн.

В онлайн-режиме всё устроено следующим образом: два параллельных потока лекций, каждая лекция длится час, трансляции идут друг за другом в паблике проекта во «ВКонтакте». До этого Science Bar Hopping совокупно собрал в барах 8 тыс. зрителей за 5 событий в трех городах. В онлайне, по словам Сергея Филиппова, каждую лекцию посмотрело более 100 тыс. человек.

«Я думаю, что наш переезд в онлайн очень успешен. Раньше за один фестиваль мы могли охватить не более 1,5—2 тыс. человек. Сейчас такого предела нет, „Вконтакте“ вообще собрал за один онлайн-марафон 1 млн просмотров. Сколько зрителей досмотрели до конца, непонятно, но мы точно можем говорить, что аудитория выросла в разы и мы охватили новые города, куда физически бы никогда не доехали», — комментирует Сергей Филиппов.

При этом он отмечает, что при работе в онлайне критически важным становится активное продвижение продукта. Если просто создать мероприятие, вложиться в контент и пригласить знакомых — скорее всего, мероприятие провалится. Сам Science Bar Hopping планирует в перспективе возобновить офлайновые встречи, когда это будет возможно, но и от онлайн-формата они тоже отказываться не собираются.

Онлайн не заменит офлайн, но станет более заметным

Последние несколько лет рынок онлайн-образования, в том числе и в России, растёт достаточно быстро. Согласно исследованию TalentTech, «Нетологии» и EdMarket, по итогам 2019 года b2c-сегмент российского рынка онлайн-образования достиг 36,5 млрд руб. В этом году они прогнозируют рост в 12—15%, благодаря чему объём рынка достигнет 40 млрд руб.

Фактически пандемия подтолкнула сферу образования к пересмотру подходов к обучению. «На мой взгляд, широкое применение получат новые форматы: микрообучение, мобильное обучение, модульное обучение короткими итерациями. И самое главное, появится крепкая связь между образованием и карьерными целями обучающихся. В этом случае речь идет и о школьном, и о вузовском, и дополнительном образовании для взрослых», — утверждает Максим Спиридонов из «Нетологии-групп».

По его прогнозам, офлайн-образование будет оставаться актуальным и занимать на рынке лидирующие позиции еще пару десятилетий. С одной стороны, в онлайне ещё нет альтернатив, которые могли бы полностью заменить офлайновые составляющие. Например, работать с мотивацией и дисциплиной обучающихся проще в офлайне.

Светлана Миронюк, в свою очередь, утверждает, что сейчас происходит «мультимедизация образования». То, что медиа прошли еще 10 лет назад, — добавление видео в текст статьи, инфографику, карту Google Maps, — сейчас стремительно осваивают образовательные учреждения, иначе внимание пользователя уже не удержать. «Запихнуть в онлайн стоящего у доски профессора — тупиковый путь, нужно осваивать такие методы, как дополненная и виртуальная реальность, нужно постоянно вести дискуссии. Нужно организовать полноценный мультимедийный курс, тогда он будет успешен», — добавляет представитель московской школы управления «Сколково».

По прогнозу Максима Спиридонова, офлайн-образование будет оставаться актуальным и занимать на рынке лидирующие позиции еще пару десятилетий.

По прогнозу Максима Спиридонова, офлайн-образование будет оставаться актуальным и занимать на рынке лидирующие позиции еще пару десятилетий.

«Мы верим, что будет развиваться сегмент семейных путешествий. Мир меняется, и люди меняются вместе с ним: они выбирают семью, а не работу, учатся трудиться удалённо. И в этих условиях, когда меняются ценности, будут востребованы решения и сервисы, которые помогают человеку комфортно жить в новом мире, — говорит Алина Харина из «Мультикубика».

Все опрошенные эксперты сходятся во мнении, что офлайн- и онлайн-образование будут взаимно дополнять друг друга и в итоге сформируется устойчивая модель смешанного обучения — формат, который подразумевает как личное общение с преподавателем и одногруппниками, так и возможность заниматься онлайн.

В то же время Игорь Вальдман из «еНано» уверен, что система образования пока никак не изменилась, она лишь «переживает стресс-тест смены форматов обучения, который прошёл не очень легко, потому что к нему никто не был готов». Сейчас, по его словам, система на пороге переосмысления, что ей делать дальше и как совместить привычные режимы работы с новыми форматами, массово освоенными во время пандемии. Но заменить офлайновую систему онлайн, по его мнению, не сможет. Да и не должен этого делать.