Спецпроекты • Партнерский материал • 16 октября 2024
Текст: Ася Цейтлина
Креативная индустрия — динамично растущий сектор городской экономики, чья доля в региональном валовом продукте Москвы уже превысила 9% и будет расти дальше. Планируется, что к 2030 году этот показатель увеличится до 14%.
Гюльнара Агамова,
руководитель Агентства креативных индустрий
«Около 90% занятых в творческой отрасли — это малый и средний бизнес. Чтобы креативные предприниматели могли развиваться, им нужны меры поддержки, которые закрывают их потребности, соответствуют запросам и могут помочь предпринимателям всех уровней — от начинающих до преуспевающих. Все наши программы и проекты созданы вместе с реальным бизнесом и экспертами, поэтому направлены на решение актуальных для предпринимателей задач — от продвижения до поиска поставщиков и партнеров и выхода на международные рынки».
В столице действует комплексная система поддержки творческого сектора, в которую входят организация практикумов и маркетов, приглашения на международные форумы в качестве участников, гранты и другие меры. Предпринимателям предлагают 20 инструментов для запуска своего дела, продвижения продукции и выхода на рынки России и других государств. Воспользоваться ими могут практически любые компании креативного сектора.
Представители индустрий моды, кино, видеоигр, издательского дела, а также других креативных сфер могут получить до 10 млн руб. на обучение сотрудников, до 75 тыс. руб. на патентование в России и до 5 млн руб. на регистрацию изобретения за рубежом. Помимо прочего, предприниматели из этих сфер могут получить до 10 млн руб. финансовой поддержки по результатам экспортной деятельности. Чтобы узнать, на какие меры поддержки может претендовать бизнес и как оформить документы, можно обратиться в Креативный центр услуг для бизнеса, который действует на площадке «АКИ.лаб». Специалисты центра помогут выбрать юридическую форму для ведения предпринимательства, расскажут о нюансах налогообложения и помогут составить пошаговый план, от оформления документов до выбора площадки для организации мероприятий. Тут же можно записаться на отраслевые мастер-классы и обучающие программы, которые проходят в Агентстве креативных индустрий.
Одна из первых компаний в анимационной отрасли, которая получила субсидию на возмещение затрат, связанных с экспортом продукции, — «Клаксон продакшн». Уже два года команда регулярно подает заявки на получение субсидий и получает финансовую поддержку без привлечения других инвестиций. «Мы узнали о креативном центре услуг при общении с представителями известного банка. Коллеги рассказали о потенциальных возможностях для компаний из нашей отрасли. Программа поддержки экспортной деятельности компаний — это одно из самых востребованных нами направлений поддержки малого и среднего бизнеса и очень актуально на настоящий момент», — рассказал исполнительный продюсер компании Сергей Морозов.
Гюльнара Агамова,
руководитель Агентства креативных индустрий
«Одна из ключевых задач Агентства креативных индустрий — объединять творческих людей и крупный бизнес. Для этого АКИ реализует до десяти акселерационных проектов в области дизайна, моды, видеоигр, кино, современного искусства и других сфер. Некоторые из них предлагают специалистам обучение и возможность представить свои проекты инвесторам, другие — сотрудничество с крупными российскими компаниями. Все это способствует достижению наших целей — развитию креативных индустрий и их выходу на новые целевые аудитории и рынки».
Из свежих проектов последнего года — «Киношоурум», в рамках которого российские бренды одежды создают образы для героев российских сериалов. Проект создан, чтобы объединить моду и кино и дать возможность российским дизайнерам выйти на новую аудиторию через кинематограф. Обычно такой «продакт плейсмент» может обойтись брендам в десятки, а то и сотни миллионов рублей. Но в рамках первого потока «Киношоурума» дизайнеры будут представлены в топовых российских сериалах онлайн-кинотеатра Okko бесплатно. Победителями открытого конкурса стали более 30 брендов. Разработанные для сериалов Okko предметы одежды увидят миллионы зрителей, а после премьер сериалов одежда и аксессуары отправятся в столичные шоурумы и торговые центры, где их смогут приобрести все желающие.
«Отличительной частью проекта оказался необычный опыт по разработке образов, когда работаешь не через коммерческую сторону, а через образ героя. Ну и большая ценность — лекции от настоящих экспертов и общение внутри комъюнити», — поделилась Анастасия Вдовкина, основатель Модного дома Anastasia Vdovkina, победитель конкурса «Киношоурум».
Принять участие в акселераторах могут не только компании и бренды, но и отдельные специалисты творческих индустрий. В рамках проектов АКИ участники разрабатывают оригинальные решения и заключают соглашения о сотрудничестве с крупными игроками рынка. С начала года такие интенсивы посетили более тысячи дизайнеров, продюсеров, сценаристов, музыкальных менеджеров, художников и других специалистов. Набор на участие в них проходит несколько раз в год.
Так, одним из самых популярных проектов агентства в сфере дизайна стал «Дизайн-цех», который подойдет молодым агентствам, дизайн-бюро, фрилансерам и даже студентам. Это открытый конкурс на разработку концепций сувенирной продукции для столичных и федеральных организаций, например Третьяковской галереи и музея-заповедника «Царицыно». В частности, для Третьяковки была разработана линейка сувениров к выставке в честь 150-летия со дня рождения Николая Рериха.
Промышленным дизайнерам подойдет «Фабрика дизайна». Итогом участия в конкурсе может стать подписанное соглашение о разработке и производстве продукции: от космической техники и медицинского оборудования до бытовых товаров. Партнерами-заказчиками в разные сезоны проекта были Красногорский завод Зверева, МГТУ имени Баумана, «Роскосмос» и другие значимые предприятия.
«Фабрика музыки» создана для музыкальных менеджеров, продюсеров и исполнителей. Участники, прошедшие акселератор, заключают договоры с музыкальными лейблами, проводят сольные концерты, а также выходят со своими продуктами на ведущие стриминговые платформы. «Кинолаборатория — Профессия продюсер» позволяет создавать и запускать в производство проекты игровых полнометражных фильмов. Лучшие проекты находят финансирование от крупнейших продакшенов. А проект «Арт-фабрика» пригодится столичным дизайнерам, художникам и архитекторам, чтобы получить заказ на разработку нестандартных арт-решений от отелей, застройщиков, торговых центров и других организаций.
Для разработчиков, а также тех, кто интересуется видеоигровыми продуктами и инвестициями в них, подойдет проект «Фабрика видеоигр». Команды разработчиков и геймдизайнеров создают и дорабатывают в рамках акселератора видеоигры, которые позже представляются инвесторам и размещаются на игровых платформах в России и зарубежом. Это настоящая «фабрика звезд» среди видеоигровой индустрии, благодаря которой независимые команды разработчиков со своим проектом могут прогреметь.
Гюльнара Агамова,
руководитель Агентства креативных индустрий
«Фабрика видеоигр» дает разработчикам возможность доработать проекты и презентовать их потенциальным инвесторам. Первый поток уже завершился созданием 20 уникальных проектов — игр разных жанров для всех возрастов и аудиторий. «Впереди еще два потока, и в марте следующего года мы увидим игры участников на российских и зарубежных платформах».
Начинающие и уже зарекомендовавшие себя художники и галереи могут обратиться в АКИ, чтобы поучаствовать в крупнейших событиях арт рынка — ярмарках Cosmoscow, «Арт Москва», blazar маркете WIN-WIN. В рамках проекта «Арт-сезоны» они могут бесплатно представить свои работы, найти партнеров и коллекционеров, а также заключить соглашения о сотрудничестве. За три года при поддержке агентства свои работы на выставках представили более 100 галерей и художников, они продали предметы искусства на сумму более 60 млн руб.
Особенность креативной экономики в том, что человеческий капитал в ней — основной ресурс. Прекрасная возможность найти партнеров для сотрудничества и коллабораций, получить советы от экспертов и договориться о взаимодействии — это отраслевые мероприятия.
«Для предпринимателя крайне важно находиться в отраслевой, бизнесовой среде — среди людей, которые сейчас проходят тот же путь или уже прошли его и могут дать совет. У меня большой отраслевой опыт, я 10+ лет работаю в fashion-бизнесе, но при этом иногда молодые предприниматели задают мне такие вопросы, которые заставляют меня пересмотреть некоторые подходы и решения. Митапы и отраслевые встречи необходимы предпринимателям абсолютно разного масштаба и бэкграунда: и опытным, и начинающим», — рассказала Вероника Сержантова, fashion-продюсер, основатель фотопродакшена полного цикла Favor Production.
Летом 2024 года в центре Москвы, на Большой Никитской открылось новое пространство для креативных предпринимателей — «АКИ.лаб». Оно создано для поддержки креативного сектора столицы.
Гюльнара Агамова,
руководитель Агентства креативных индустрий
«Чтобы развивать креативный бизнес, необходимо постоянно обмениваться идеями и опытом с коллегами, в т. ч. зарубежными, налаживать связи с профессионалами из смежных областей и общаться с единомышленниками. Поэтому для столичных предпринимателей мы создали „АКИ.лаб“ — лабораторию креатива. Здесь можно обсудить профессиональные вопросы, устроить мозговой штурм по проекту или провести свое мероприятие. Пространству всего несколько месяцев, но оно уже стало популярной площадкой для десятков мероприятий каждый месяц — от конференций до модных показов, презентаций проектов и отраслевых встреч. Двери открыты для всех организаций креативных индустрий — можно прийти на любое из наших мероприятий или организовать на базе „АКИ.лаб“ свое».
Место стало точкой сборки проектов креативных индустрий. А профессионалы отрасли могут использовать его для собственных мероприятий и встреч В нем проходят мастер-классы, модные показы, выставки начинающих и именитых художников, презентации проектов в сфере креативных индустрий и многое другое. Представители творческого бизнеса столицы могут свободно посещать мероприятия «АКИ.лаб», а также использовать ее для проведения собственных конференций и отраслевых встреч.
Реклама. АНО «АКИ», ИНН 7718540654, erid: 2bL9aMPo2e3xm4hVPnyLmhULaR