Кризис — это время, когда нужны чек-ап всего бизнес-организма и эволюционные изменения, которые помогут ему выжить. Вот пять шагов, которые должен пройти любой бизнес в темные времена.
Разобраться с обязательными платежами
У каждого бизнеса есть цена его работы. Это аренда, налоги, коммунальные платежи, зарплаты, расходы на операционку и логистику. Кризис — это время внимательно посмотреть на все траты и попробовать повысить эффективность финансовой модели.
Изучите все льготы, которые предлагают региональные и федеральные власти. Их немного, но было бы странно ими не воспользоваться. Например, сейчас снижают страховые взносы для малого и среднего бизнеса с 30% до 15%, рассматривается вопрос переноса налоговых выплат на полгода, введен мораторий на банкротство предприятий.
Кроме государства друг другу помогают и бизнесы. Поговорите с арендаторами и попросите снизить или отсрочить платежи, обсудите условия с банками — многие из них сейчас предлагают специальные условия. Делобанк, например, отменил комиссию за переводы в адрес контрагентов в любые банки: весь апрель в неограниченном количестве совершать платежи можно бесплатно, а для клиентов на безлимитном тарифе «Высшая лига» отменена плата за ведение расчетного счета в апреле.
Сократите все расходы, которые можно сократить — в условиях падающего спроса таких точно найдется немало. Отложите до лучших времен корпоративы, обучающие курсы и дорогие командировки. Изучите контракты с поставщиками. Попробуйте зафиксировать курс евро для тех, которые в валюте или найдите им отечественные аналоги.
В некоторых случаях помочь сэкономить и упростить жизнь могут технологии. Так, чтобы снизить расходы при безналичных платежах, Делобанк предлагает использовать куайринг — сервис оплаты по QR-кодам через Систему быстрых платежей. Это аналог сервиса оплаты покупок по терминалу, который стоит дешевле классического эквайринга в 5 раз. Уже сейчас оплата по QR-коду составляет всего 0,4-0,7%.
Отдельное внимание уделите рекламе, потому что она продолжает приводить в бизнес клиентов. Привычки людей во время карантина сильно меняются, и это можно использовать для повышения эффективности маркетинга. Откажитесь от наружной рекламы и изучите, как изменились ставки на интернет-продвижение, чтобы оставить только самые рабочие каналы.
Договориться с сотрудниками
Чтобы из-за карантина и других ограничений бизнес не простаивал, нужно позаботиться о комфортной и эффективной удаленной работе сотрудников. Не все из них с технологиям на ты, поэтому потребуется помощь в настройке софта. Скорее всего понадобятся таск-менеджеры, трекеры времени, сервисы удаленного доступа и средства коммуникаций: Google Drive, Figma, Zoom, Яндекс.Трекер, Trello, TeamViewer. Если у сотрудников нет дома компьютера, можно выделить рабочие устройства.
Кроме техники, важно и эмоциональное состояние команды. Когда сотрудники не уверены в будущем, стресс мешает нормально работать. Поэтому руководители крупных компаний записывают видеообращения и открытие письма. Расскажите о состоянии бизнеса, о планах и о том, что вы ждете от людей. Это поможет сплотить команду и остановит домыслы.
Придумать, как быть полезными на расстоянии
Удаленная работа — это не только про сотрудников, но и про весь бизнес. Когда кафе не работают в привычном режиме, их выручают службы доставки. Некоторые из них на время кризиса делают нулевую комиссию для новых клиентов и временно принимают официантов на работу.
Но не все проблемы карантина можно решить курьерами. Если вашу продукцию нельзя просто привезти к клиентам, можно попробовать нишу видео-уроков, стримов, бизнес-консультаций или услуг на дому.
Во время кризиса из многих ниш уйдут крупные игроки. В городе освободится много интересных помещений. Некоторые поставщики услуг будут демпинговать, пытаясь сохранить клиентов, а на рынок труда выйдет много профессионалов. Все это создает условия для роста. Поэтому если есть свободные деньги — развивать бизнес в кризис не такая уж и плохая идея.
Получить подробную информацию о продуктах и услугах Делобанка можно по телефону 8 800 5000 700. Звонок по России бесплатный.