Спецпроекты • Партнерский материал • 1 ноября 2024

Стройка со смыслом:
как девелоперы формируют облик современных городов

Стройка со смыслом:
как девелоперы формируют
облик современных городов


С начала года в сфере строительства многое произошло фактически свернули льготную ипотеку, в Москве запретили строить квартиры меньше 28 кв. м, — и все это при международных санкциях. Как сохранить девелоперский бизнес прибыльным, как диверсифицировать активы и каким должен быть современный город, рассказал в интервью управляющий̆ партнер «Прайм Лайф» Денис Коноваленко.

Денис, как чувствует себя девелоперский бизнес в России в сложившихся условиях?

Действительно, с начала года уже произошло немало событий, но мы держимся уверенно и готовы к любым неожиданностям — уже закалены эпохой пандемии. Всем очевидно, что девелопмент по-прежнему остается выгодным бизнесом, а стройка — драйвером экономики, но в то же время изменяющиеся обстоятельства заставляют меняться и сам бизнес.

Надо сказать, нынешняя ситуация подталкивает к новой модели существования — мультиформатности. Конечно, можно быть успешным в строительстве домов или, к примеру, в управлении отелями, но, как показывает практика и современные условия жизни, более эффективным решением сегодня является диверсификация экономической деятельности — таким образом бизнес становится более устойчивым к различного рода кризисам, санкциям и внешним влияниям. Поэтому сейчас в портфеле активов «Прайм Лайф» есть и жилье, и коммерция в виде гостиничной и складской недвижимости, и собственное производство фасадов и светопрозрачных конструкций.

Это как эволюция: когда ты меняешься — значит, идешь в будущее, ну а если нет, то остаешься в истории — как динозавры.

Выгодно ли в таких условиях запускать новые проекты?

Если бизнес-модель продумана, просчитаны риски и есть план Б, то, безусловно, выгодно. Здесь надо понимать, что Москва всегда остается лакомым куском и магнитом для девелоперов всей России. Давайте посмотрим, сколько застройщиков из регионов зашли на столичный рынок. По оценкам аналитиков, сегодня почти 40% инвестиций в девелоперские площадки столичного региона приходятся на региональные компании и их доля постоянно растет. Это факт. И такая ситуация приводит к постоянно растущей конкуренции.

При этом надо понимать, что в сложившихся экономических условиях, да еще при том объеме социальных обязательств и плотном контроле со стороны государства у девелопера просто нет права на ошибку. Понятно, что в такой ситуации в конечном итоге выигрывает потребитель, ведь качество продукта растет.

Денис, можете поделиться своими планами по запуску новых проектов?

Могу сказать, что они связаны как с развитием новых площадок, так и с расширением проектов, запущенных ранее. В целом земельный банк компании сегодня составляет 700 тыс. кв. м. Вместе с тем активно пополняется портфель компании — разрабатываются планы по развитию новых площадок. Так, в Петровско-Разумовском проезде на участке в 2 гектара мы планируем построить жилой комплекс премиум-класса площадью 137 тыс. кв. м. Есть в портфеле и проекты за пределами Москвы. Например, в Кисловодске проектируется жилой комплекс «Облака» площадью 111,8 тыс. кв. м.

Кроме того, в рамках политики мультиформатности мы уделяем большое внимание проектам производственного назначения. Напомню, в Подмосковье уже работает завод по производству окон и светопрозрачных конструкций, который может выпускать до 250 комплектов в смену. Нашими новыми промышленными и деловыми проектами станут технопарк «Варшавский» и многофункциональный комплекс в поселении Крекшино Новой Москвы. Мы подписали соглашения с правительством Москвы и в рамках программы создания мест приложения труда построим на Варшавском шоссе технопарк площадью около 100 тыс. кв. м: в него войдет офисный центр на 57 тыс. квадратов и кластер по производству медикаментов на 42 тыс. В перспективе люди будут обеспечены рабочими местами: по предварительным расчетам, на предприятии смогут работать несколько тысяч высококвалифицированных сотрудников. То есть жители Нагатино-Садовники и жители округа смогут работать в шаговой доступности от дома. Для реализации проекта многофункционального комплекса мы также приобрели земельный участок на территории поселения Марушкинское Новой Москвы.

Давайте уточним: жилье около производства всегда считалось, мягко говоря, не очень комфортным. А вы предлагаете строить промышленный объект рядом с домом?

Да, старые предубеждения такого свойства еще живы, но времена изменились: вечно дымящих труб и свалок вредных отходов под окнами домов больше не наблюдается. Ведь современные производства стремятся быть высокотехнологичными и экологически безопасными, там соблюдаются все меры предосторожности, благодаря этому удается избежать негативных воздействий на окружающую среду. И поверьте, ни один девелопер, да и промышленник, сознательно не пойдет на какие-либо нарушения, ведь это непоправимый удар по репутации.

В мире, да и у нас в Москве, примеров такого соседства уже немало, и уверяю вас, никакого дискомфорта жителям это не доставляет. Наоборот, я бы отметил положительный эффект такого подхода. Создание мест приложения труда в непосредственной близости от районов проживания людей — это сегодня необходимое условие для развития полицентричного города и формирования эффективной и успешной городской агломерации. Кроме прочего, это позволяет если не преодолеть, то хотя бы заметно снизить одну из важнейших проблем любого мегаполиса — маятниковую миграцию. Поэтому в ближайшие пять-семь лет мы планируем увеличить потенциал для мест приложения труда и запустить еще ряд проектов.

Продолжая тему диверсификации бизнеса, расскажите о туристических проектах компании. Насколько это направление бизнеса сегодня прибыльно? Считаете ли вы, что внутренний туризм в России растет?

После объявления международных санкций и введения различных ограничений на передвижение за рубеж стало видно, насколько слабо мы знаем свою собственную страну.

У нас в России настолько разнообразна и прекрасна наша природа, так богаты историей наши города — всё это стоит того, чтобы увидеть Россию «живьем». И люди наконец это осознали — мы видим огромный запрос на внутренний туризм. Но чтобы полюбоваться красотами или просто отдохнуть, нужна соответствующая инфраструктура — не все ведь готовы с палаткой бродить по горам.

Вот этот спрос и есть тот потенциал развития туристической индустрии, который ждет своего инвестора.

В портфеле компании есть два уникальных объекта: пятизвездочный бутик-отель «Усадьба Хлудова», который является частью истории развития курортного города Сочи, и отель «Усадьба Кшесинской» в Кисловодске. Это объекты, которые могут поразить не только убранством, но и богатейшей историей. Они пользуются заслуженным спросом у туристов.

А у вас есть планы по строительству новых гостиниц?

Скажу откровенно, не только планы. Уже сейчас на территории бывшей дачи Леонида Брежнева в Ставропольском крае мы создаем санаторно-курортный комплекс на 150 комфортабельных и стильных номеров, которые будут соответствовать стандартам премиальных отелей. Помимо обязательных для любого отеля сервисов здесь появятся бассейны под открытым небом и с природными термальными источниками, банный комплекс на чистейшем горном озере и конюшня для прогулок верхом. Более того, мы еще и дорогу построим протяженностью 14 км от станицы Бекешевской к даче, потому что за долгие годы забвения трасса пришла в негодность и вызывает нарекания не только у местных жителей, но даже у любителей экстремальных путешествий.

Добавлю, что в создание этого туристического санаторно-курортного комплекса мы предполагаем вложить около 1 млрд руб. Кстати, возвращаясь к вопросу об экономике девелоперских проектов и комплексности, скажу, что для местных жителей туристический комплекс даст более 300 рабочих мест.

Денис, комплексный подход, о котором так много говорят, — это и есть залог успеха для девелоперского проекта?

Понятно, что сопутствующая инфраструктура позволяет не просто застраивать территории, а наполнять их новым смыслом, формируя сценарии жизни в городе и модели поведения людей. Поэтому и роль девелопера в современном градостроительном процессе сильно меняется. Мы теперь не просто застройщики, мы сценаристы городской жизни. Я исхожу из того, что тот квартал, который мы построим, станет памятным и значимым местом для кого-то на всю жизнь. Так вот, чтобы сформировать позитивный сценарий жизни, нужно сделать этого человека патриотом своего района.

А как девелопер может решить такую задачу?

Уверен, что это возможно, хотя и требует иного понимания девелоперского ремесла. Если человек проникнется историей места, если с этим местом его будут связывать добрые воспоминания, если у него будет позитивный опыт, скажем, от использования инфраструктуры района, то он сам станет носителем айдентики этой локации. Надо признать, это сложная задача, которая подразумевает не только комплексное развитие территории, о котором все сегодня говорят, но и нечто большее. К примеру, можно вкладываться в культурный капитал локации, которую ты развиваешь как девелопер.

Это как раз наш случай: мы всегда работаем с культурным наследием локации, где реализуем проект. Так, например, в Ставропольском крае, где мы строим санаторно-курортный комплекс «Дача Угольная», этим летом мы передали краю целую серию картин-фоторабот Сергея Берменьева, одного из лучших мировых портретистов, в том числе уникальные фотопортреты Иосифа Бродского и Виктора Цоя. Таким образом мы создали точку притяжения для жителей и туристов, а также, как оказалось, и задали импульс интересу к фотографии. Кстати, сегодня там проходят занятия с детьми и, возможно, кто-то из них, благодаря такому уроку, вдохновится и возьмет в руки фотоаппарат.

Другой пример воспитания локального патриотизма — в Москве. Хочу заметить, что недавно при участии Музея Москвы мы подготовили и опубликовали научно обоснованный печатный гид-путеводитель по районам Нагатинский Затон и Нагатино-Садовники. В издании рассказывается история этих мест и окрестностей от древних времен до XX века, представлены заметки о природе, архитектуре и главных достопримечательностях районов. Наша задача — добавить в этот путеводитель объекты, которыми могли бы гордиться наши потомки.

Вот это, кстати, как раз про идею полицентризма: чтобы проект стал успешным, нужно сформировать его как альтернативный центр. То есть нужны «фишки», которые станут точками притяжения для жителей не только района, но и всего города; иными словами, нужны достопримечательность и уникальность.

У вас в проектах есть достопримечательности?

Да, были разные идеи, но после того как определились с планами по строительству школы, детского сада, производства и офисов, мы поняли, что хотим создать в районе Нагатино-Садовники место, где жители могли бы отдохнуть. Городу за пределами ТТК нужны точки досуга и спорта с современными развлечениями.

Так родился проект первого в Москве многофункционального комплекса с пляжем в виде морского лайнера на Нагатинской набережной. Здесь мы построим бассейны с баром на воде, волейбольную площадку, теннисный корт и залы для сквоша, ресторан с видами на реку, а также тренировочные и детские площадки. Также тут появятся спортивный и спа-комплексы, студия йоги и медитации, рестораны и кафе, а также библиотечный комплекс, коворкинги, залы для обучения и проведения бизнес-мероприятий.

Не приходится сомневаться, что с таким набором функций этот комплекс станет достопримечательностью Москвы и знаковым местом для проведения общественных, развлекательных и спортивных мероприятий.

А сам девелопер может стать часть своего проекта?

Легко! Не секрет, что я фанат плавучих домов-хаусботов и вообще считаю этот сегмент рынка жилья очень перспективным. Учитывая, что в районе Нагатинской набережной будет развиваться развлекательный кластер с зоной отдыха на воде, могу фактически поселиться в своем проекте. Вообще, считаю, что это хорошая идея — девелопер живет, работает и отдыхает, пользуясь той инфраструктурой, которую сам и создал. Это знак качества и доверия, уважения к своим клиентам, вернее, соседям…