18 мая 2022 • Спецпроекты • Партнерский материал

Инновации начинаются с человека:
как Газпромбанк развивает бизнес через лояльность сотрудников

Текст: Анастасия Стаханова

Иллюстрации: Кирилл Клиппенштейн


Газпромбанк, третий по величине активов банк России, в 2022 году назван одним из лучших работодателей страны по версии HeadHeanter. Одна из главных причин такого успеха — установка, которую Газпромбанк взял за правило. Она звучит так: если счастлив работник, счастлив клиент и акционер. Рассказываем, как Газпромбанку удалось реализовать эту стратегию на практике.

Лучшее предложение

Газпромбанк (ГПБ) уже несколько лет ведёт активную трансформацию бизнес-процессов. В 2017 году ГПБ совершил поворот в сторону розницы, успех в которой немыслим без активного развития и внедрения информационных технологий. Реализация этого направления требует активной цифровизации и роботизации процессов, которыми Газпромбанк занялся ещё в 2018-м. Для этого банку понадобилось нанять на работу большое количество диджитал-специалистов самых разных профилей.

Но из-за активной конкуренции бизнеса за специалистов диджитал-профессий и дефицита таких кадров ГПБ нужно было сделать им лучшее предложение. Тогда руководству банка стало очевидно, что успех бизнеса напрямую будет зависеть от реформы HR, которая должна помочь осуществить простую, но вместе с тем крайне сложную задачу — сделать работников счастливыми, а вакансии в банке — желанными для соискателей.

Изначально одной из главных задач HR-трансформации было привлечь больше квалифицированных IT- и диджитал-специалистов для реализации долгосрочной стратегии банка. Здесь банк сделал ставку на молодых и перспективных специалистов. Дело в том, что из-за повышенного спроса на специалистов в IT-сегменте у опытного айтишника сейчас одновременно может быть несколько предложений о вакансиях. Это привело к перегреву рынка зарплат. В Газпромбанке в таких рыночных условиях решили пойти по другому пути и выращивать собственные кадры, сразу погружать их в корпоративную культуру компании и в целом делать работу в ГПБ настолько привлекательной, чтобы у них не было желания уходить в другие компании.

У Газпромбанка уже есть успешные кейсы такого рода. Более чем за 30 лет работы компания вырастила большое количество руководителей внутри. Один из них — Дмитрий Зауэрс, который является частью команды ГПБ уже 20 лет. За это время он вырос из кредитного инспектора в филиале до заместителя председателя правления, под кураторством которого происходит, в том числе, цифровая трансформация.

Трансформация бизнеса через заботу о сотрудниках

На момент начала активной цифровой трансформации у банка уже был надежный бренд, хорошо известный на рынке. Кроме того, было понимание, как вкладываться в своих сотрудников так, чтобы те работали в компании многие годы и хотели продолжать строить карьеру в организации.

«Основной вызов цифровой трансформации — это перемены не только в технологиях и процессах, но и в человеческом сознании. Следовательно, двигаться вперёд без трансформации HR невозможно. Для того чтобы у наших сотрудников появилось глубокое понимание того, как работать в цифровой организации, мы запустили в конце прошлого года программу „Управление человеческим капиталом“», — сказала начальник департамента по работе с персоналом Газпромбанка Ольга Терпигорева.

Цель программы — создать для высокоэффективных сотрудников такую рабочую среду, которая позволит им реализовать свой потенциал в меняющихся условиях. Для этого банку нужно активно развивать корпоративную культуру, давать людям удобные условия работы и выстраивать понятные карьерные траектории, чтобы руководители и ключевые специалисты чётко понимали, что получат за выполнение поставленных задач.

Реализуя эту стратегию, Газпромбанк выделил для себя шесть направлений, по которым можно сделать частную и рабочую жизнь сотрудников лучше. Они получили названия «шесть сфер благополучия»: физическое, социальное, финансовое, ментальное, общественное и профессиональное. Для каждой из этих сфер создали конкретные инициативы, которые помогают улучшить условия жизни и работы сотрудников. В общей сложности банк внедрил 23 таких программы, направленных на то, чтобы люди могли поддерживать себя в ресурсном состоянии и увеличивать свою эффективность.

Банк активно занимается образованием своих работников. Сейчас в ГПБ действуют более 140 бесплатных программ обучения, на которые можно записаться на учебном портале. Один из самых ярких проектов в рамках этой инициативы — «Флагманы». Это программа подготовки квалифицированных сотрудников внутри компании, которые возглавят цифровую трансформацию банка. Для проекта совместно с МФТИ на базе Физтех-школы прикладной математики и информатики создали отдельную образовательную программу.

Особенность «Флагманов» — в доступности: подать заявку на участие мог любой (базовая специальность, стаж или должность значения не имели). Проект дал ощутимый результат: в 2021 году образовательный модуль прошли 288 человек, среди которых были и IT-специалисты, и сотрудники других направлений бизнеса. Их учили интегрировать инновационные идеи в повседневную практику и создавать для банка реальные кейсы, лучшие из которых начали реализовывать в 2022 году.

Развитие бизнеса через «Трансформацию разума»

На образовании сотрудников (у ГПБ открыт собственный корпоративный университет, который помогает работникам увеличивать базу знаний и готовит кадровый резерв для компании) в банке не остановились. Среди ключевых инициатив — проекты, направленные на то, чтобы люди чувствовали себя счастливыми в частной жизни. Это расширение программы ДМС, забота о ментальном здоровье сотрудников с помощью сервиса «ГПБзабота», который предоставляет бесплатные консультации психологов, юристов и финансовых советников. Отдельно Газпромбанк запустил программы для сотрудников с детьми. Для последних создано сообщество, в рамках которого действуют специальные образовательные программы, квесты и марафоны.

Отдельно стоит отметить нематериальную платформу мотивации GPB Transform — пространство для всестороннего развития личности сотрудников, включающее три направления: «Трансформация силы», «Трансформация духа» и «Трансформация разума». Платформа помогает сотрудникам наладить work-life balance, а также научиться «преодолевать и трансформироваться». В рамках «Трансформации разума» компания проводит игры и встречи с интересными людьми. Например, Газпромбанк приглашал выступить перед работниками фигуриста Алексея Ягудина, писателя Евгения Водолазкина и многих других.

В рамках «Трансформации духа» проводят обучение сотрудников творческим занятиям, таким как танцы, вокал, актерское мастерство, фотография и изобразительное искусство. «Трансформация силы» — программа для сотрудников, которые выбирают ЗОЖ и любят заниматься спортом. «Мы часто призываем сотрудников менять бизнес-процессы, но начинать всегда нужно с себя. Большинство наших „трансформеров“ успешно с этим справляются», — пояснила начальник управления внутренних коммуникаций и корпоративной культуры департамента коммуникаций и маркетинга Яна Белоножкина.

Помимо того что в ГПБ активно уделяют внимание образованию и work-life balance сотрудников, компания занимается их здоровьем. И это не только расширенный ДМС и забота о работниках во время пандемии путем раздачи средств индивидуальной защиты, проведения ПЦР-тестирования и организации вакцинации на территории банка. Газпромбанк организует марафоны и забеги для сотрудников, мотивирует тех, кто предпочитает вести здоровый образ жизни. Банк осуществляет и социальные программы, направленные на помощь работникам, реализует благотворительные и экологические инициативы, в которых может участвовать любой желающий.

Счастливый работник — счастливый клиент — счастливый акционер

Как отмечают в Газпромбанке, компания активно занимается развитием человеческого капитала и вывела для себя действенную формулу успеха, ставшую философией руководства: счастливый работник — счастливый клиент — счастливый акционер. Такой подход принёс свои плоды. В 2021 году ГПБ впервые принял участие в «Рейтинге работодателей России — 2021», который составляет HeadHunter, и сразу же вошёл в пятёрку лучших среди банков и в топ-20 лучших работодателей по всей России. Кроме того, банк отметили в таких номинациях, как «Самые высокоразвитые HR-процессы» и «Самые популярные компании у соискателей».

Как поясняют в компании, успехов 2021 года во многом удалось достичь именно благодаря HR-трансформации. Инфраструктура, инновации и цифровые технологии важны в любой успешной долгосрочной стратегии. Но ни одно из трёх направлений не может развиваться без правильных и мотивированных людей во главе всех технологических процессов. Именно таких людей и готовят благодаря программам развития человеческого капитала ГПБ.