21 декабря 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал

Окно в экспорт: цифровая экосистема, которая объединила гос- и бизнес-услуги

Глобализация открыла предпринимателям совершенно новые возможности для развития. Тренд на цифровизацию уже упростил ежедневную рутину, изменил подходы к бизнес-процессам и дошел до экспорта. Это колонка вице-президента АО «РЭЦ» Алексея Михайлика, в которой он рассказывает, как экосистема Российского экспортного центра (входит в ВЭБ РФ) может упростить бизнесу выход на внешние рынки и открыть новые возможности для экспортного консалтинга.

Алексей Михайлик

вице-президент АО «РЭЦ»


Выходить на внешние рынки стало проще

Как много успешных российских компаний экспортируют продукцию за границу? К сожалению, мировые бенчмарки говорят о том, что в России этот показатель не превышает 1%. Почему? Сложно, дорого, страшно — неизведанный рынок пугает наши компании, и здесь им нужна надежная поддержка, в том числе за счёт действенных и удобных инструментов её реализации.

Эффективная поддержка экспорта должна быть цифровой. Нам нужно отказаться от грузовиков с документами, снизить человеческий фактор, очереди и избавиться от полугодовых сроков рассмотрения заявок с непрозрачными алгоритмами принятия решений.

Предпосылкой для запуска проекта стали «Проектные мастерские», запущенные РЭЦ ещё в 2018 году. В них участвовало более 2 тыс. человек, среди которых были сами экспортёры, отраслевые эксперты и представители государства. На этих встречах мы сформулировали ключевые проблемы и определили основные барьеры, которые мешают экспорту.

Чтобы помочь бизнесу максимально раскрыть свой потенциал и справиться со многими трудностями экспортной деятельности в режиме онлайн, в России запустили цифровую экосистему «Мой экспорт». В перспективе её будет достаточно, чтобы пройти необходимые экспортные процедуры и выйти на мировой рынок, в том числе при поддержке государства. Это системная мера поддержки экспортёров, запущенная в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт».


Какие задачи экспортёра решают сервисы платформы:

01

выдача разрешительных документов;

02

получение аналитической поддержки;

03

господдержка;

04

взаимодействие с таможенной службой;

05

взаимодействие с налоговой службой.


Какие задачи экспортёра решают сервисы платформы:

01

выдача разрешительных документов;

02

получение аналитической поддержки;

03

господдержка;

04

взаимодействие с таможенной службой;

05

взаимодействие с налоговой службой.

Чтобы определить полезные инструменты для экспорта, мы учитываем потребности экспортёров. Проводим проектные мастерские и фокус-группы, где с компаниями обсуждаем будущие сервисы и определяем основные боли и задачи предпринимателей. Так, в первый пакет вошли самые востребованные экспортерами сервисы: компенсация затрат на транспортировку и на участие в выставках, сервисы таможенного декларирования и подтверждения нулевой ставки НДС. Цифровизация этих процессов позволила отказаться от бумажных документов и в четыре раза ускорила процесс получения специальных мер поддержки.

Уже сейчас для экспортёров доступен блок бесплатной аналитики по восьми видам отчетов, которые помогают сформулировать любую экспортную стратегию и просчитать риски и выгоды для компании. Пользователи с помощью платформы «Мой экспорт» также могут найти иностранного покупателя и получить сертификат свободной продажи.

В ближайшем будущем с помощью неё возможно получить различные виды разрешительных документов — например, лицензии и сертификаты. Там же доступно образовательное направление «Школы экспорта РЭЦ».


Какую выгоду может получить бизнес на платформе «Мой экспорт»

О главном преимуществе платформы я уже рассказал — снятие административных барьеров за счёт упрощения доступа к разрешительным документам и мерам господдержки даёт конкурентное преимущество нашим компаниям на внешних рынках.

Остановлюсь на другом аспекте. Ещё на этапе проектирования самой системы мы решили создать действительно «одно окно» для любых потребностей предпринимателей на всем цикле экспортной деятельности, а для этого нам требуется подключить и бизнес-сервисы. Следующий шаг в развитии платформы — создание маркет-плейса услуг для экспортёров. На нём представлены партнёры, которые помогут пользователю в вопросах, связанных с экспортом. Сервис уже запущен.

Сервис, который мы назвали «Профессионалы экспорта», обеспечит вовлечение юридических, логистических, аналитических и других организаций, которые занимаются экспортным консалтингом, в развитие российского экспорта, создав как для российских компаний, так и для поставщиков услуг удобный цифровой рынок.

Маркет-плейс сделает доступными разные коммерческие услуги высокого качества по поддержке экспорта. Мы формируем широкую базу российских и зарубежных поставщиков услуг консалтинга — чтобы пользователь мог найти профессионала, который поможет выполнить практически любую операционную задачу в рамках внешнеэкономической деятельности.

Все компании-кандидаты допускаются на платформу только по итогам аккредитации, включающей проверку правоспособности, компетенций и опыта. Данная оценка проводится по прозрачной и регламентированной процедуре.

Благодаря этому впервые на государственной цифровой платформе мы создали сервисы, которые помогут бизнесу как получать услуги, так и их предоставлять.