5 сентября 2022 • Спецпроекты • Партнерский материал

Средневековье и пиво:
как три друга начали производить деревянную посуду для ресторанов

Текст: Наталья Модель

Фото: Мария Сизова


Друзья Александр Абрамов, Вячеслав Леденев и Сергей Капитонов увлекались фэнтези, любили хорошее пиво и строили карьеру инженера, журналиста и юриста. В 2015 году они решились на собственный бизнес. Начали с крафтового бара, а через несколько лет подумали, что пора диверсифицировать бизнес. Например, больше не закупать деревянную посуду, а заняться ее производством самостоятельно. Так в пандемию появилась мастерская «Древень», которая поставляет тарелки и доски для эффектной подачи блюд в рестораны и на маркетплейсы. С Александром Абрамовым мы поговорили о том, как сохранять дружбу с партнерами по бизнесу, легко ли в России найти дерево и чем заменить инстаграм.

С моими партнерами по бизнесу Вячеславом Леденевым и Сергем Капитоновым мы знакомы много лет. У каждого из нас была собственная карьера в разных отраслях. Я работал инженером и замначальника отдела менеджмента качества на заводе, Вячеслав — журналист, а Сергей — юрист. В какой-то момент у каждого из нас появилось желание заняться собственным бизнесом.

Мы любим хорошее пиво. Когда в родной Калуге все наши любимые магазины разливного пива стали портиться, мы решили попробовать взять решение проблемы в свои руки. В 2015 году втроем мы открыли магазин/бар крафтового разливного пива «Кузня» в стиле средневековой таверны. Три-четыре года работали вот в таком режиме: мы с Сергеем совмещали развитие «Кузни» со своей основной работой, а Вячеслав взвалил на себя должность управляющего баром и работал за стойкой.

В этот период на работе я стал заниматься вопросами внедрения бережливого производства, исследовал вопросы сокращения затрат и приобрел колоссальный опыт по управлению предприятием и оптимизации процессов. Появилось желание применить этот ценный опыт в своем деле.

Деревянная посуда выглядит гораздо эффектнее и эстетичнее, живет дольше, потому что не бьется, а по цене получается не дороже керамических аналогов.

Мы никогда не жаловали стандартные для ресторанов керамические и стеклянные тарелки — закуски в баре всегда подавались в деревянной посуде. Она выглядит гораздо эффектнее и эстетичнее, живет дольше, потому что не бьется, а по цене получается не дороже керамических аналогов. В ресторанном бизнесе деревянная посуда довольно популярна — подходит для сервировки пиццы, роллов, закусок. Только вот для жидких блюд ее использовать не стоит.

Обдумали все за и против, изучили экономику и поняли, что производство посуды — хороший вариант для диверсификации бизнеса, да и делать посуду самим куда интереснее, чем покупать готовую. Затем купили небольшой станок с ЧПУ (числовым программным управлением) за 150 тыс. руб., нашли маленькое помещение площадью 10 кв. м — за 10 тыс. руб. в месяц, заказали первую партию дерева на 10 тыс. руб., купили стол и компьютер. Сделав одну тарелку, мы подумали, что в этом что-то есть. В 2020 году я уволился с завода и мы с Сергеем и Вячеславом основали мастерскую «Древень».

Мастерская «Древень» в цифрах:


1,6 тыс. 

руб. — средняя стоимость изделия.


4 млн 

руб. — инвестиции в проект с момента запуска (из них 3 млн руб. — на оборудование).


1,2 млн 

руб. — выручка компании в 2021 году.


125

— количество наименований производимого товара.


30%

— доходность, заложенная в бизнес-плане.


1 тыс.

— количество проданных товаров за 2021 год.

Образование инженера-конструктора очень помогло мне в новом бизнесе. Хватило изучения видео на ютубе, чтобы понять, как устроено производство деревянной посуды. Я разрабатывал чертежи и 3D-модели на компьютере, далее их переносил в станок и заготовки превращались в изделия. Обладатель хорошего вкуса, Вячеслав отвечал за визуальное наполнение бизнеса «Древня», например занимался сайтом и соцсетями.

На первых порах «Древень» обеспечивал досками, тарелками и салфетницами только наш бар, но уже в первый год работы мы начали выполнять заказы для знакомых заведений. Скоростями мы тогда похвастаться не могли — на производство одной тарелки уходило целых восемь часов. Год спустя стало понятно, что нам пора масштабироваться и возвращать вложенные в станок деньги. Мы с ребятами поняли, что спрос на нашу продукцию есть, да и посуду мы уже научились делать, — не стыдно предлагать ее клиентам. Вот только одного станка для покорения рынка явно не хватало.

Мы стали изучать, какие есть варианты господдержки для предпринимателей. В этом вопросе нам помог Сергей: как юрист, он смог узнать все подробности по финансовой поддержке предпринимателей, подготовить нужную документацию и разработать бизнес-план. Получить поддержку непросто, многие боятся и не решаются, а кто хочет, разбирается в вопросе и получает нужную ему для расширения бизнеса помощь.

Благодаря субсидиям от государства (по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство») мы смогли купить фуговально-рейсмусный станок для фрезерования древесины. С его помощью кривая доска превращается в ровную и готова к дальнейшей обработке на станке с ЧПУ или вручную. А еще купили циркулярную пилу для распиловки досок под заготовки. На станок мы получили 122 тыс. руб. и добавили 228 тыс. руб. собственных. А на пилу получили 96 тыс. руб. — но 50 тыс. руб. все же добавили своих. Тогда же я зарегистрировался как ИП и мы переехали в помещение площадью 80 кв. м, где смогли разместить все свое оборудование. В 2021 году нам удалось получить дополнительную поддержку от государства: мы обратились в Агентство развития бизнеса Калужской области (калужский центр «Мой бизнес»). По программе компенсации за покупку оборудования мы получили за год около 161 тыс. руб. компенсации затрат на оборудование для производства. А фонд поддержки предпринимательства в 2022 году дал нам три льготных кредита под 2,5% на 300 тыс. руб. на ленточную пилу, на 700 тыс. руб. на еще один станок с ЧПУ и 300 тыс. руб. на аспирационную установку, напоминающую большой пылесос.

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» поддерживает компании на всех этапах их развития, от идеи до выхода на экспорт, чтобы к 2024 году увеличить количество занятых в малом и среднем бизнесе в России до 25 млн человек.

Предприниматели могут получить грант на развитие, оформить льготную ставку по кредиту, взять микрозаем или кредит под госгарантию, получить оборудование в лизинг, а еще — стать резидентами промышленного или технопарка.

Благодаря новому оборудованию и вложенным инвестициям мы стали работать гораздо быстрее и начали активно выходить на ресторанный рынок в поисках новых заказчиков. Для продвижения мы сделали ставку на инстаграм, в первый год работы тратили на него совсем не много, а осенью 2021 года для привлечения новых заказчиков сменили подрядчика, который занимался SMM, и увеличили рекламный бюджет в инстаграм с 5 тыс. до 50 тыс. руб.

Потенциально новое оборудование позволяет нам производить 100 изделий в сутки. Пока мы делаем 1 тыс. изделий в квартал. За один рабочий день можно сделать в среднем 100 изделий. Например, одну тарелку за восемь минут. А вот создание посуды посложнее, которая требует ручного труда (например менажница под снеки с отделениями), займет около часа.

Мы продаем ящики для бургеров, доски для подачи пиццы, мяса, закусок, а также деревянные тарелки, соусницы, салфетницы, и т. д. 99% наших покупателей — это рестораны, работающие по всей стране. Среди них есть пять крупных ресторанных сетей, которые регулярно заказывают у нас продукцию. Покупатели могут найти нужные им товары в каталоге или отправить фотографию желаемого изделия и попросить сделать как на картинке.

Когда мы начинали бизнес, рассуждали так: что может быть проще, чем запустить производство продукции из дерева, находясь в России!

Нашу продукцию можно отнести к премиальному сегменту: мы берем за основу ценные и твердые породы дерева (дуб и ясень), используем хороший клей и дорогие пропитки для долговечности изделия. В этом плане нам помогает синергия с ресторанным бизнесом. Очень удобно быть одновременно и производителем, и потребителем собственных изделий — мы можем отслеживать состояние каждой доски, просто ежедневно ими пользуясь. И если в баре мы видели, что после мойки красивая гладкая доска становилась шероховатая, как дорога, мы срочно меняли технологические процессы. На изучение особенностей технологической обработки деревянной посуды я потратил три года и провел 50 экспериментов с разными видами масел — каждая пропитка ведет себя по-разному.

Когда мы начинали бизнес, рассуждали так: что может быть проще, чем запустить производство продукции из дерева, находясь в России! Выяснилось, что поставщиков доски, готовых привезти нужные нам объемы, в нашем регионе не хватает: дерево то есть, то его нет, еще и качество скачет. К тому же выбор дерева для производства посуды ограничен из-за его особенностей. Например, сосна выделяет смолу, а посуда из березы недолговечна. На третий год работы я нашел несколько поставщиков дерева в Подольске, так что возим теперь доски оттуда сразу большими партиями. С 2020 года стоимость дерева значительно выросла (с 30 тыс. руб. за куб до 75 тыс.).

Для производства посуды мы используем сухие доски длиной 0,5–1,5 м, толщиной 30–50 мм, влажностью 6–8%. Берем доску, делаем ее ровной, делаем ее с помощью станка нужной толщины, далее напиливаем и склеиваем несколько заготовок, выравниваем их через станок и вручную или на станке уже делаем тарелку. После этого пропитываем маслом, делаем при необходимости гравировку, после высыхания масла упаковываем.

Мастерская обеспечивала себя с первого года работы, выручки от продажи изделий хватает на зарплату сотрудников. Но мы постоянно инвестировали в развитие, всё заработанное тратили на закупку нового оборудования и повышали планку для выхода на новый уровень. Так что наши доходы растут, но растут и расходы. За первую половину этого года наша выручка составила 2,4 млн руб. Наша цель — выйти на ежемесячную выручку в 3 млн руб.

Цену товара формируют затраты на дерево (40%), оплата труда сотрудников (30%) и наша маржа (30%). Сейчас в мастерской работают четыре мастера. Что касается нас троих как совладельцев бизнеса, я руковожу производством, распределяю задачи между работниками, общаюсь с клиентами и занимаюсь вопросами стратегии и сбыта. Сергей занимается юридическими вопросами и развивает еще один наш общий бизнес — «Юридическую компанию Лояр». Вячеслав занимается «Кузней» и помогает мастерской с рекламой.

Каждый из нас прицельно занимается одним из трех общих проектов и отвечает за него, но все мы можем попросить друг у друга помощи, обсудить вопросы дополнительного финансирования, планы развития. Когда требуется участие одного из трех партнеров в другом бизнесе, он приходит на помощь. Помогают друг другу и сами проекты — часть доходов «Кузни» у него занимает «Древень» на рекламные расходы. Мне кажется, нам удалось победить стереотип «нельзя строить бизнес с друзьями». Во-первых, мы стараемся контролировать свои эмоции и разработали правило «два против одного» — важные вопросы выносятся на голосование, каждый высказывается, и решения принимаются большинством голосов. Во-вторых, мы поняли, что идти быстро можно одному, а идти далеко можно только вместе. Если один обманет остальных, вытащит деньги из бизнеса, он получит выгоду лишь в моменте, но потеряет друзей и перспективы от совместной работы.

Весной начало пропадать привычное нам сырье. Бельгийское масло пропало, потом вернулось на рынок, американский клей заменили швейцарским, шлифовальные круги нашли даже подешевле. Цены мы поднимали, но незначительно — потому что иначе нашу продукцию покупать не станут. Поэтому поддерживаем экономику мастерской за счет оптимизации производства. До спецоперации мы хотели запустить производство мебели, но поняли, что не время, — слишком велики затраты. Вместо этого думаем в сторону минимизации расходов и планируем использовать стружку, оставшуюся после распила досок, для производства топливных брикетов и наполнителей для кошачьих туалетов.

Еще мы столкнулись с тем, что наш единственный канал продвижения, инстаграм*, практически умер. Мы пытались перейти на другие площадки, но это дорого, а толку от них мало, поэтому больше надежд возлагаем на маркетплейсы. В июне запустили продажи на Wildberries, сделали отдельную линейку для b2c-клиентов. Хотим вложиться в рекламу, настроить карточку товара, вывести его в топ продаж и нарастить свои обороты за счет этого канала продаж, — потенциал по выручке на маркетплейсе колоссальный. Раскрутим один товар, например разделочные доски, потом будем продвигать второй. Еще начали сотрудничать с оптовыми покупателями, пусть и с хорошей скидкой, но они берут сразу большое количество товара. Планируем осенью найти новых клиентов на выставке для представителей HoReCa «ПИР», государство оплатило наше участие (200 тыс. руб.).

*входит в корпорацию Meta, признанную экстремистской в России

Узнайте о всех мерах поддержки бизнеса и национальном проекте «Малое и среднее предприни-мательство» на сайте.

Узнайте о всех мерах поддержки бизнеса и национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство» на сайте.

Узнать