Спецпроекты • Партнерский материал • 20 июня 2024

Легкий старт:
лицензии для бизнеса — в три раза быстрее

Текст: Наталия Владимирова

Фото: Getty Images


Правительство комплексно работает над формированием комфортного делового климата. Эффект от этого ощущают как опытные бизнесмены, так и начинающие предприниматели — например, на этапе оформления разрешительных документов при запуске нового бизнес-проекта. Меры поддержки нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» также снижают административную нагрузку на бизнес. Рассказываем об изменениях в сфере лицензий и разрешений, а также о полезных сервисах, которые упрощают взаимодействие с госорганами.

Лицензия за десять дней

Раньше предприниматели, нуждающиеся в получении разрешительных документов, страдали от излишней бюрократии. Им приходилось собирать пакеты бумажных документов, а после — лично представлять одну и ту же информацию сразу в несколько ведомств, несмотря на то что все эти данные уже были у государства. Прозрачность рассмотрения полностью отсутствовала: бизнесмен не мог отследить, на каком этапе находится его обращение, не понимал, в какие сроки лицензирующий орган ответит на его запрос. Даже корректно выполнив все действия, предприниматель не был на 100% уверен, что получит разрешительный документ.

В итоге предприниматели, вместо того чтобы сразу включаться в бизнес-процессы, были вынуждены заниматься бумажной работой и посещением профильных ведомств.

Подход к выдаче лицензий и разрешений принципиально изменил стартовавший в 2021 году пилотный проект под кураторством вице-премьера Дмитрия Григоренко. В результате этот процесс стал удобным, быстрым, простым и прозрачным для предпринимателя.

«Мы не меняли требования и не сокращали их, только упростили саму процедуру, проанализировали, какие документы должен предоставить предприниматель. Часть бумаг уже есть у государства, бизнесу не нужно подавать их повторно. Параллельно мы оцифровали процедуру и нормативно сократили сроки», — рассказал Григоренко.

И самое главное — у представителей бизнеса появилась возможность оформлять разрешительные документы не выходя из дома, через портал «Госуслуги».

Сервис для подачи заявлений на получение лицензий и разрешений простой и интуитивно понятный. Он не требует специальных навыков и знаний. Пользователю нужно заполнить минимальное количество полей, а за счет межведомственного обмена данными нет необходимости сканировать и прикладывать большое количество документов. После отправки обращения предприниматель в режиме реального времени может отслеживать ход его рассмотрения.

Благодаря проекту на портал «Госуслуги» перевели свыше 420 наиболее востребованных бизнесом видов разрешений, в том числе 51 лицензию.

За счет автоматизации процедуры средний срок оформления лицензии сократился в три раза, разрешений — в два раза. Количество документов, нужных для получения лицензий, уменьшилось в два раза, для разрешений — в 1,5 раза.

«Перевод госуслуг по выдаче лицензий и разрешений в электронную форму с возможностью подавать заявления через ЕПГУ, безусловно, является положительным, прогрессивным шагом при взаимодействии бизнеса и органов власти. Практический опыт бизнеса свидетельствует, что цифровизация госуслуг в этой части дисциплинирует органы власти в части соблюдения сроков процедур. Вместе с тем бизнес считает, что важно повышать гибкость электронных форматов оказания услуг. Например, предусматривать возможность приостанавливать срок исполнения услуг со стороны органа власти, чтобы позволить заявителю устранить замечания, а также продлевать сроки по закрытому перечню оснований, что позволит избежать формальных отказов и повторного прохождения процедур», — прокомментировал Денис Домашнев, ответственный секретарь Экспертного центра по контрольно-надзорной деятельности Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

Поддержка предпринимателей — одна из основных задач нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство». Сегодня на цифровой платформе МСП бизнесу из 89 субъектов РФ предоставлено более тысячи региональных мер поддержки и более 30 сервисов.

Цифры


С 45 до 10 дней

сократился срок выдачи лицензии на фармацевтическую деятельность для аптеки.

С 75 до 25 дней

сократился срок выдачи государственной аккредитации образовательной деятельности, а количество необходимых документов — с 20 до трех.

Более 80%

всех обращений за лицензиями идет через «Госуслуги».

Жалоба на контрольные органы

В 2023 году на портале «Госуслуги» был запущен сервис досудебного обжалования действий разрешительного органа. Жалобу с помощью этого сервиса можно отправить в случае отказа в выдаче разрешительного документа, несоблюдения сроков оказания госуслуги или требования дополнительной оплаты.

Срок рассмотрения обжалования составляет до 15 рабочих дней в зависимости от причины обращения.

Для государства сервис досудебного обжалования — это источник обратной связи от бизнеса. Предприниматели указывают в нем, какие процедуры выдачи не оптимальны, что еще необходимо улучшить в сфере лицензий и разрешений.

С начала 2024 года правительство дополнительно распространило процедуру досудебного обжалования на 75 востребованных бизнесом видов разрешений. Сегодня этот механизм действует уже для 421 вида лицензий и разрешений.

«Сервис досудебного обжалования стал эффективным инструментом повышения исполнительской дисциплины госорганов. Прозрачность процедур получения разрешений и досудебного обжалования мотивирует министерства и ведомства строго их соблюдать», — отмечает куратор проекта, вице-премьер Дмитрий Григоренко.

По словам заместителя министра экономического развития России Алексея Херсонцева, этот инструмент уже доказал свою эффективность.

«Досудебное обжалование — опробованный механизм снижения административной нагрузки на бизнес, содействия ему в решении вопросов без излишней бюрократии и временных затрат. На примере досудебного обжалования решений контрольных органов мы видим, что сроки разрешения таких споров сокращены практически в два раза», — подчеркивает он.

Что дальше

В этом году стартовал второй этап проекта по упрощению выдачи лицензий и разрешений. Планируется и дальше повышать удобство сервиса и скорость оформления разрешительных документов, делать процедуры еще проще и быстрее, в том числе через обратную связь от предпринимательского сообщества.

Кроме того, упрощенный лицензионно-разрешительный режим решено закрепить законодательно. Соответствующий законопроект (в виде поправок в 61 федеральный закон о лицензировании и разрешительных режимах) уже подготовлен Минэкономразвития России и опубликован на официальном сайте для общественного обсуждения.

«Благодаря системе обратной связи мы видим востребованность упрощенного механизма получения лицензий и разрешений у бизнеса. Поэтому мы не только закрепляем результаты проекта на постоянной основе, но и продолжаем развивать его за счет дальнейшего упрощения процедуры и сокращения сроков оказания услуг», — сказал Дмитрий Григоренко.

По нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство» в России создана и развивается комплексная инфраструктура поддержки бизнеса. По всей стране работают более 430 центров «Мой бизнес». В 2023 году поддержку в них получили более 540 тыс. МСП, самозанятых и граждан, планирующих стать предпринимателями.

Социальная реклама. АНО «Национальные приоритеты», ИНН 9704007633, erid: 5jtCeReNwy7uBLMS3UB4Txa