25 августа • TOMORROW’21 • Спецпроекты • Партнерский материал

Польза пластика, экономическая выгода «зелёных» инвестиций и другие грани экобудущего

Слушайте подкаст также на площадках: Apple Podcasts, Castbox, Google Podcasts, Spotify, Anchor, Яндекс.Музыка.

Текст: Анастасия Магрицкая

Фото: Иван Гущин


Сегодня многие озабочены состоянием окружающей среды. Отдельные люди и целые корпорации пытаются сократить наносимый планете ущерб, но экологи не радуют новостями о позитивных изменениях. Значит ли это, что мы прикладываем недостаточно усилий? И как можно исправить ситуацию?

В экоповестке разбирались Анастасия Иванова, руководитель отдела деловых коммуникаций и устойчивого развития «БАТ» в регионе Россия, Центральная Азия, Беларусь и Екатерина Шипилова, менеджер по реализации экопроектов компании «ЭкоТехнологии». Вот их главные выводы.

Шипилова: Есть две основные категории бизнеса, инвестирующие в экопроекты. Первая — крупные FMCG-компании, выпускающие на рынок помимо продукции большое количество пластиковой упаковки, с которой нужно что-то делать.

В том числе это участники New Plastics Economy Global Commitment — Coca-Cola, Danone, Mars, L’Oréal, Nestle, PepsiCo, Unilever и другие. Они ставят амбициозные цели по снижению первичного пластика в упаковке, по увеличению переработки и так далее. Вторая категория — ресурсные компании, которые в силу специфики своего бизнеса вредят окружающей среде: «Роснефть», «Северсталь», «Норникель», «Русгидро», «Лукойл», «Полиметалл» и подобные. Они вынуждены заботиться о компенсации своего вредного воздействия, чтобы избегать репутационных рисков. Кроме гигантов среди активных ESG-лидеров (ESG — один из мировых принципов ответственного инвестирования; англ. environmental — «экология», social — «социальное развитие», governance — «корпоративное управление») в России я бы выделила X5 Retail Group, «Магнит», SPLAT, «Яндекс», включая подразделения «Яндекс. Лавки», «Азбуку Вкуса» и «ВкусВилл».

Как и почему производители заботятся об экологии?

Екатерина Шипилова, менеджер по реализации экопроектов компании «ЭкоТехнологии»

1

«БАТ Россия» выполняет программу 100% переработки производственных отходов на фабрике в Санкт-Петербурге и работает над сокращением вредных выбросов в атмосферу и водоемы. В ближайших планах — запуск программ эко-утилизации своих флагманских устройств.

X5 Retail Group придерживается масштабной экостратегии, которая включает в себя программы по сокращению количества отходов, сбережению энергоресурсов и содействию осознанному потреблению. Например, Х5 отправляет из магазинов сетей на переработку пластик и картон, а также использует пакеты и корзины для покупок из вторсырья.

2

3

Сеть «Магнит» в партнёрстве с Procter & Gamble запустила проекты развития ответственного потребления в России. Одной из основных стала кампания по созданию детских площадок из переработанного пластика.

SPLAT компенсирует выделение углекислого газа в атмосфере от производства высадкой деревьев. В прошлом году компания совместно с сетью «Перекрёсток» запустила проект по сбору и переработке использованных пластиковых зубных щёток в тротуарную плитку.

4

5

«Яндекс. Лавка» проанализировала все категории товаров, выбрала для каждой наиболее экологичную упаковку и теперь занимается её переработкой. Кроме того, компания следит за спросом, чтобы не создавать большое количество отходов, и активно занимается экопросвещением.

«Азбука вкуса» развивает сеть точек раздельного сбора мусора рядом с супермаркетами, работает над экологичностью упаковки. В планах постепенная замена корпоративного транспорта на электромобили.

6

7

В магазинах сети «ВкусВилл» принимают пластмассовые крышки и ненужные пластиковые карты для переработки и проводят акции по сбору батареек для их дальнейшей утилизации. Компания также установила специальные аппараты по сбору пластиковых бутылок и алюминиевых банок и предлагает потребителям различные бонусы за сдачу вторсырья.

Заботиться об окружающей среде выгодно. Компании, которые вкладываются в ESG-повестку, более привлекательны для инвесторов, чем их менее социально ответственные конкуренты. Глобальное исследование «Делойт» среди поколений Y (миллениалы) и Z показало, что 42% потребителей приходят к компании или продолжают с ней взаимодействовать, если им нравится, как она влияет на окружающую среду и общество. И наоборот, 38% могут отказаться от взаимодействия с компанией, если считают, что она оказывает вред.

Екатерина Кинякина, главный редактор Inc.
Анастасия Иванова, руководитель отдела деловых коммуникаций и устойчивого развития «БАТ» в регионе Россия, Центральная Азия, Беларусь

Иванова: С новой стратегией «БАТ» по созданию лучшего будущего A Better Tomorrow невозможно избегать ESG-повестку. В 2020 году наша фабрика в Санкт-Петербурге признана заводом с категорией zero waste to landfill, то есть там полностью перерабатываемое безотходное производство. Это российское предприятие — одно из самых эффективных в группе по потреблению энергии и расходу воды. Мы также сократили количество производимого пластика. Например, мундштук для системы нагревания табака GLO теперь делается из плотного картона. Как и Apple, избавились от адаптера и оставили только шнур для подзарядки.

Но ESG касается не только экологии. Слова social и governance в этой аббревиатуре не менее важны, чем environmental. Речь об ответственном подходе к бизнесу. Во-первых, мы стремимся снизить вред от потребления табака, поэтому развиваем портфель инновационных продуктов с меньшим риском для здоровья. Во-вторых, стратегия A Better Tomorrow нацелена не только на потребителя, но и на сотрудников. Мы хотим, чтобы они соблюдали жизненный баланс. Это особенно важно в эпоху пандемии и удалённой работы, когда граница между трудом и отдыхом стёрлась.

Как увеличить аудиторию осознанных потребителей?

Шипилова: В целом людям не хватает осведомлённости. На «мусорном» рынке много игроков, но мало кто занимается доскональным экопросвещением. Страшный сон москвича: он сортирует отходы, раскладывает в разные контейнеры, а потом всё вместе увозит один мусоровоз. На самом деле одна машина забирает вторсырье, другая — остальные отходы, и это норма. Просто многие не осознают, что в Москве реализована система дуального сбора: всё вторсырьё собирается вместе и едет на пункт досортировки. Там нужно разделить полезные фракции, убрать лишнее и затем уже сдать на переработку. Система рабочая. Если у вас нет доступа к проверенным точкам сбора, можете сдавать вторсырьё в предназначенный для него бак рядом с вашим домом.

Анастасия Иванова, руководитель отдела деловых коммуникаций и устойчивого развития «БАТ» в регионе Россия, Центральная Азия, Беларусь
Екатерина Кинякина, главный редактор Inc.

Иванова: Первостепенна готовность человека выбросить упаковку не в ближайшую мусорку, а в специальный контейнер. Если такого желания нет, то задачи государства и бизнеса — мотивировать людей на осознанное потребление и делать так, чтобы процесс стал для них более удобным. Чтобы потребители сдавали использованные батарейки на утилизацию, нужно дать им эту возможность и открыть пункт сбора.

И конечно, нужен доступ к достоверной информации. На примере нашего бизнеса: мы задумались, а как ответственному потребителю, который пытается снизить вред курения для себя и окружающих, найти ответы на свои вопросы? И создали сайт Your choice, где аккумулировали все научные исследования, которые объясняют, почему потребление систем нагревания табака менее вредно по сравнению с традиционными сигаретами.

Екатерина Шипилова, менеджер по реализации экопроектов компании «ЭкоТехнологии»

Иванова: Мы считаем, что стратегию компании A Better Tomorrow во многом определяет потребитель. Осознанное потребление заставляет компании трансформироваться. Например, люди ищут способы сократить риски от потребления никотина. Такой запрос возник в обществе, и мы стараемся его удовлетворить.

Но соглашусь насчёт симбиоза. Скорее даже это взаимодействие потребителя с компаниями и организациями, которое поможет достичь устойчивого развития, желательно бы ещё при участии четвёртой стороны — государства.

Кто делает больше для светлого экобудущего: производители или потребители?

Шипилова: Это явный симбиоз. Компании создают для потребителей то, что загрязняет окружающую среду, и у них есть ресурсы, чтобы как-то улучшить эту ситуацию. Человек, который купил бутылку газировки, может потом сдать её на переработку, если в его городе компания приняла участие в создании системы сбора. Это замкнутый цикл — компания создала условия, потребитель откликнулся.

Но ответственности больше на производителях. Минпромторг и Минприроды сейчас рассматривают предложение о запрете 28 наименований упаковки. Это то, к чему мы все привыкли, — полистирольная подложка под яйца, композитная упаковка для сигарет. Довольно категорично, но нужно заменять сложно перерабатываемые вещи на простые. Выбросить прозрачную ПЭТ-бутылку в контейнер для вторсырья сможет любой человек, а не только экоактивист.

Какие эффективные меры должно предложить государство?

Шипилова: Субсидии необходимы, но у нас чаще идут от обратного. В 2015 году в России ввели институт расширенной ответственности производителя (РОП), согласно которому производители товаров и упаковки должны либо самостоятельно обеспечить норматив утилизации, либо заплатить экосбор — по сути, дополнительный налог. Социально ответственные компании (в том числе Coca Cola, Procter & Gamble, Unilever, Danone) стремятся выполнять нормативы по переработке упаковки и направляют сэкономленные деньги на экосоциальные проекты. Мы видим, что растёт спрос на решения в области сбора и переработки упаковки, экосоциальных активностей, устойчивого развития в целом. Так что механизм работает.

Сейчас в первую очередь необходимо внедрять повсеместный раздельный сбор отходов и наращивать сортировочные мощности. Очень сложно быть экологичным без инфраструктуры. Переработчики недозагружены и готовы принимать намного больше вторсырья, его нужно выцеплять из того количества отходов, которое просто едет на полигон. И стоит разобраться с упаковкой. Принято ругать пластик, но ПЭТ-бутылки — один их самых перерабатываемых видов отходов. Если мы будем выбирать оптимальную упаковку исходя из возможностей её переработки и функциональности (например, тетрапак незаменим для ряда продуктов, но для питьевой воды в большинстве случаев избыточен), уже будет большая польза.

Если принять меры максимально быстро, у нас есть все шансы приблизиться к циклической экономике, где отходы снова попадают в производство и заново используются.

Анастасия Иванова, руководитель отдела деловых коммуникаций и устойчивого развития «БАТ» в регионе Россия, Центральная Азия, Беларусь
Екатерина Шипилова, менеджер по реализации экопроектов компании «ЭкоТехнологии»

Иванова: Государство должно поощрять осознанное потребление и давать бизнесу больше возможностей для коммуникаций. Мы уже говорили о важности информирования. Например, в Великобритании есть социальная реклама, которая рекомендует перейти на альтернативные устройства тем, кто не может бросить курить. В основе этих рекомендаций лежит серьёзная научная база. В России подобная практика пока не развита.

На мой взгляд, стимулирование всегда более эффективно. Так что лучше предлагать бизнесу льготы, чем грозить штрафами. Банально можно облегчить доступ к «зелёной» энергии, потому что зачастую компаниям просто негде её покупать для своих производств.

18+

25 августа • TOMORROW’21 • Спецпроекты • Партнерский материал

Польза пластика, экономическая выгода «зелёных» инвестиций и другие грани экобудущего

Слушайте подкаст также на площадках: Apple Podcasts, Castbox, Google Podcasts, Spotify, Anchor, Яндекс.Музыка.

Текст: Анастасия Магрицкая

Фото: Иван Гущин


Сегодня многие озабочены состоянием окружающей среды. Отдельные люди и целые корпорации пытаются сократить наносимый планете ущерб, но экологи не радуют новостями о позитивных изменениях. Значит ли это, что мы прикладываем недостаточно усилий? И как можно исправить ситуацию?

В экоповестке разбирались Анастасия Иванова, руководитель отдела деловых коммуникаций и устойчивого развития «БАТ» в регионе Россия, Центральная Азия, Беларусь и Екатерина Шипилова, менеджер по реализации экопроектов компании «ЭкоТехнологии». Вот их главные выводы.

Как и почему производители заботятся об экологии?

Шипилова: Есть две основные категории бизнеса, инвестирующие в экопроекты. Первая — крупные FMCG-компании, выпускающие на рынок помимо продукции большое количество пластиковой упаковки, с которой нужно что-то делать.

В том числе это участники New Plastics Economy Global Commitment — Coca-Cola, Danone, Mars, L’Oréal, Nestle, PepsiCo, Unilever и другие. Они ставят амбициозные цели по снижению первичного пластика в упаковке, по увеличению переработки и так далее. Вторая категория — ресурсные компании, которые в силу специфики своего бизнеса вредят окружающей среде: «Роснефть», «Северсталь», «Норникель», «Русгидро», «Лукойл», «Полиметалл» и подобные. Они вынуждены заботиться о компенсации своего вредного воздействия, чтобы избегать репутационных рисков. Кроме гигантов среди активных ESG-лидеров (ESG — один из мировых принципов ответственного инвестирования; англ. environmental — «экология», social — «социальное развитие», governance — «корпоративное управление») в России я бы выделила X5 Retail Group, «Магнит», SPLAT, «Яндекс», включая подразделения «Яндекс. Лавки», «Азбуку Вкуса» и «ВкусВилл».

Екатерина Шипилова, менеджер по реализации экопроектов компании «ЭкоТехнологии»

1

«БАТ Россия» выполняет программу 100% переработки производственных отходов на фабрике в Санкт-Петербурге и работает над сокращением вредных выбросов в атмосферу и водоемы. В ближайших планах — запуск программ эко-утилизации своих флагманских устройств.

2

X5 Retail Group придерживается масштабной экостратегии, которая включает в себя программы по сокращению количества отходов, сбережению энергоресурсов и содействию осознанному потреблению. Например, Х5 отправляет из магазинов сетей на переработку пластик и картон, а также использует пакеты и корзины для покупок из вторсырья.

3

Сеть «Магнит» в партнёрстве с Procter & Gamble запустила проекты развития ответственного потребления в России. Одной из основных стала кампания по созданию детских площадок из переработанного пластика.

4

SPLAT компенсирует выделение углекислого газа в атмосфере от производства высадкой деревьев. В прошлом году компания совместно с сетью «Перекрёсток» запустила проект по сбору и переработке использованных пластиковых зубных щёток в тротуарную плитку.

5

«Яндекс. Лавка» проанализировала все категории товаров, выбрала для каждой наиболее экологичную упаковку и теперь занимается её переработкой. Кроме того, компания следит за спросом, чтобы не создавать большое количество отходов, и активно занимается экопросвещением.

6

«Азбука вкуса» развивает сеть точек раздельного сбора мусора рядом с супермаркетами, работает над экологичностью упаковки. В планах постепенная замена корпоративного транспорта на электромобили.

7

В магазинах сети «ВкусВилл» принимают пластмассовые крышки и ненужные пластиковые карты для переработки и проводят акции по сбору батареек для их дальнейшей утилизации. Компания также установила специальные аппараты по сбору пластиковых бутылок и алюминиевых банок и предлагает потребителям различные бонусы за сдачу вторсырья.

Заботиться об окружающей среде выгодно. Компании, которые вкладываются в ESG-повестку, более привлекательны для инвесторов, чем их менее социально ответственные конкуренты. Глобальное исследование «Делойт» среди поколений Y (миллениалы) и Z показало, что 42% потребителей приходят к компании или продолжают с ней взаимодействовать, если им нравится, как она влияет на окружающую среду и общество. И наоборот, 38% могут отказаться от взаимодействия с компанией, если считают, что она оказывает вред.

Анастасия Иванова, руководитель отдела деловых коммуникаций и устойчивого развития «БАТ» в регионе Россия, Центральная Азия, Беларусь

Иванова: С новой стратегией «БАТ» по созданию лучшего будущего A Better Tomorrow невозможно избегать ESG-повестку. В 2020 году наша фабрика в Санкт-Петербурге признана заводом с категорией zero waste to landfill, то есть там полностью перерабатываемое безотходное производство. Это российское предприятие — одно из самых эффективных в группе по потреблению энергии и расходу воды. Мы также сократили количество производимого пластика. Например, мундштук для системы нагревания табака GLO теперь делается из плотного картона. Как и Apple, избавились от адаптера и оставили только шнур для подзарядки.

Но ESG касается не только экологии. Слова social и governance в этой аббревиатуре не менее важны, чем environmental. Речь об ответственном подходе к бизнесу. Во-первых, мы стремимся снизить вред от потребления табака, поэтому развиваем портфель инновационных продуктов с меньшим риском для здоровья. Во-вторых, стратегия A Better Tomorrow нацелена не только на потребителя, но и на сотрудников. Мы хотим, чтобы они соблюдали жизненный баланс. Это особенно важно в эпоху пандемии и удалённой работы, когда граница между трудом и отдыхом стёрлась.

Как увеличить аудиторию осознанных потребителей?

Шипилова: В целом людям не хватает осведомлённости. На «мусорном» рынке много игроков, но мало кто занимается доскональным экопросвещением. Страшный сон москвича: он сортирует отходы, раскладывает в разные контейнеры, а потом всё вместе увозит один мусоровоз. На самом деле одна машина забирает вторсырье, другая — остальные отходы, и это норма. Просто многие не осознают, что в Москве реализована система дуального сбора: всё вторсырьё собирается вместе и едет на пункт досортировки. Там нужно разделить полезные фракции, убрать лишнее и затем уже сдать на переработку. Система рабочая. Если у вас нет доступа к проверенным точкам сбора, можете сдавать вторсырьё в предназначенный для него бак рядом с вашим домом.

Екатерина Кинякина, главный редактор Inc.

Иванова: Первостепенна готовность человека выбросить упаковку не в ближайшую мусорку, а в специальный контейнер. Если такого желания нет, то задачи государства и бизнеса — мотивировать людей на осознанное потребление и делать так, чтобы процесс стал для них более удобным. Чтобы потребители сдавали использованные батарейки на утилизацию, нужно дать им эту возможность и открыть пункт сбора.

И конечно, нужен доступ к достоверной информации. На примере нашего бизнеса: мы задумались, а как ответственному потребителю, который пытается снизить вред курения для себя и окружающих, найти ответы на свои вопросы? И создали сайт Your choice, где аккумулировали все научные исследования, которые объясняют, почему потребление систем нагревания табака менее вредно по сравнению с традиционными сигаретами.

Кто делает больше для светлого экобудущего: производители или потребители?

Шипилова: Это явный симбиоз. Компании создают для потребителей то, что загрязняет окружающую среду, и у них есть ресурсы, чтобы как-то улучшить эту ситуацию. Человек, который купил бутылку газировки, может потом сдать её на переработку, если в его городе компания приняла участие в создании системы сбора. Это замкнутый цикл — компания создала условия, потребитель откликнулся.

Но ответственности больше на производителях. Минпромторг и Минприроды сейчас рассматривают предложение о запрете 28 наименований упаковки. Это то, к чему мы все привыкли, — полистирольная подложка под яйца, композитная упаковка для сигарет. Довольно категорично, но нужно заменять сложно перерабатываемые вещи на простые. Выбросить прозрачную ПЭТ-бутылку в контейнер для вторсырья сможет любой человек, а не только экоактивист.

Анастасия Иванова, руководитель отдела деловых коммуникаций и устойчивого развития «БАТ» в регионе Россия, Центральная Азия, Беларусь

Иванова: Мы считаем, что стратегию компании A Better Tomorrow во многом определяет потребитель. Осознанное потребление заставляет компании трансформироваться. Например, люди ищут способы сократить риски от потребления никотина. Такой запрос возник в обществе, и мы стараемся его удовлетворить.

Но соглашусь насчёт симбиоза. Скорее даже это взаимодействие потребителя с компаниями и организациями, которое поможет достичь устойчивого развития, желательно бы ещё при участии четвёртой стороны — государства.

Какие эффективные меры должно предложить государство?

Иванова: Государство должно поощрять осознанное потребление и давать бизнесу больше возможностей для коммуникаций. Мы уже говорили о важности информирования. Например, в Великобритании есть социальная реклама, которая рекомендует перейти на альтернативные устройства тем, кто не может бросить курить. В основе этих рекомендаций лежит серьёзная научная база. В России подобная практика пока не развита.

На мой взгляд, стимулирование всегда более эффективно. Так что лучше предлагать бизнесу льготы, чем грозить штрафами. Банально можно облегчить доступ к «зелёной» энергии, потому что зачастую компаниям просто негде её покупать для своих производств.

Екатерина Шипилова, менеджер по реализации экопроектов компании «ЭкоТехнологии»

Шипилова: Субсидии необходимы, но у нас чаще идут от обратного. В 2015 году в России ввели институт расширенной ответственности производителя (РОП), согласно которому производители товаров и упаковки должны либо самостоятельно обеспечить норматив утилизации, либо заплатить экосбор — по сути, дополнительный налог. Социально ответственные компании (в том числе Coca Cola, Procter & Gamble, Unilever, Danone) стремятся выполнять нормативы по переработке упаковки и направляют сэкономленные деньги на экосоциальные проекты. Мы видим, что растёт спрос на решения в области сбора и переработки упаковки, экосоциальных активностей, устойчивого развития в целом. Так что механизм работает.

Сейчас в первую очередь необходимо внедрять повсеместный раздельный сбор отходов и наращивать сортировочные мощности. Очень сложно быть экологичным без инфраструктуры. Переработчики недозагружены и готовы принимать намного больше вторсырья, его нужно выцеплять из того количества отходов, которое просто едет на полигон. И стоит разобраться с упаковкой. Принято ругать пластик, но ПЭТ-бутылки — один их самых перерабатываемых видов отходов. Если мы будем выбирать оптимальную упаковку исходя из возможностей её переработки и функциональности (например, тетрапак незаменим для ряда продуктов, но для питьевой воды в большинстве случаев избыточен), уже будет большая польза.

Если принять меры максимально быстро, у нас есть все шансы приблизиться к циклической экономике, где отходы снова попадают в производство и заново используются.

Анастасия Иванова, руководитель отдела деловых коммуникаций и устойчивого развития «БАТ» в регионе Россия, Центральная Азия, Беларусь

18+