30 ноября 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал

Что происходит с электронной коммерцией в России

Текст: Наталия Владимирова

Иллюстрации: Мария Костевич


Электронная коммерция во всем мире переживает настоящий бум. Связано это, конечно, с пандемией — локдауны привели к тому, что даже те, кто совсем недавно предпочитал походы по магазинам, перешли на онлайн-платформы. По оценкам экспертов, ожидается, что к 2024 году объём продаж в интернете приблизится к отметке более чем 6 трлн долларов, в то время как в 2019-м эта цифра составляла всего 3,5 трлн. Что происходит с электронной коммерцией в России? Разбираемся вместе с QIWI.

30 ноября 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал

Что происходит с электронной коммерцией в России

Текст: Наталия Владимирова

Иллюстрации: Мария Костевич


Электронная коммерция во всем мире переживает настоящий бум. Связано это, конечно, с пандемией — локдауны привели к тому, что даже те, кто совсем недавно предпочитал походы по магазинам, перешли на онлайн-платформы. По оценкам экспертов, ожидается, что к 2024 году объём продаж в интернете приблизится к отметке более чем 6 трлн долларов, в то время как в 2019-м эта цифра составляла всего 3,5 трлн. Что происходит с электронной коммерцией в России? Разбираемся вместе с QIWI.


Эпоха e-commerce

Россия не отстаёт от мировых трендов. По оценке агентства Data Insight, рынок продаж материальных товаров через интернет в России к 2024 году вырастет до 7,2 трлн рублей. Если посмотреть на текущие цифры, то в 2021 году число российских покупателей в интернет-магазинах выросло на 8%. По данным QIWI, объём российского рынка интернет-торговли в прошлом году составил 2,7 трлн рублей.

Такие колоссальные цифры объясняются влиянием пандемии и трендов, которые она породила. В России на удалённой работе после снятия большинства пандемийных ограничений остаются 2,8-3 млн человек. Приток новых покупателей (только за первые три месяца локдауна в 2020 году в интернет пришло 10 млн новых покупателей) не прекращается. И наконец, болеющие по-прежнему остаются на самоизоляции. Все эти люди продолжают заказывать товары онлайн.


Бизнес: курс на удобство

Бизнес отвечает на запрос покупателей и запускает всё больше онлайн-сервисов и приложений. B2B-сервисы тоже не стоят на месте и предлагают бизнесу всё больше удобных инструментов для работы. В 2021 году с технической точки зрения запускаться стало удобно как никогда. Теперь можно ограничиться своим представительством онлайн и максимально оперативно создать сайт с помощью конструкторов. Анализировать эффективность бизнеса помогают совершенствующиеся сервисы глубокой аналитики: они помогают составить отчёт о посещаемости сайта, предоставить полную картину об эффективности рекламной кампании, мониторить поведение пользователей и конкурентов, увеличить конверсию продаж, управлять контентом. Наконец, так же незатруднительно сегодня настроить быстрые и удобные платежи — кровеносную систему бизнеса. Для создания эффективного платёжного опыта можно обратиться к технологическим провайдерам.

Один из таких провайдеров — финтех-компания QIWI. Она работает по модели цифрового киллера, помогая закрывать точечные потребности бизнеса в платежах. С помощью QIWI как техпровайдера предприниматель может решить сразу несколько вопросов:

1

1

Если у вас значительно выросло число клиентов и заказов, то вы сможете интегрировать продвинутые системы для оплаты товаров и услуг. Вы получите возможность использовать разные форматы эквайринга — от платёжных ссылок до брендированных форм, анализировать брошенные корзины и напоминать клиентам о просмотренных товарах. Кроме того, налаженные шлюзы провайдера гарантируют высокий процент успешных платежей.

2

2

Усилить безопасность. Использование наличных расчётов уступает цифровым сервисам по безопасности, поэтому переход к цифровым платежам даёт уверенность в надёжности как мерчанту, так и его клиентам.

3

3

Оптимизировать бизнес-процессы. Хороший провайдер не просто настраивает приём и отправку платежей, а уточняет нюансы — у разных бизнесов свои особенности. Например, для турфирм важно нивелировать валютные риски и как можно быстрее зачислять средства на счёт или распределять средства, полученные от туристов, между контрагентами легко и дёшево. Интернет-магазинам, развлекательным онлайн-сервисам или образовательным организациям нужны сервисы BNPL (Buy Now, Pay Later — «Покупай сейчас, плати потом»), чтобы смягчить удар от дорогостоящих покупок по бюджету покупателя.

4

4

Найти баланс между безналичными платежами и офлайном. Помогает в этом технология SoftPOS, с помощью которой курьеры или выездные мастера могут принимать безналичные платежи со смартфона на базе Android и сэкономить на приобретении POS-терминала. Кроме того, по данным QIWI, только 25% покупателей оплачивают заказы при получении банковскими картами. SoftPOS может стать одним из драйверов роста использования карт при постоплате.

5

5

Улучшить клиентский опыт, предлагая разные варианты оплаты: от приёма платежей с банковских карт и электронных кошельков до мобильной коммерции (возможности отправлять платежи со счёта мобильного телефона)

Андрей Протопопов,

CEO Группы QIWI

В нашей работе мы стараемся объединить три идеала: бесшовность, простоту и безопасность, что помогает удовлетворить запросы бизнес-заказчиков и их конечных пользователей. Интернет-эквайринг — такой же важный для успешной интернет-торговли фактор, как ассортимент, цена, качество, а его ценность определяется возможностью быстрой и безопасной интеграции. С этим помогает технология API, благодаря которой мы встроили в интернет-эквайринг возможность интеграции с онлайн-кассами и ФНС, разработали готовые модули для CMS и CRM, open API и платежные ссылки. Кроме того, мы уделяем особое внимание вопросу безопасности: соответствуем стандарту PCI DSS, обеспечиваем поддержку 3D Secure 2.0, предлагаем современный модуль фрод-мониторинга.


E-com будущего: маркетплейсы и партнёрства

Что ждет электронную коммерцию в России в ближайшем будущем? Пандемия всё ещё продолжается, и её влияние на электронную торговлю будет всё так же велико.

По данным Data Insight, 60% всего прироста рынка по количеству заказов в 2020 году (+365 млн по сравнению с 2019 годом) пришлось на долю крупных универсальных маркетплейсов, в 2021 году эта доля ещё выше — почти ⅔. Влияние маркетплейсов на рынок будет увеличиваться, также будет расти их роль витрины для малого и среднего бизнеса и самозанятых, торгующих продукцией, сделанной собственными руками. В то же время будет усиливаться потребность бизнеса в дифференцировании и большем отстраивании от роста количества конкурентов на одних площадках. В связи с чем свою роль могут усилить нишевые маркетплейсы, агрегирующие у себя товары конкретной категории и привлекающие заранее известную узкоспециализированную аудиторию.

На рынке будет происходить консолидация. Крупные компании продолжат расти и использовать прибыль для дальнейшего масштабирования бизнеса и становиться ещё крупнее. В то время как маленькие предпочтут заключать партнёрства с более крупными игроками электронной коммерции, потому что для них это доступный и эффективный способ составить конкуренцию большим игрокам.

Вне зависимости от того, какую модель выберет конкретный бизнес — продажи через собственные каналы или реализацию товаров с помощью партнёров, — одинаково востребованными останутся цифровые платежи и дополнительные опции, совершенствующие как клиентский опыт, так и работу самого бизнеса. «Акулы» электронной коммерции должны будут поспевать за ростом клиентской базы и повышением её требований к бесперебойному и комфортному проведению платежей, спросу на диверсифицированные формы оплаты (рассрочки, кредиты). Игрокам поменьше важно сосредоточиться на кастомизированных надстройках, учитывающих специфику их отрасли и способных обеспечить им конкурентное преимущество и лояльность клиентов.