Спецпроекты • Партнерский материал • 2 декабря 2024
Текст: Анастасия Стаханова
Фото: Ольга Наседкина
Компания Exponic сегодня — один из крупных игроков российского рынка дизайна и застройки выставочных стендов. На ее счету около 100 проектов в год, а выручка — более 300 млн руб. Однако так было не всегда. Начиная с 1991 года, когда ее в партнерстве с двумя друзьями создал молодой архитектор Александр Никольский, едва ли можно было представить, что она просуществует несколько десятилетий и спустя множество кризисов будет на коне.
История Exponic де-факто уходит корнями еще в СССР и опыт участия Советского Союза во Всемирных выставках (Expo) во многих странах. Союзные экспозиции для презентации за рубежом готовил производственный комбинат Торгово-промышленной палаты СССР (ТПП СССР). Выставки, которые устраивал комбинат, были возможностью продемонстрировать за рубежом преимущества жизни в Союзе. Так, в Брюсселе в 1958 году — первой Expo после Второй мировой войны — советский павильон признали одним из лучших. В нем показали модели «Спутника-1», первого в мире искусственного спутника Земли, первого в мире атомного ледокола «Ленин», а также автомобили «Волга», «Чайка» и «Москвич».
Именно на производственный комбинат ТПП СССР в далеком 1984-м пришел работать художником молодой архитектор Александр Никольский. Там он встретил двух будущих компаньонов, с которыми в 1991-м организовал бизнес.
Компания получила название Exponic. И сразу за ее созданием последовали собственные, уже не связанные с комбинатом, масштабные выставки — как в России, так и за ее пределами. В 1992 году компания в качестве застройщика приняла участие в итальянской выставке, приуроченной к 500-летию открытия Колумбом Америки. А на родине одним из первых крупных событий, которые организовала Exponic, стала выставка детской игрушки «Карусель». Она состоялась в Санкт-Петербурге в 1992 году в рамках фестиваля «Белые ночи». На мероприятие приехали вчера еще немыслимые западные исполнители и компании: группа Boney M. — чтобы выступить на фестивале, датская LEGO — чтобы показать свою продукцию новому рынку. В итоге экспозиция одной лишь датской компании составила 2,5 тыс. метров, на ней разместили привезенные из-за рубежа ростовые куклы.
Одним из наиболее значимых и долгоиграющих проектов в истории компании стал союз с «Сухим» (ныне Объединенная авиастроительная корпорация, или ОАК). В начале нулевых российское государство задалось идеей построить первый крупносерийный пассажирский самолет, разработанный в России после распада СССР, — альтернативу Boeing и Airbus. Сразу было понятно — задача сложная, но перспективная. И ставка оправдалась — сегодня самолеты Sukhoi Superjet входят в авиапарк «Аэрофлота» и других перевозчиков. Тогда же до этого было далеко, и авиастроительная корпорация искала компанию, которая будет помогать делать выставки и демонстрировать постепенный прогресс в разработке самолета. Конкурс на место был сумасшедший. Чтобы выиграть тендер, Exponic пришлось хитростью устроить себе очную презентацию проекта перед заказчиком. А чтобы экспозиция получилась по тем временам мультимедийной, Александр Никольский даже сам ездил на знаменитую «Горбушку», чтобы закупить освещение для стенда. В итоге «Сухой» впечатлился презентацией и выбрал партнером именно Exponic. На протяжении более чем 10 лет компания строила экспозиции на каждом авиасалоне «Макс». Однако то, что изначально было победой, по итогу оказалось ахиллесовой пятой Exponic.
Когда в ОАК пришло новое руководство и привело с собой новых подрядчиков, компания неожиданно для Exponic решила расторгнуть договор. Хотя были и другие заказчики, за десятилетие сотрудничества именно Объединенная авиастроительная корпорация стала ключевым бизнес-партнером для Exponic. Разрыв отношений пробил серьезную дыру в бюджете в виде потери большей части прогнозируемой прибыли. Этот неожиданный удар дал негативный эффект, шлейфом тянувшийся за бизнесом почти до ковида.
Ситуация в компании стала меняться только в 2019 году. По словам Ивана Никольского, который тогда присоединился к семейному бизнесу, выправить ситуацию в компании помогли сочетание знаний, полученных им в других областях бизнеса, и опыт отца, наработанный десятилетиями. К тому моменту у Никольского-старшего было почти 30 лет опыта управления компанией и преодоления кризисов, а у Никольского-младшего — разноплановая карьера в КХЛ, «РИА Новости», благотворительности. Причину, почему Иван раньше не присоединился к семейному бизнесу, он объясняет так: «У меня сначала были более высокие амбиции, чем бизнес отца. Я учился в Высшей школе экономики и получал дополнительный лондонский диплом. Я хотел сворачивать горы, работать как минимум в „Газпроме“, но везде быстро перегорал», — рассказал он.
При этом всегда тенью преследовала Exponic. «Хотя прежде я никогда не работал у отца, я наблюдал, как он всю жизнь посвятил этому бизнесу. Помню, как он основал компанию, когда мне было шесть лет. В детстве мы семьей ездили на МАКС. В студенчестве я даже пытался помочь отцу советом, но, слава богу, тогда он их почти никогда не воспринимал, — рассказал Иван Никольский. — Я до сих пор не могу себя простить, как в юности убедил отца сделать сайт. Тогда, кажется, у всех детей отцов-предпринимателей эта идея была главным костылем. А для чего он нужен? Как его продвигать? Что это за инструмент? Такими вопросами не задавались. Тем не менее отец старался меня слушать. И в итоге мы заплатили за сайт 300 тыс. руб. — огромные деньги по тем временам. А толку от сайта было ноль». Карьерный курс Никольского-младшего изменила беседа с другом детства на даче в 2019 году. Он сказал: «Слушай, у тебя же есть замечательная компания отца. Может быть, пришло время сделать „Газпром“ из Exponic?» Разговор оказался решающим.
На этот раз помощь отцу шла совершенно по другому сценарию. Если в прошлом Иван, давая советы, был еще студентом без практического опыта, то в 2019 году пришел в компанию с 10-летним опытом работы в различных областях. «Набив шишек за счет других работодателей, я пришел к практическому опыту и знаниям, которые начал применять в Exponic», — рассказал он. А опыт понадобился. Компания Александра Никольского к тому времени представляла собой экосистему, в которой был замечательный продукт, но о нем мало кто знал. Клиентура тоже сохранилась еще с тех времен, но скукоживалась с каждым годом, объясняет Никольский-младший.
Иван Никольский
Глава Exponic
«Мое мнение — Exponic упустила момент, когда нужно было развивать бизнес с точки зрения бизнеса. Маркетинг, продажи, коммуникации, социальные сети, и так далее. Это просто отсутствовало как пласт».
Поэтому приход в компанию отца потребовал перестройки и внешнего облика, и внутренних процессов. Снова появился сайт — на этот раз сделанный по уму, активный маркетинг и пиар. «Как у Дональда Трампа был лозунг Make America Great Again, так и у нас был свой Make Exponic Great Again. Потому что у отца уже было самое важное — качественный продукт. Просто нужно было создать для него обертку», — пояснил Никольский-младший. За полгода работы в компании появились впечатляющие результаты. У Ивана Никольского получилось найти клиентов, которые по итогам 2019 года дали прирост в 40% оборота. Однако затем рост резко прекратился и компания вновь вошла в период затяжного кризиса. Это было связано с коронавирусом, а также со смертью основателя компании Александра Никольского после длительной болезни.
В январе 2020 года Александр Никольский не смог выходить на работу, а в апреле его не стало. Примерно тогда же Exponic столкнулась с жесткими ковидными ограничениями — отменой всех зрелищных и массовых мероприятий. «У нас были люди, которым нужно платить, аренда офиса и склада, неимоверное количество кредитов — ведь в наследство досталась не Apple или Microsoft, а угасающий бизнес с кучей долгов. При этом у меня было ноль понимания юридической и финансовой стороны ведения бизнеса. Но самое плохое — вообще не было заказов. И мы начали очень быстро угасать», — рассказал Иван Никольский.
Из компании стали уходить сотрудники, которые работали с начала существования Exponic. Приходилось брать микрозаймы, одалживать деньги у знакомых, чтобы выполнить обязательства перед оставшимися редкими клиентами. Сотрудников, которые не уволились, перевели на удаленку, а от офиса отказались, чтобы сэкономить на аренде. Перспективы были безрадостные. Тем не менее в это время прикладывалось очень много усилий, чтобы сохранить юрлицо, учрежденное еще в 1991 году. Во-первых, это наследие отца, объясняет Никольский-младший. Во-вторых, это большой плюс в глазах клиентов, которые говорят: «Вау, да у вас компания старше „Газпрома“ (юрлицо зарегистрировано в 1993 году. — Прим. ред.)». «Поэтому да, мне было важно сохранить юрлицо, ведь наша компания старше „Газпрома“».
По словам Ивана Никольского, это был худший период в его жизни, помогла только поддержка жены и рождение дочери. В бизнесе легче стало вести дела, только когда правительство начало понемногу снимать ограничения и Exponic вновь смогла работать. Однако очень сильно тянула вниз долговая нагрузка, появившаяся еще при Александре Никольском и усугубившаяся в ковид. В этот момент плечо подставил старый друг. Exponic помог один из трех архитекторов, сооснователей компании в 1991 году. Стороны заключили соглашение в 2021-м, по результатам которого Exponic смогла использовать его склад и тем самым избавиться от самой большой статьи расходов — аренды отдельного помещения в 1 тыс. кв. м.
Однако была еще одна существенная проблема — за время ковида и неплатежеспособности Exponic растеряла свой костяк. Сотрудники ушли к конкурентам, на мебельные фабрики, в дизайнерские бюро. Иван Никольский все еще искал и находил клиентов. Но из-за отсутствия квалифицированных кадров к качеству стендов регулярно возникали вопросы, они выливались в потерю заказчиков и штрафы в миллионы рублей, которые компания не могла себе позволить.
Иван Никольский
Глава Exponic
«У этого бизнеса такая специфика: ты можешь давать интервью, публиковать интересные красивые кейсы, запускать интернет-маркетинг, нанимать отдел продаж. Но все равно это принесет тебе только 20% доходности. 80% — это все еще сарафанное радио и то, что люди видят на монтажах и на выставках. Если они видят, что ты хорошо строишь стенды, они к тебе сами придут».
Проблему, вызванную дефицитом кадров, удалось решить в 2022 году, когда компания познакомилась со своим будущим техническим директором. Он периодически помогал строить стенды — и, по счастью, строил всегда хорошо. Более того, у него была собственная преданная команда монтажников, электриков, маляров, и т. д. «Мы поняли — надо с ним договориться и объединить усилия. Это позволило нормально строить стенды и не терять клиентов», — рассказал Никольский.
После этого компания начала выходить из кризиса. На сегодняшний день Exponic отделилась от партнера отца, протянувшего руку помощи. Удалось закрыть 90% долгов, и компания по итогам 2024 года вырастет в три раза относительно доковидного 2019-го. Команда автоматизировалась. «Раньше за неимением людей я был погружен во все процессы. Сейчас у меня строятся стенды в Петербурге и во Владивостоке и мне не нужно контролировать, что там происходит, — с этим успешно справляются менеджеры», — сказал Иван Никольский.
Сегодня Exponic входит в топ-20 игроков на рынке выставочного дизайна в России. И к компании обращаются даже зарубежные заказчики — из Китая, Индии, Ирана, Вьетнама и Турции. Среди крупных проектов Exponic — одновременная застройка более 10 стендов на выставке «Мосбилд» и оформление лаунж-зоны Росконгресса на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Последнее — самый крупный проект, доступный компаниям на внутреннем рынке России. Однако главным достижением в индустрии остается оформление павильона своей страны на Всемирной выставке, поясняет Никольский-младший.
Иван Никольский
Глава Exponic
«Понимаете, если рассматривать мировую индустрию, то круче оформления павильона своей страны на Expo нет ничего. Это Олимпиада или „Оскар“ в мире выставок. В 2025 году Expo пройдет в Осаке (Япония), но Россию туда не пускают. В рамках внутристранового рынка самая крупная площадка, на которой можно увидеть самые крутые стенды и дизайны, — ПМЭФ. И строить стенд для Росконгресса, организатора форума, — это топ. Да, пусть „Оскар“ пока нам недоступен, но „Тэфи“ мы уже взяли».
Однако, по его словам, если Россию разблокируют на мировой арене, Exponic обязательно поборется и за «Оскар», поскольку это была мечта отца. «Он был архитектором, и для него Expo было высшим пилотажем. Я же просто веду бизнес, пусть люблю его и разбираюсь в нем. О том, что Expo — это вышка, я знаю именно со слов отца. Это была его мечта. Поэтому, если границы откроют, я постараюсь отправить Exponic на Expo, чтобы осуществить мечту отца спустя столько времени после его смерти», — сказал Никольский-младший.
По его словам, это сверхсложная задача. Поскольку делать павильон России на выставках такого масштаба — дело государственной важности. И не каждый может претендовать на его реализацию. «Чтобы туда попасть, я даже не знаю, что нужно сделать. Однако если представится такая возможность, а в этом я не сомневаюсь, то мы обязательно попытаемся», — добавил Никольский.
Реклама. ООО фирма «Экспоник», ИНН 7736018137, erid: 2bL9aMPo2e3xm4hVPnyLmhULt4