Спецпроекты • Социальная реклама • 12 декабря 2023
Текст: Ася Цейтлина
Фото: Getty Images
В феврале 2022 года условия для ведения бизнеса резко изменились для всех российских компаний. В особенно сложном положении оказались компании-экспортеры. Из-за санкций многие зарубежные рынки для них оказались закрыты. Единственным выходом в сложившихся условиях стал поиск новых партнеров в дружественных странах и поддержка национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
По данным аналитического доклада «Поддержка экспорта: национальный проект в новых условиях», подготовленного АНО «Национальные приоритеты» совместно с НИУ ВШЭ, с 2016 года российский несырьевой неэнергетический экспорт растет быстрее, чем в среднем в мире.
Несмотря на рекордные показатели в $192,1 млрд в 2021 году, сохранить объемы поставок несырьевого неэнергетического экспорта практически неизменными удалось и в 2022-м.
Все это — заслуга компаний-экспортеров, которых сегодня в России насчитывается более 71 тыс. Участники рынка отмечают, что потенциал сферы намного выше. В краткосрочной перспективе экспортерами могут стать около 200 тыс. компаний, а в долгосрочной — около 450 тыс.
«Именно несырьевой неэнергетический экспорт с учетом санкционного давления на нефтегазовых экспортеров будет драйвером развития экономики в ближайшее время. Весь национальный проект заточен на создание возможностей для экспорта продукции машиностроения, обрабатывающей промышленности, поддержку товаров, которые мы традиционно экспортировали. Это минеральные удобрения, металлургия, продукция лесопромышленного комплекса», — отметил заместитель директора Департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Министерства промышленности Евгений Пахомов.
Российский экспорт в цифрах
71 тыс.
компаний-экспортеров насчитывается в России.
6 млн
человек заняты в организациях несырьевого экспорта.
3,2 трлн
руб. налогов получил в 2022 году бюджет от российских компаний-экспортеров.
Экспорт — драйвер технологического развития страны. Он дает компаниям доступ к более конкурентным рынкам, которые значительно превосходят по размеру внутренний. Это позволяет реализовывать более сложные и капиталоемкие инвестиционные проекты, осваивать выпуск высокотехнологичной, инновационной продукции.
Именно поэтому государство так плотно сотрудничает с бизнесом. Причем не только с крупным, но и со средним и малым тоже. «Поддержка экспорта изначально стоит на синергии бизнеса и государства, потому что развитие экспортеров дает новые возможности и новые источники доходов для обеих сторон», — подчеркивает управляющий директор продуктового офиса АО «Российский экспортный центр» Марк Мурашко.
Компании-экспортеры создают новые рабочие места с конкурентной зарплатой. В России на предприятиях и в организациях несырьевого экспорта заняты более 6 млн человек. И государство заинтересовано в том, чтобы благосостояние этих людей и общества в целом росло.
А еще компании-экспортеры — это налогоплательщики. В 2022 году в бюджет в виде налогов, страховых взносов и пошлин от несырьевого неэнергетического бизнеса поступили свыше 3,2 трлн руб.
Бизнес получает господдержку благодаря национальному проекту «Международная кооперация и экспорт». В 2022 году ее оказали свыше 19 тыс. компаний в общей сложности более чем на 360 млрд руб. Компаниям помогают на всем экспортном пути: от научно-исследовательской работы и разработки новой продукции до участия в выставках за рубежом.
Объем экспорта, поддержанного по программам господдержки, за девять месяцев 2023 года достиг $7,5 млрд. В 2024 году поддержка экспортеров по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт» не иссякнет и продолжится.
После введения санкций особенно актуальным стал вопрос импортозамещения. Многие западные компании ушли с российского рынка, их нишу успешно занял российский бизнес: как в производстве продуктов питания, так и в промышленных отраслях. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) опросил 150 представителей бизнеса. 56% участников опроса отметили, что знают о плане импортозамещения в своей отрасли, 38,5% учитывают его в работе, а еще 12,6% уже принимают участие в реализации программ и получают господдержку. Российские компании достаточно активно занимают те ниши, которые возникли на рынке после ухода части иностранцев. Такая возможность актуальна для 30,6% производителей конечной продукции, а 6,5% сообщили, что уже ей воспользовались.
Один из участников доклада, коммерческий директор ООО «Листон» Юрий Сапрыгин считает, что вопросы экспорта и импортозависимости неразрывно связаны друг с другом. «Для того чтобы производить что-то узкоспециализированное (например электродвигатели малой мощности) и за адекватные деньги, необходим большой рынок сбыта, иначе мы просто не снизим себестоимость до приемлемого уровня».
Конечно, возникают и проблемы, с которыми компании сталкиваются при реализации стратегии импортозамещения. Например, российские аналоги порой оказываются дороже при сопоставимом качестве или нет единого каталога товаров российского производства. Но эти проблемы планируют поэтапно решать совместными усилиями бизнеса и государства, отмечают игроки отрасли.
Помощь компаниям-экспортерам в цифрах
19 тыс.
компаний получили господдержку в 2022 году.
360 млрд
руб. господдержки получили компании-экспортеры.
10
программ господдержки в 2023 году запустил Российский экспортный центр,
Получить финансовую и нефинансовую поддержку бизнес может несколькими способами. Один из самых простых и эффективных — зарегистрироваться на платформе «Мой экспорт». Это «Госуслуги» для экспортеров.
Предпринимателю не нужно собирать необходимые для экспорта документы, стоять в очередях, например, в налоговой. Достаточно выбрать нужный раздел, подать заявку на ту или иную форму поддержки и получить всю необходимую помощь онлайн. Также можно обращаться в Минпромторг России, Российский экспортный центр, центры поддержки экспорта.
Несмотря на расширение присутствия России в странах, куда экспортируются российские товары, плотность присутствия остается еще недостаточной, особенно по сравнению с ведущими мировыми экспортерами. Это понимают и государство, и бизнес.
«Наши конкуренты, китайцы, индийцы, кратно превосходят нас по своему присутствию в зарубежных странах. Посмотреть хотя бы на Россию: китайцы построили прекрасный бизнес-комплекс на МКАД Greenwood. И на „Ботаническом саду“ у них есть своя гостиница, где они проводят официальные мероприятия. То есть у них есть капиталовложения, есть где разместить предпринимателей, которые продвигаются на наш рынок, есть терминалы, которые аккумулируют продукцию. Прямо там же, около Greenwood, есть стоянка тяжелой техники. Так вот, надо думать о том, как увеличить наше инфраструктурное присутствие за рубежом», — уверен Алексей Плетнев.
Министерство промышленности и торговли разрабатывает новый инструмент с рабочим названием «Точка индустриального присутствия». Это будет представительство с широким набором функций, включая поддержку проектов по созданию российских промышленных площадок за рубежом и логистической инфраструктуры.
Еще одной из новых задач станет поддержка российских брендов за границей. Отечественные компании открывают свои сети за пределами страны. По данным Российской ассоциации франчайзинга, за 2022 год присутствие на экспортных рынках членов объединения увеличилось в полтора раза. И для защиты своих прав и интеллектуальной собственности им необходима квалифицированная помощь. А имиджевая поддержка пригодится тем компаниям, которые провели глубокий ребрендинг после 2022 года.
Из-за западных санкций одной из острых проблем для российских экспортеров стала логистика. Она усложнилась и выросла в цене, поэтому необходим комплекс мер по субсидированию перевозок и организации логистических коридоров на новые рынки.
Сегодня стоимость фрахта для российской компании в среднем в два с половиной раза дороже, чем для китайских конкурентов. Это значительно ослабляет конкурентный потенциал отечественных экспортеров.
Есть как минимум два способа снижения стоимости фрахта. Первый — запуск обратного импорта местных товаров. Второй — субсидирование ставок фрахта на тех направлениях, где отсутствует возможность обеспечить обратную загрузку судов.
Так что же поставляют и готовы продавать за границу российские экспортеры? Электротранспорт как для отечественного рынка, так и для экспорта. В планах выпуск российскими компаниями к 2030 году не менее 10% электроавтомобилей в общем объеме производства транспортных средств в России. Кроме того, планируется ввод более 1 тыс. водородных заправок и более 72 тыс. зарядных станций для электроавтомобилей.
Один из ключевых российских экспортеров в этой области — компания «Яблочков» из Санкт-Петербурга. Она производит станции, способные зарядить электромобиль за 15 минут. «Яблочков» уже второй год подряд пользуется мерами поддержки по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт»: участвует в крупных зарубежных выставках на льготных условиях и развивает сеть бизнес-контактов на потенциальных рынках — ОАЭ, стран СНГ, Латинской Америки. Также удалось софинансировать корпоративный сайт компании с 3D-моделями продуктов на русском и английском языках.
Еще одна перспективная экспортная отрасль — химическая промышленность, благодаря которой создаются производства новых материалов. Они, например, применяются в производстве электроники, лекарств, косметики, стройматериалов и в других отраслях.
Основанная в 2006 году «Пластмасс Групп» после 2014 года преобразовалась из импортера немецких инженерных пластиков в производителя продукции «Сделано в России» с объемом производства более 3 тыс. тонн готовой продукции, 25 филиалами и представительствами и с экспортной географией, которая включает более 20 стран Азии, Африки и Ближнего Востока.
Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» помогает российским экспортерам выйти на зарубежные рынки.
Производители и поставщики могут обращаться в региональные Центры поддержки экспорта и торговые представительства России за рубежом для поиска иностранных клиентов и анализа зарубежного рынка. Также среди мер господдержки для экспортеров действует механизм финансирования их участия в международных выставках и деловых миссиях для поиска новых рынков сбыта и зарубежных партнеров. Государство помогает компаниям при сертификации и лицензировании их продукции.
Для экспортеров работает цифровая платформа «Мой экспорт», которая позволяет получать услуги в сфере внешнеэкономической деятельности в режиме «одного окна» онлайн.
Социальная реклама. АНО «Национальные приоритеты», ИНН 9704007633, erid: 5jtCeReNwy7uBLMS3UB4TW6