Разобраться • 11 ноября 2024

Как франчайзинг помогает развивать малый и средний бизнес в России

Как франчайзинг помогает развивать малый и средний бизнес в России

Текст: Наталия Владимирова

Фото: Benjamin Rondel/Getty Images


Франшиза — это шанс попробовать себя в бизнесе с небольшим риском и минимальными вложениями. Благодаря поддержке нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» многие предприниматели из регионов уже смогли открыть собственное дело по франшизе и добиться первых успехов. Рассказываем истории четырех из них.

Двигатель роста МСП

Франчайзинг — это бизнес-модель, которая позволяет предпринимателям открыть и развивать собственное дело под уже готовым, известным потребителю брендом. Франчайзинг особенно популярен среди малого и среднего бизнеса благодаря меньшему риску и возможности воспользоваться уже отработанной бизнес-концепцией.

Согласно данным Российской ассоциации франчайзинга, лишь два бизнеса из десяти, открытых по франшизе, терпят неудачу, а через пять лет деятельности продолжают функционировать 86% предприятий.

Сегодня франчайзинговый рынок в России стремительно меняется. Доля иностранных франшиз в 2023 году сократилась до рекордных 8%, а 92% всех проданных франшиз принадлежат отечественным компаниям. Это говорит о растущем интересе к локальным брендам и новых возможностях развития национального бизнеса.

Изображение: Angel Santana/Getty Images

Франшиза с господдержкой

Открыть бизнес по франшизе еще проще с поддержкой по нацпроекту МСП. Платформа поможет предпринимателям не только приобрести франшизу, но и получить средства на ремонт, закупку оборудования, найти подходящее помещение.

  • «Зонтичный» механизм поручительств

Для предпринимателей, у которых недостаточно залога для получения кредита, существует так называемый «зонтичный» механизм поручительств. Этот инструмент позволяет получить кредит на сумму до 1 млрд руб. под поручительство Корпорации МСП, покрывающее до 50% суммы кредита. Поручительство оформляется мгновенно при получении кредита в банке, что значительно упрощает процесс финансирования. Инструмент особенно полезен для тех, кто планирует развивать бизнес по франшизе, но не располагает достаточными активами для залога.

  • Микрофинансирование

Микрофинансовые организации играют важную роль в поддержке малого бизнеса, особенно в регионах с ограниченным доступом к банковским услугам. По данным на середину текущего года, средневзвешенная процентная ставка составляет 7,1%. Эти займы помогают предпринимателям с минимальными финансовыми ресурсами начать свой бизнес или поддерживать его текущую деятельность, обеспечивая гибкость и скорость получения финансирования.

  • Имущество для бизнеса

На цифровой платформе МСП.РФ доступен сервис, который позволяет подобрать для своего бизнеса помещение, земельный участок для покупки или аренды, в том числе на льготных условиях. Информация доступна по всем регионам. Полный спектр возможностей — прямо из личного кабинета. Здесь можно найти имущество на всех уровнях собственности, получить полную информацию о нем, ознакомиться с документацией, связаться с правообладателем, принять участие в торгах.

Футболки с принтами для Астрахани

Гузаль Абинаева, самозанятая из Астрахани, с поддержкой фонда МСП смогла открыть свою студию полиграфического бренд-производства «НадоСрочно». Это бизнес по нанесению принтов на футболки, кепки, худи и кружки со средним чеком с одного клиента 21 300 руб, представленный уже в 117 городах и четырех странах.

Воспользовавшись льготным займом, она приобрела франшизу «НадоСрочно», которая включала оборудование, расходные материалы, сайт для заказов клиентов и полное обучение производству. Этот комплексный подход позволил ей не только открыть бизнес, но и успешно развивать его, обеспечивая высокое качество услуг и стабильный поток клиентов. Помимо этого, поддержка фонда дала ей уверенность в том, что она может справиться с вызовами предпринимательства.

Изображение: fr.shashlikoff.com

Шашлыки для ямальцев

В городе Губкинский, расположенном в 200 километрах к югу от Северного полярного круга, Алексей Рябков и Евгений Зенков при поддержке центра «Мой бизнес» ЯНАО открыли ресторан «ШашлыкоFF». Они создали уютное заведение с разнообразным меню и большим гостевым залом в 350 квадратов, способным вместить до 168 гостей одновременно. Первый гриль-бар «Шашлыкоff» заработал в 2013 году в Новосибирске, его концепция — демократичное заведение для людей среднего уровня дохода.

Благодаря льготному займу под 3% годовых, предприниматели смогли оплатить паушальный взнос, закупить и модернизировать оборудование, а также пополнить оборотные средства. Их компания также получила финансовую поддержку от администрации города Губкинский.

Выбор профессии для сибирских подростков

Наталья Карпелева из Бердска начала свой бизнес в 2021 году, когда ожидала третьего ребенка. Она сменила профессию организатора пространства (Наталья помогала людям делать их дома уютными и комфортными) на профориентолога, пройдя обучение и приобретя франшизу Международной школы выбора профессии «Пункт Б». Новое направление оказалось востребованным: первая группа подростков, с которыми она работала еще в процессе обучения, показала отличные результаты, а интерес к ее услугам вырос.

Сегодня Наталья предлагает клиентам две флагманские программы: «Выбор профессии» и «Умение учиться, спокойствие на экзаменах и мотивация к учебе». Не только жители Бердска и Новосибирска пользуются ее услугами — работа онлайн дает возможности жителям других городов и даже стран получить комплексную помощь по профориентации.

В 2024 году Карпелева открыла клуб для родителей «Родительский университет» и теперь мечтает создать образовательный центр по профориентации и психологии, чтобы помочь еще большему количеству людей найти свое призвание.

Франчайзинг в России продолжает активно развиваться, становясь важным инструментом для малого и среднего бизнеса. А программы государственной поддержки играют важную роль в успехе этого сектора, помогая предпринимателям преодолевать финансовые и организационные барьеры.

Программы поддержки и дальше будут расширяться, делая франчайзинг еще более доступным и привлекательным для начинающих предпринимателей, так что следите за новостями на сайте Корпорации МСП.

Социальная реклама. АНО «Национальные приоритеты», ИНН 9704007633, erid: 2bL9aMPo2e3xm4hVPnyLmhULeq