Спецпроекты • Партнерский материал • 13 октября 2025

Текст: Наталия Владимирова
Фото: Unsplash
Каждый день бизнес внедряет в работу новые цифровые технологии: люди автоматизируют все, что автоматизируется, на рынке постоянно появляются инструменты, которые делают многие hard-скилы бесполезными или почти бесполезными. Наемные работники во время своей карьеры могут менять профессию по 3–4 раза, им нужно быть адаптивными к изменениям: компетенции, которым учили 10 лет назад, устаревают и технологические изменения только ускоряют этот процесс. Поэтому сегодня все чаще говорят о lifelong learning — это концепция непрерывного образования, которое продолжается на протяжении всей жизни человека и выходит за рамки школы и университета.
Важно не только следить за трендами, их нужно задавать самостоятельно. Для этого в Москве существует экосистема АНО «Развитие человеческого капитала». Здесь можно попробовать профессию, найти наставника, пройти обучение, запустить собственный проект или доработать стартап вместе с экспертами. У каждого свой путь: кто-то делает первые шаги в профессии, кто-то только учится, а кто-то уже превращает идею в бизнес.
Чтобы помочь вам найти «точку входа», мы собрали три кейса, в каждом — реальный опыт участников, которые уже выстраивают свою траекторию роста.
20-летний студент РЭУ им. Плеханова Александр Потапов вместе с друзьями придумал социальную сеть «ШМОТКИ» — платформу, где можно делиться образами, обсуждать стиль, находить и покупать вещи.

Александр Потапов
«В сентябре прошлого года мы с другом заметили, что его девушка постоянно делает скрины образов на разных сайтах, а потом вручную ищет эту одежду в интернете, используя плохо работающие камеры для определения предметов. Оказалось, что так делают многие. Тогда мы подумали, почему бы не объединить все в одном месте, сделав поиск, подбор одежды и шопинг по-настоящему комфортными»
Команда собралась быстро. Помимо разработчиков в нее вошли стилисты — основателям было важно, чтобы проект не вырос в обычный маркетплейс, а стал площадкой для вдохновения и общения. Со временем на площадке появилась лента образов с прямыми ссылками на товары и «фэшн тиндер», где понравившуюся вещь можно свайпнуть и сразу купить. «Мы хотим, чтобы люди видели не только каталожные фото, но и живые образы реальных пользователей. Это гораздо ближе и понятнее», — говорит Потапов.
Разработку MVP (Minimum Viable Product — «минимально жизнеспособный продукт» или самая ранняя версия продукта, у которой есть функционал, необходимый для первого выхода на рынок. — Прим. ред.) команда профинансировала из своих денег.
Следующим этапом стало участие в «Академии инноваторов»: там команда получила грант на 400 тыс. руб. и экспертные советы. «Академия дала нам огромный толчок. Мы получили уверенность, что проект может вырасти в полноценный бизнес», — признается Александр. После этого «ШМОТКИ» привлекли миллион рублей по программе «Студенческий стартап» и начали переговоры с маркетплейсами. Сегодня сервис в бета-версии тестируют первые пользователи, уже была совершена первая покупка.
Сейчас в основной команде стартапа два сооснователя — Александр и его друг Ярослав Мещанов, два разработчика, веб-дизайнер, DevOps-инженер и дизайнер креативов и презентаций. Также команду недавно усилили machine learning-инженером, маркетологами и проджект-менеджером.

Выход на крупные площадки оказался непростым. «Маркетплейсы — это неповоротливые корпорации, у них выстроенные процессы, — рассказывает Александр. — Мы поняли, что нужно изучать людей внутри компаний и их KPI. Только когда ты показываешь конкретному менеджеру, как твой сервис поможет закрыть его задачи, появляется шанс договориться». Такой точечный подход помог команде заключить первые соглашения с маркетплейсами и заручиться интересом брендов.
Монетизацию стартап строит сразу в нескольких направлениях: процент с продаж по партнерским ссылкам, платное продвижение постов для брендов и стилистов, подписки с расширенным функционалом. «Мы планируем привлечь 12,5 млн руб. в первом раунде инвестиций. Эти средства нужны на доработку алгоритмов и масштабирование. Общая потребность в инвестициях — примерно 125 млн», — уточняет Потапов.
Впереди у команды амбициозные планы: расширение функционала, доработка рекомендательных систем, новые коллаборации со стилистами и участие в акселераторах. «Мы хотим стать фундаментом для российской моды, объединить бренды и пользователей. Сейчас бренды теряют миллиарды на фоне блокировок зарубежных соцсетей, а у нас есть шанс дать им новый канал продвижения», — заключает Александр.
Когда Екатерина Момот получала свое первое высшее образование на юридическом факультете Российского института интеллектуальной собственности, студентам на лекциях часто рассказывали случаи из практики: как предприниматель и изобретатель объединяли усилия и получался инновационный бизнес.
В 2020 году она случайно познакомилась с разработчиком — он работал над программой, которая диагностирует раковые заболевания с помощью метода термографии. Быстрорастущие клетки имеют высокую метаболическую активность, что приводит к локальному повышению температуры, а термографический датчик регистрирует любое повышенное тепловое излучение. Это бесконтактный, простой и безвредный способ диагностики.
Это знакомство вдохновило Екатерину запустить проект «Гелиатон» —программно-аппаратный комплекс. Устройство — это термометр, который собирает температурные данные, соприкасаясь с кожей. Эти данные передаются в программу, которая по разработанному алгоритму считает, есть ли подозрение на заболевание и на какое именно.
Компактный прибор размером с ладонь помогает выявить онкологические заболевания на ранней стадии за 15 минут. В будущем его можно будет использовать дома.

Екатерина Момот
«Вы представляете радость женщин, которым врач на консультации расскажет о такой возможности? Без неприятных ощущений проверить организм»
Команда долго готовилась к запуску проекта. В процессе Екатерина нашла еще одного партнера — врача-хирурга, и в 2022 году проект был официально запущен в работу — открыто юрлицо, начата разработка опытного образца.
Сейчас в «Гелиатоне» три сооснователя, еще семь человек работают на подряде. Проект до прошлого года развивался только на свои деньги, но в 2024–2025 годах команда привлекла суммарно 5 млн руб. инвестиций и сейчас готовится к следующему раунду на 20 млн руб.

В 2024 году Екатерина подала заявку в «Академию инноваторов». Во время участия в акселераторе команда получила PR-сопровождение и экспертную поддержку от наставников и менторов. «Это был невероятно полезный опыт, — говорит Екатерина. — Мы почувствовали, что делаем что-то по-настоящему нужное. Помогало все: и советы менторов, и невероятная PR-поддержка. Мы были во многих акселераторах, можем точно сказать, что “Академия” — самый эффективный из них».
«Гелиатон» во время акселерации в «Академии инноваторов» привлек инвестиции от частного инвестора на сумму 2,5 млн руб. После «Академии» авторы проекта стали финалистами акселератора Сеченовского университета, благодаря этому команда смогла провести клинические испытания на базе учреждения.
Основные потребители продукта — это клиники, как частные, так и государственные. Сейчас у «Гелиатона» уже есть предзаказ на 500 млн руб. от одной из клиник. В этом году партнеры планируют запустить серийное производство и пройти как минимум половину пути получения регистрационного удостоверения.
Павел Соколовский всегда занимался экологической повесткой, он входит в научно-технический совет Росприроднадзора. Когда Соколовский пришел в Институт органической химии им. Н.Д.Зелинского Российской академии наук, ему, конечно, предложили тему для диссертации, связанную с экологией. «Тема закрутила меня и до сих пор не оставляет», — признается он. Тогда это были лишь наброски в тетради, сегодня — проект, который выиграл конкурс «Новатор Москвы» и готовится к пилотным испытаниям на промышленных объектах.
Задача команды была амбициозной: создать катализатор для очистки дымовых выбросов ТЭЦ. Павел видел в этом не только научный вызов, но и шанс повлиять на будущее. «Такие технологии будут не только полезны, но и востребованы», — уверен он.
Разработка оказалась уникальной: катализатор полностью импортозамещает зарубежные аналоги и стоит в десять раз дешевле.

Павел Соколовский
«Наши катализаторы выполняют те же функции, что и зарубежные, но мы используем более доступные материалы. В основе — поликатионы переходных металлов с подвижным кислородом внутри цеолитной структуры. Это позволяет обходиться без благородных и редкоземельных металлов».
Павел активно использовал опыт, полученный не только в российских лабораториях, но и за рубежом. «Мы знакомы с разработками Haldor Topsoe, сотрудничаем с компанией MChemical. Все исследования проводим в сравнении с зарубежными аналогами», — рассказывает он. Такой подход позволяет команде учитывать лучшие мировые практики и одновременно формировать собственную школу в области очистки промышленных выбросов.
Благодаря победе в «Новаторе Москвы» в 2022 году проект оформил патент, получил признание, информационную поддержку и внимание со стороны энергетических компаний. «О конкурсе я узнал из СМИ. Мы подали заявку, прошли экспертизу, сняли ролик. После этого о нашей разработке узнали крупные предприятия, которые заинтересовались сотрудничеством», — вспоминает Павел.
Сегодня Соколовский руководит Молодежной лабораторией экологических исследований и разработок в институте им. Н.Д.Зелинского, где работает 22 молодых специалиста. Среди его коллег — научный руководитель, профессор Александр Грейш, заведующий лабораторией полифункциональных катализаторов, профессор Леонид Кустов. Команда готовит проектно-сметную документацию для пилотных испытаний, которые планируют провести уже в этом году.

При этом Павел подчеркивает, что у него не только научная, но и управленческая подготовка. «У меня был опыт руководства малым инновационным предприятием, я работал заместителем директора крупной коммерческой компании. Поэтому обладаю компетенциями, которые помогут довести технологию до рынка», — отмечает он. Коммерческой частью займутся партнеры, а сам Соколовский планирует сосредоточиться на науке и технологическом сопровождении.
Дальше — масштабирование. Павел уверен: у технологии большой потенциал. «Объем рынка катализаторов дожига в России — около 20 млрд руб. в год. Мы планируем производить катализатор в Москве и создать сервисную компанию. Инвестиции для пилота — порядка 15 млн руб., их готовы вложить предприятия-заказчики», — уточняет он.
«Мы готовы к плодотворной работе, хотим создавать оборудование для предприятий с разными мощностями. Сделаем воздух в Москве и по всей России чище и безопаснее», — подытоживает Соколовский.
Эти три истории демонстрируют лишь часть возможностей, которые открывает экосистема «Развития человеческого капитала». В ней нет единственного маршрута: можно начать с экскурсии на предприятие в рамках проекта «День без турникетов», попробовать профессию в «Технограде» или сразу прийти в «Академию инноваторов» с идеей стартапа.
Каждое звено цепочки работает так, чтобы молодые специалисты, студенты и предприниматели находили свой путь. «Техноград» обучает цифровым и инженерным профессиям, Центр подтверждения компетенций KIT дает возможность закрепить знания официальным сертификатом и получить предложения от работодателей, «Академия инноваторов» помогает выстраивать бизнес-модели и находить партнеров. Конкурс «Новатор Москвы» выводит разработки на уровень городской повестки, позволяет коммерциализировать наукоемкие проекты и масштабировать их, а также внедрять решения в городскую среду. А хакатон «Лидеры цифровой трансформации» позволяет запустить стартап, решив актуальную задачу от города или бизнеса.
Эта экосистема работает как единое пространство: школьники становятся инженерами, студенты — предпринимателями, а молодые ученые — авторами технологий, которые меняют города. Можно пройти через все этапы или выбрать только один — траектория роста индивидуальна.
Реклама, АНО «РЧК», ИНН 7710364647, erid: 2VtzqvPD31o