Спецпроекты • 21 ноября 2022 • Партнерский материал

«Финальным бенефициаром является человек»: зачем Газпромбанк строит офис будущего

«Финальным бенефициаром
является человек»: зачем
Газпромбанк строит офис
будущего

Текст: Анастасия Стаханова

Иллюстрации: Кирилл Клиппенштейн


Российский бизнес в 2022 году столкнулся с беспрецедентной за последнее время турбулентностью. В новых реалиях приоритетными становятся возможность управлять рисками и забота о сотрудниках, которые являются основой функционирования компании. Inc. рассказывает, как Газпромбанк справляется с этими задачами с помощью концепции устойчивого офиса.

Новая философия ведения бизнеса

Газпромбанк (ГПБ) на протяжении своей истории оставался банком с высокой социальной ответственностью, внедряя устойчивое развитие у себя в компании. И закрепление ESG-принципов на уровне руководства и во внутренних нормативных документах для него было логичным продолжением давно избранного пути.

Третий банк страны по величине активов начал формализацию своих действий в ESG еще до пандемии. Все потому, что руководство компании понимало: для устойчивого развития на годы и десятилетия вперед, привлечения новых партнеров, найма талантливых сотрудников и сохранения собственной репутации нужно не только следовать принципам ответственного и прозрачного ведения бизнеса, экологичности и социальной ориентированности, но и активнее рассказывать о своих достижениях в этой области.

В подтверждение декларируемых целей устойчивого развития в 2021 году ГПБ стал подписантом принципов ответственного банкинга ООН.

При этом у многих людей на финансовом рынке и не только оставались сложности с пониманием, для чего вообще нужно внедрение ESG-инструментов в управление. Ведь, казалось бы, это сопряжено с трудоемким перестраиванием внутренних бизнес-процессов, а эффект от таких инвестиций почувствуют только следующие поколения. Точки над i расставила пандемия. Она показала, что во время ковида работники во всех сферах бизнеса в России и за рубежом столкнулись с небывалым уровнем стресса из-за глобальной неопределенности, удаленки и страха заболеть. Однако опыт ГПБ продемонстрировал, что забота о сотрудниках и их здоровье в рамках ESG-инициатив помогают снизить уровень стресса, завоевать их лояльность в турбулентные времена, а также найти перспективные кадры для решения новых для рынка задач.

В 2022 году, когда российская экономика переживает непростые времена, следование принципам ESG оказалось необходимым компаниям островком стабильности. В политических условиях, когда крупный бизнес и отдельный человек значительно зависят от внешних факторов, концепция устойчивого развития стала одной из немногих рабочих возможностей смягчить последствия от долгосрочных рисков, которые имеют непосредственное влияние на бизнес. А сохранение талантливых сотрудников и наращивание потока клиентов стало одной из сложных задач, которые встают фактически перед всеми компаниями. Чтобы эффективнее выполнять эту задачу, Газпромбанк в рамках ESG-инициатив первым в России (а возможно, и в мире) начал реализовывать свою собственную концепцию «Устойчивого офиса», превосходящую аналоги по своему размаху и масштабам.

Принципы, которые исповедует бизнес

По большому счету, на мировой арене можно найти немало примеров компаний, которые занимаются развитием своего офисного пространства. Однако обычно задачи менеджмента крупных компаний ограничиваются принципами «зеленого офиса» — это внедрение в рабочее пространство экологических инструментов, таких как раздельный сбор мусора, отправка на переработку вторсырья, экономия водных и энергетических ресурсов, а также снижение выбросов в атмосферу и работа с поставщиками в экологическом ключе.

Особенность же концепции Газпромбанка в том, что он масштабировал идею «зеленого офиса», дополнив ее другими социальными и образовательными инициативами, которые готовятся к запуску или уже существовали по отдельности в недрах компании.

Кроме того, банк распространяет данный документ и на внешние пространства: клиентские офисы, форумные площадки. Таким образом, Газпромбанк планирует создать комфортную и удобную среду не только для своих сотрудников, но и для внешних заинтересованных сторон. В итоге получилась трендовая концепция «Устойчивого офиса», в которую, помимо традиционного «зеленого офиса», вошли еще несколько важных элементов современного ведения бизнеса и заботы о сотрудниках и обществе в целом.

Первый из этих элементов — «Дружелюбный офис». Он аккумулирует внутрибанковские инициативы, направленные на то, чтобы человеку физически и морально было удобно работать и находиться в офисе. Сюда входит и охрана труда, и повышение прозрачности кадровой политики, и работа над инклюзивностью офисов как для сотрудников, так и для клиентов. Но «Дружелюбный офис» — это не только про работу, но и про досуг и здоровье сотрудников. В этой части концепции ГПБ уделяет внимание тому, чтобы популяризировать здоровый образ жизни среди работников, а также заботиться об их ментальном благополучии. Так, в пандемию стартовал, а потом был пролонгирован, доказав свою эффективность, сервис ГПБзабота по оказанию бесплатных консультаций психологов, юристов и финансовых советников. В итоге программа функционирует до сих пор и в компании планируют ее только расширять.

Второй важный аспект концепции «Устойчивого офиса» — это образование и просвещение сотрудников. Причем не только с точки зрения повышения их профессиональной квалификации, но также с позиции поощрения их хобби и личных интересов.

«Несмотря на то что Банк проводит значительное количество обучающих мероприятий для своих клиентов, большинство образовательных инициатив направлены именно на сотрудников. Они позволяют получить новые навыки, которые могут быть востребованы как с точки зрения развития карьеры, так и с точки зрения частной жизни», — пояснили в банке.

Кроме того, в образовательную часть концепции входит повышение уровня знаний работников об устойчивом развитии в целом. Дело в том, что идеи ESG — не просто философия компании, а по сути те классические базовые ценности, которые большинство родителей прививали детям с детства (забота о природе, помощь людям в тяжелой жизненной ситуации, и т. д.). Однако теперь они трансформировались и усложнились, а их можно не только применить дома, но и сделать частью бизнес-процессов компании. Образовательные программы помогают сотрудникам найти верную точку приложения сил внутри деятельности организации.

Еще одна задача в рамках «Устойчивого офиса», которую можно выделить, — это формирование устойчивой цепочки закупок. В этом случае речь идет о взаимодействии с подрядчиками сотрудников ГПБ, которые занимаются закупками, и контроле за соблюдением этических, экологических и социальных норм и требований.

По заявленным направлениям Газпромбанк поставил количественные цели, которых планирует достичь по итогам 2023, 2025 и 2030 гг. Например, в 2030 году 50% электроснабжения административных офисов в Москве должны будут поступать от «зеленых» источников энергии.

Не просто банк, который хранит деньги

Однако напрашивается логичный вопрос: зачем инвестировать в развитие «Устойчивого офиса» в условиях большой неопределенности? В Газпромбанке уверены, что сейчас самое время поддерживать это направление развития корпоративной культуры. Во-первых, концепция «Устойчивого офиса» позволяет наращивать лояльность сотрудников, привлекать передовые кадры. Логика такая: если работнику приятно приходить в офис, он чувствует в нем заботу о себе, своем будущем и будущем своих детей, а также сам может позаботиться о коллегах, то это создает большую сопричастность к компании и ответственность за результаты.

А во-вторых — сейчас происходит активная смена поколений. Доля молодых людей растет как среди потенциальных работников, так и среди клиентов, в чьей системе ценностей вопросы экологии и социальной ответственности стоят очень высоко. В такой ситуации, чтобы сохранять привлекательность для новых клиентов и соискателей работы, нельзя обходить вопросы устойчивого развития стороной. «Люди уже сейчас понимают, что мы не просто банк, которому можно доверить свои средства. Мы не только распоряжаемся деньгами с выгодой для клиентов, но и одновременно заботимся о сохранении возможностей для развития будущих поколений», — пояснила Первый Вице-Президент Газпромбанка Наталья Третьяк.

Сейчас одна из целей Газпромбанка в сфере устойчивого развития — трансформировать все офисные пространства в Москве как для сотрудников, так и для клиентов, а также добиться установленных показателей эффективности программы. А потом распространить подход на подразделения по всей стране, чтобы все сотрудники, клиенты и партнеры ГПБ приобщились к принципам устойчивого развития и могли воспользоваться преимуществами современного офисного пространства.

Однако, как отметили в банке, в процессе концепция может трансформироваться и масштабироваться еще больше. Ведь это гибкая система, которая, по задумке, должна редактироваться и подстраиваться под внешние реалии — а они могут стремительно меняться.

«Всегда будут обстоятельства, на которые мы не можем повлиять, а есть те вещи, которые мы можем изменить. Мы четко осознаем свою ответственность перед сотрудниками, поэтому как работодатель продолжаем реализовывать планы по внедрению концепции устойчивого развития. Финальным потребителем и финальным бенефициаром нашей работы является человек, и мы планируем придерживаться принципов устойчивого развития, которые положительно влияют на жизнь каждого», — добавила Наталья Третьяк.