Спецпроекты • 21 ноября 2022 • Партнерский материал
Текст: Анастасия Стаханова
Иллюстрации: Кирилл Клиппенштейн
Газпромбанк (ГПБ) на протяжении своей истории оставался банком с высокой социальной ответственностью, внедряя устойчивое развитие у себя в компании. И закрепление ESG-принципов на уровне руководства и во внутренних нормативных документах для него было логичным продолжением давно избранного пути.
В подтверждение декларируемых целей устойчивого развития в 2021 году ГПБ стал подписантом принципов ответственного банкинга ООН.
При этом у многих людей на финансовом рынке и не только оставались сложности с пониманием, для чего вообще нужно внедрение ESG-инструментов в управление. Ведь, казалось бы, это сопряжено с трудоемким перестраиванием внутренних бизнес-процессов, а эффект от таких инвестиций почувствуют только следующие поколения. Точки над i расставила пандемия. Она показала, что во время ковида работники во всех сферах бизнеса в России и за рубежом столкнулись с небывалым уровнем стресса из-за глобальной неопределенности, удаленки и страха заболеть. Однако опыт ГПБ продемонстрировал, что забота о сотрудниках и их здоровье в рамках ESG-инициатив помогают снизить уровень стресса, завоевать их лояльность в турбулентные времена, а также найти перспективные кадры для решения новых для рынка задач.
В 2022 году, когда российская экономика переживает непростые времена, следование принципам ESG оказалось необходимым компаниям островком стабильности. В политических условиях, когда крупный бизнес и отдельный человек значительно зависят от внешних факторов, концепция устойчивого развития стала одной из немногих рабочих возможностей смягчить последствия от долгосрочных рисков, которые имеют непосредственное влияние на бизнес. А сохранение талантливых сотрудников и наращивание потока клиентов стало одной из сложных задач, которые встают фактически перед всеми компаниями. Чтобы эффективнее выполнять эту задачу, Газпромбанк в рамках ESG-инициатив первым в России (а возможно, и в мире) начал реализовывать свою собственную концепцию «Устойчивого офиса», превосходящую аналоги по своему размаху и масштабам.
По большому счету, на мировой арене можно найти немало примеров компаний, которые занимаются развитием своего офисного пространства. Однако обычно задачи менеджмента крупных компаний ограничиваются принципами «зеленого офиса» — это внедрение в рабочее пространство экологических инструментов, таких как раздельный сбор мусора, отправка на переработку вторсырья, экономия водных и энергетических ресурсов, а также снижение выбросов в атмосферу и работа с поставщиками в экологическом ключе.
Кроме того, банк распространяет данный документ и на внешние пространства: клиентские офисы, форумные площадки. Таким образом, Газпромбанк планирует создать комфортную и удобную среду не только для своих сотрудников, но и для внешних заинтересованных сторон. В итоге получилась трендовая концепция «Устойчивого офиса», в которую, помимо традиционного «зеленого офиса», вошли еще несколько важных элементов современного ведения бизнеса и заботы о сотрудниках и обществе в целом.
Первый из этих элементов — «Дружелюбный офис». Он аккумулирует внутрибанковские инициативы, направленные на то, чтобы человеку физически и морально было удобно работать и находиться в офисе. Сюда входит и охрана труда, и повышение прозрачности кадровой политики, и работа над инклюзивностью офисов как для сотрудников, так и для клиентов. Но «Дружелюбный офис» — это не только про работу, но и про досуг и здоровье сотрудников. В этой части концепции ГПБ уделяет внимание тому, чтобы популяризировать здоровый образ жизни среди работников, а также заботиться об их ментальном благополучии. Так, в пандемию стартовал, а потом был пролонгирован, доказав свою эффективность, сервис ГПБзабота по оказанию бесплатных консультаций психологов, юристов и финансовых советников. В итоге программа функционирует до сих пор и в компании планируют ее только расширять.
Второй важный аспект концепции «Устойчивого офиса» — это образование и просвещение сотрудников. Причем не только с точки зрения повышения их профессиональной квалификации, но также с позиции поощрения их хобби и личных интересов.
Кроме того, в образовательную часть концепции входит повышение уровня знаний работников об устойчивом развитии в целом. Дело в том, что идеи ESG — не просто философия компании, а по сути те классические базовые ценности, которые большинство родителей прививали детям с детства (забота о природе, помощь людям в тяжелой жизненной ситуации, и т. д.). Однако теперь они трансформировались и усложнились, а их можно не только применить дома, но и сделать частью бизнес-процессов компании. Образовательные программы помогают сотрудникам найти верную точку приложения сил внутри деятельности организации.
Еще одна задача в рамках «Устойчивого офиса», которую можно выделить, — это формирование устойчивой цепочки закупок. В этом случае речь идет о взаимодействии с подрядчиками сотрудников ГПБ, которые занимаются закупками, и контроле за соблюдением этических, экологических и социальных норм и требований.
По заявленным направлениям Газпромбанк поставил количественные цели, которых планирует достичь по итогам 2023, 2025 и 2030 гг. Например, в 2030 году 50% электроснабжения административных офисов в Москве должны будут поступать от «зеленых» источников энергии.
Однако напрашивается логичный вопрос: зачем инвестировать в развитие «Устойчивого офиса» в условиях большой неопределенности? В Газпромбанке уверены, что сейчас самое время поддерживать это направление развития корпоративной культуры. Во-первых, концепция «Устойчивого офиса» позволяет наращивать лояльность сотрудников, привлекать передовые кадры. Логика такая: если работнику приятно приходить в офис, он чувствует в нем заботу о себе, своем будущем и будущем своих детей, а также сам может позаботиться о коллегах, то это создает большую сопричастность к компании и ответственность за результаты.
А во-вторых — сейчас происходит активная смена поколений. Доля молодых людей растет как среди потенциальных работников, так и среди клиентов, в чьей системе ценностей вопросы экологии и социальной ответственности стоят очень высоко. В такой ситуации, чтобы сохранять привлекательность для новых клиентов и соискателей работы, нельзя обходить вопросы устойчивого развития стороной. «Люди уже сейчас понимают, что мы не просто банк, которому можно доверить свои средства. Мы не только распоряжаемся деньгами с выгодой для клиентов, но и одновременно заботимся о сохранении возможностей для развития будущих поколений», — пояснила Первый Вице-Президент Газпромбанка Наталья Третьяк.
Однако, как отметили в банке, в процессе концепция может трансформироваться и масштабироваться еще больше. Ведь это гибкая система, которая, по задумке, должна редактироваться и подстраиваться под внешние реалии — а они могут стремительно меняться.
«Всегда будут обстоятельства, на которые мы не можем повлиять, а есть те вещи, которые мы можем изменить. Мы четко осознаем свою ответственность перед сотрудниками, поэтому как работодатель продолжаем реализовывать планы по внедрению концепции устойчивого развития. Финальным потребителем и финальным бенефициаром нашей работы является человек, и мы планируем придерживаться принципов устойчивого развития, которые положительно влияют на жизнь каждого», — добавила Наталья Третьяк.