Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ 30 июня 2020

Дмитрий Бурлай, Группа ЧТПЗ: «В металлургии новые продукты и технологии — стратегическое преимущество в борьбе за клиента»

Текст

Дмитрий Левин

ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ 30 июня 2020

Дмитрий Бурлай, Группа ЧТПЗ: «В металлургии новые продукты и технологии — стратегическое преимущество в борьбе за клиента»

Текст

Дмитрий Левин

За последние 20 лет инвестиции в трубную промышленность в России составили более $12 млрд. Только с 2017 по 2019 год мощности по производству стальных труб возросли на 1,4 млн тонн. Ужесточение конкуренции на рынке ещё больше подталкивает игроков к поиску инноваций. С этой целью Группа ЧТПЗ запустила акселератор совместно с GenerationS от РВК, который работает с металлургической промышленностью с 2015 года. Директор по стратегии Группы ЧТПЗ Дмитрий Бурлай рассказал Inc., в каких инновациях сегодня нуждается трубная промышленность и как выйти из зоны комфорта во время пандемии.


О ЧТПЗ

Одна из ведущих промышленных групп металлургического комплекса России с высокодиверсифицированым клиентским портфелем, который включает более 5 тыс. компаний топливно-энергетического комплекса, нефтехимической, машиностроительной, энергетической и других отраслей в России и за рубежом. По итогам прошлого года доля Группы ЧТПЗ в совокупных отгрузках российских производителей труб составила 18%. Доля в высокомаржинальных сегментах рынка — трубах большого диаметра и нарезных трубах нефтяного сортамента (OCTG) — достигла 31% и 19%.

Технологическая гонка

Усиление конкуренции за последние несколько лет обострило технологическую гонку предприятий. В борьбе за клиента производители постоянно работают над повышением качества труб и расширяют предложение сопутствующего комплекса сервисных услуг.

Портфель Группы ЧТПЗ включает самые разные проекты: от разработки труб из углеродистой стали с улучшенными параметрами сварного шва для амортизаторов грузовых автомобилей Volvo, BPW, Weweler до увеличения мощностей производства труб из нержавеющей стали для проектов СПГ.

Новые реалии не повлияли на стратегические приоритеты. Стратегия развития до конца 2024 года предполагает трансформацию Группы ЧТПЗ в клиентоцентричную компанию.

Это новый виток философии «Белая металлургия», основанный на цифровых технологиях и направленный на совершенствование процессов взаимодействия с внешним заказчиком. В ближайшие 5 лет мы планируем сосредоточить внимание на развитии клиентского предложения. Инвестировать в нишевые сегменты продукции с высокой добавленной стоимостью, повышать технологическую точность и применять технологии машинного зрения и Big Data.

Инновации в трубу

Инновации в российской металлургической промышленности невозможны без культуры их внедрения. Необходимо развивать тесное горизонтальное сотрудничество, обеспечивать открытый обмен знаниями и создавать венчурные фонды для привлечения стартапов, которые готовы предлагать инновационные решения, например в сфере диджитализации.

За успешными примерами далеко ходить не надо. Один из лидеров мировой трубной отрасли, французская компания Vallourec совместно со стартапами, которые победили на инновационном чемпионате, создала систему «умных» труб. Их разработка позволяет клиентам в реальном времени получать информацию о технических параметрах продукции, степени изношенности и устойчивости труб к коррозии.

Всё больше отраслей и предприятий в странах с высоким уровнем развития используют возможности, создаваемые цифровыми двойниками. Несколько проектов с применением этой технологии прорабатываются внутри Группы ЧТПЗ. Наша цель — оптимизация технологических процессов и внутрицеховых логистических потоков. Ожидается, что с помощью цифровых двойников удастся снизить операционные затраты и издержки на внедрение новых технологий, а также повысить качество продукции.

На базе цифровых технологий внедряются в производство современные инструменты машинного зрения и Big Data. В Финишном центре Первоуральского новотрубного завода (ПНТЗ, входит в Группу ЧТПЗ) мы применяем математическую модель, основанную на больших данных. Она подбирает оптимальный режим термообработки и помогает нарастить скорость участка обработки труб нефтяного сортамента. При нулевых инвестициях экономический эффект уже составил около 20 млн руб. и продолжит расти.

Ещё одна крупная разработка — алгоритм помощи сталевару. Искусственный интеллект обеспечивает оптимизацию процесса. Учитывая опыт выплавки стали, алгоритм даёт прогноз и рекомендации по составу сплава для изготовления необходимой марки. А в ближайшем будущем технологии машинного зрения (лазерная дефектоскопия) позволят ежегодно экономить более 55 млн руб. при производстве бесшовных труб на ПНТЗ за счёт снижения расходов при раннем обнаружении брака.

Совсем недавно мы запустили мобильное приложение по автоматическому подсчёту труб. Алгоритм распознавания создан при помощи анализа библиотеки изображений пакетов труб с использованием математической модели работы с изображениями. Приложение увеличивает производительность цехов и исключает ошибки при подсчете труб в штабелях и пакетах.

Такие цифровые решения не требуют существенных затрат, но при этом повышают экономический эффект от реализации продукции.

Применение цифровых технологий и инструментов, а также Big Data кардинально изменило подход к ведению бизнеса. Мы развиваем новые инструменты для работы с клиентами: CRM-системы, мобильные приложения, где клиент может подобрать и верифицировать продукцию. Совершенствование и развитие этого канала продаж на основе аналитики и клиентского опыта должно обеспечить до 10% от объёма спотовых продаж к 2021 году.

Новые продукты и технологии в металлургии являются чуть ли не решающим стратегическим преимуществом в борьбе за клиента. Однако ситуация меняется. Работая с инновациями в закрытом режиме, без масштабной и слаженной работы со стартапами, практически невозможно удержать лидерство.

Выход из зоны комфорта

Традиционно компания работала с инновациями в рамках внутренних R& Dотделов. Но чтобы гибко реагировать на изменения в отрасли и предугадывать потребности клиента, необходимо владеть широким портфелем ноу-хау и технологий. Выход из зоны комфорта — за периметр собственных исследований — был неизбежен.

Сегодня отрасль всё сильнее ориентируется на изготовление продукции с высокой добавленной стоимостью. Растут требования к таким параметрам продукции, как срок жизни, износостойкость, точность, экологичность, возможность индивидуальной настройки и удалённого контроля. Эти требования предъявляются большинством потребителей и требуют выработки инженерных, технологических, научных решений и применения возможностей цифровых достижений.

Металлургическая отрасль становится все более наукоёмкой. Чтобы оставаться в ней, необходимо развитие во всех перечисленных направлениях. Это важнейший фактор конкурентоспособности на современном трубном рынке.

Мы пришли к выводу, что в борьбе за глобальное лидерство две головы лучше, чем одна, а три — лучше, чем две. Сотрудничество с разработчиками инновационных проектов должно помочь нам в развитии перспективных сегментов и увеличении производства нишевой продукции с высокой добавленной стоимостью. Поэтому Группа ЧТПЗ запустила совместный акселерационный проект с GenerationS. Это наш первый подобный опыт.

Для акселератора ЧТПЗ мы выбрали 4 основных направления. Новые виды продукции и технологий для трубной отрасли, альтернативные покрытия и продукты-заменители стальных труб, системы удалённого контроля и машинного зрения, а также экология проекты по повышению энергоэффективности, решения в области утилизации отходов.


Отборочный этап в цифрах:

Проектов в воронке: 300

Предложений от иностранных стартапов: 103

Релевантных решений: более 65%



Отборочный этап в цифрах:


300

проектов в воронке


103

предложений от иностранных стартапов


> 65%

релевантных решений


12

российских и 2 зарубежных стартапа отобраны для участия в акселерации

Реализация программы выпала на сложное время: пандемия, экономический спад, отсутствие прозрачного горизонта планирования. Но природа кризиса такова, что негативные процессы дают гораздо более сильный толчок для вывода бизнеса на совершенно иной уровень, и мы прекрасно это осознаём.

Работа экспертов Группы ЧТПЗ и GenerationS быстро встала на онлайн-рельсы: скаутинг стартапов продолжился через телекоммуникационные каналы и сети. Для поддержания интереса стартапов питч-сессии по проработке заявок прошли в формате вебинаров. Компания работает в нескольких регионах, в том числе Свердловской и Челябинской областях, Республике Татарстан, так что дистанционное общение для нас привычно.

На пути в новую реальность останавливаться нельзя. Наша задача — открыть двери перспективным проектам. За ними — наши будущие возможности.