Спецпроекты • Партнерский материал • 29 сентября 2025

За последние двадцать лет города перестали быть просто пространством для проживания — они конкурируют друг с другом, предлагая самую комфортную среду для работы и отдыха. Платформенная экономика становится новой парадигмой развития городских пространств, где жители, бизнес и власть связаны в единую цифровую сеть. Такой мегаполис более адаптивный, эффективный и комфортный для жизни, а экономика в нем — динамичнее и устойчивее.
То, что раньше занимало часы и требовало личного контакта, теперь происходит мгновенно и почти незаметно. Один клик в смартфоне — и к вам приедет такси, еще один — и ужин окажется у двери. На Форуме о будущем городов БРИКС «Облачные города», который прошел с 17 по 18 сентября в Москве, обсудили, как экосистемы трансформируют рынки и пользовательские привычки горожан, как государству их регулировать и какие направления развития платформенной экономики имеют наибольший потенциал в будущем.
Цифровые платформы и экосистемы — это ключевые двигатели экономического роста, инноваций и значимых изменений в социальной сфере. Они обеспечивают удобство и скорость получения качественного сервиса, одновременно меняя привычные модели потребления, конкурентные стратегии и уровень благосостояния граждан.
Радикально меняются образ жизни и пользовательские привычки горожан. Например, такси перестает быть роскошью и становится повседневным видом транспорта, буквально средством передвижения; вместо того чтобы готовить дома или ходить в ресторан, мы пользуемся доставкой; банки и магазины помещаются в смартфонах, а госуслуги доступны круглосуточно, без очередей и справок.
Крупнейшие мегаполисы БРИКС+ давно выстраивают платформенные инструменты, объединяющие логистику, медицину, развлечения, потребительский сектор, финансы и госуслуги. В Китае это WeChat, в России — экосистемы «Яндекса» и «Сбера». Трудно представить человека, не знакомого с маркетплейсами Wildberries и Ozon, которые в 2024 году доставили 6,8 млрд заказов и обеспечили две трети инвестиций на рынке складской недвижимости. У всех на слуху шеринговые платформы «Делимобиль» и Whoosh, классифайды (доски объявлений) «Авито», «Юла», «Купи-продай», платформы для рынка труда SuperJob, YouDo и HeadHunter, платформы поиска исполнителей «Профи.ру», Kwork, FL.ru и другие.
Все существующие цифровые платформы трансформируют рынок и убирают лишние звенья из цепочки поставок. «Яндекс Такси» убрал из цепочки диспетчерские службы таксопарков, а маркетплейсы сократили число посредников в торговле. Все эти изменения приводят к системным перестройкам в масштабах страны: к автоматизации налоговых отчислений, к выводу малого бизнеса в легальное поле и снижению теневого оборота. Если раньше компании соперничали в рамках отдельных отраслей, то теперь побеждает тот, кто способен предложить пользователю полный цикл услуг.
Платформенная экономика только начинает раскрываться. Амбициозной задачей для мегаполисов становится объединение многочисленных сервисов в единую экосистему. Сегодня большинство городов работает с десятками разрозненных приложений: транспортные карты, парковочные сервисы, телемедицина, умные ЖКХ-системы. Идеальная модель предполагает их интеграцию в единый цифровой профиль горожанина. По этому пути идет российская столица. Например, московские цифровые сервисы предлагают удобный интегрированный доступ к госуслугам, ЖКХ, образовательным и медицинским ресурсам. Такая консолидация требует единых стандартов, согласованной архитектуры данных и общих механизмов регулирования.
Самыми перспективными направлениями для интеграции на платформенной основе станут такие сферы, как образование (дневники, образовательные программы и онлайн-курсы, экзаменационные варианты) и медицина (запись к врачу, медкарта, результаты анализов, телемедицина, ИИ-диагностика). Будут востребованы гибридные сервисы для городской мобильности, объединяющие картографические модели, общественный транспорт, каршеринг и электросамокаты. Полезными окажутся платформы для управления потреблением электричества и тепла в домах или для организации культурного досуга, заказа билетов и покупки единых подписок на музеи, театры, концерты и онлайн-контент.
Впрочем, очевидны и риски. Экосистемы аккумулируют огромные массивы данных о пользователях: маршруты, покупки, медицинские данные. Утечка такой информации становится угрозой уже сегодня, а пугающие масштабы мошенничества на личных данных бьют рекорды ежегодно. В то же время чем больше сама платформа, тем серьезнее будут последствия в случае ее обрушения, например после хакерской атаки. Возникает и зависимость от монополий. Чем больше сервисов в руках одной компании, тем выше риск злоупотреблений. Пользователь оказывается в «цифровой ловушке» без каких-либо альтернатив.
Развитие цифровых экосистем ставит перед государством сложный вопрос: как их регулировать, не разрушая динамику роста и саму уникальную среду? С одной стороны, они становятся ключевыми драйверами инноваций и экономического роста. С другой — концентрация данных и власти в руках частных корпораций создает риски для общества.
Оптимальная модель предполагает баланс: государство задает правила игры, обеспечивая защиту персональных данных, недопущение монополий и прозрачность работы сервисов, а частный бизнес остается мотором инноваций. Такой подход постепенно формируется в Евросоюзе (Digital Markets Act), в Китае (контроль за технологическими гигантами) и в России (инициативы по регулированию больших данных).
Реклама. АНО «Московский Урбанистический Форум», ИНН 7710480192, erid: 2Vtzquu4TNu