Спецпроекты • Партнерский материал • 10 сентября 2025

Технологии влияют на общество — они меняют повседневность, формируют новые культурные коды и перестраивают мышление людей. Сейчас для нынешнего поколения вполне естественно работать с несколькими информационными потоками одновременно. Такая фундаментальная трансформация личности находит отражение в искусстве и дизайне. Как на это должны реагировать города и почему наука становится источником вдохновения для творчества, обсудили эксперты на специальной сессии территории электронной музыки «Портал 2030–2050», который проходит в рамках форума «Территория будущего. Москва 2030».
Первым о поколенческих изменениях заговорил Евгений Дружинин, основатель одного из крупнейших дизайнерских сообществ в России. По его словам, дети, рожденные в 80–90-е, уже начали мыслить иначе, а новое поколение пошло еще дальше: «Для них вполне естественно одновременно смотреть фильм, слушать музыку и переписываться. Это часть новой модели мышления, где знания как готовый багаж отходят на второй план, а ключевым становится умение ориентироваться в информационном потоке. Главное сегодня — не заучивание фактов, а умение находить и генерировать решения».
Он подчеркнул, что это напрямую отражается в культуре: генеративные технологии превращают зрителя в соавтора, и в ближайшие годы любой человек сможет создавать медиаконтент без специальных навыков.
Директор АНО «Центр городского развития» и бывший мэр Черноголовки Олег Егоров согласился с этой мыслью и добавил, что когда меняется само мышление человека, города должны меняться вместе с ним. «Конкуренцию за молодежь сегодня выигрывают мегаполисы — Москва и другие крупные центры. Но у меньших локаций, тех же подмосковных наукоградов, есть шанс, если они предложат особый подход», — сказал он.

В качестве примера он привел Черноголовку, где одной из ключевых задач было удержать любознательных и креативных людей. «Молодым важно видеть, что здесь ценятся исследовательский дух и смелые мечты. Чтобы показать им это, нужны не только трендовое благоустройство и высокотехнологичная медицина, но и новые культурные форматы», — подчеркнул Егоров.
Старший научный сотрудник Института проблем химической физики РАН Любовь Николенко напомнила, что наука сама по себе может стать мощным источником вдохновения для молодежи. Она предложила взглянуть на привычные вещи под микроскопом: крыло бабочки превращается в витраж, кристаллы выглядят как архитектурные ансамбли, а фотосинтез оказывается сложной и красивой системой, где каждая молекула строго выполняет свою роль.
«Наука дает нам не только знания, но и эстетику. Эти образы могут вдохновлять художников и дизайнеров не меньше, чем классическое искусство, — сказала Николенко. — Связь науки и искусства прослеживается давно: картины Климта перекликаются с изображениями эритроцитов, а “Звездная ночь” Ван Гога неожиданно совпадает с законами турбулентности».

Далее спикеры обсудили, как именно можно превратить эти вдохновляющие образы в часть городской жизни. Куратор курса «Мультимедиа-дизайн» Британской высшей школы дизайна Максим Чепухалин поделился своим практическим взглядом: современные дизайнеры должны учиться работать не только с картинкой, но и с пространством.
«Сегодня художник создает не статичное изображение, а целые сценарии — со светом, звуком, архитектурой. Ему нужны три навыка: пространственное мышление, умение строить интерактивные формы и способность создавать функциональный контент», — отметил он. По словам эксперта, фестивали мультимедиа уже показывают, как графика становится частью архитектуры и городской среды. Этот опыт можно использовать и в малых городах, если учитывать не только эстетику, но и социальные последствия — от светового загрязнения до восприятия жителями.
В рамках сессии все спикеры сошлись в одном: технологии в наши дни становятся ключевым драйвером культурного развития. Они успешно формируют новые модели мышления у молодежи и дают городам, в том числе малым, возможности для привлечения юных талантов. В то же время для науки открывается путь к диалогу с широкой аудиторией, а у дизайнеров появляется возможность объединять все это в единую живую среду.

Экспертная сессия прошла в рамках форума «Территория будущего. Москва 2030». Одним из его центральных мероприятий стал «Портал 2030–2050» на площадке Кинозавода «Москино» — значимое событие в мире электронной музыки и мультимедиа. Его главная концепция — показать Москву как пространство будущего, где технологии становятся частью искусства, а искусство — частью повседневной жизни.
Реклама. АНО «Московский Урбанистический Форум», ИНН 7710480192, erid: 2VtzqwqshRu