19 сентября 2022 • Спецпроекты • Партнерский материал

Как бывший рабочий колбасного завода открыл свой премиальный бренд экомасел и растит его даже в кризис

Текст: Виктория Скребцова

Фото: Андрей Макаров


Евгению Бардину 24 года, и три из них он ведет совсем не «зумерский» бизнес — производит экологически чистое сыродавленное масло. Льняное, тыквенное, миндальное, из белого кунжута и черного тмина, расторопши, абрикосовой косточки и грецкого ореха — эти масла считаются суперфудами, а аудитория их поклонников в России растет на сотни процентов в год.

Евгений начинал с нескольких точек на областных рынках, теперь большую часть продаж приносят маркетплейсы, а сам предприниматель планирует выход на крупнейшие мировые рынки. Даже новые обстоятельства не помешали компании расти: за последний год — на 30%. А недавно в ассортименте его «Green Family» появились травяные чаи и натуральный мед.

Как вышло, что туман неопределенности не мешает предпринимателю развиваться, и что помогает его рассеять, — Inc. расспросил Евгения Бардина вместе с национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство».

Интерес к маслам, которые могли бы быть альтернативой подсолнечному или оливковому, появился у меня в 2019 году. Я сам не раз их пробовал и сравнивал с теми, что продавались тогда в обычных магазинах. Начал углубляться: по моим прикидкам, за последние три года спрос на этот товар вырос на 320%. И мне захотелось сделать так, чтобы люди дома могли готовить на них ресторанную еду, а те, кто заботится о своем здоровье, могли потреблять натуральный продукт ежедневно.

Дело в том, что количество многих витаминов и микроэлементов в маслах типа льняного выше, чем в оливковом, и тем более — чем в подсолнечном. В Древней Руси льняное масло стояло на каждом столе — подсолнечник для этого никто не использовал. Да и несколько десятилетий назад в деревнях тоже часто готовили именно на льняном масле. Но промышленные производители с тех пор разучились его делать — у них оно часто горчит. Это значит, что продукт, у которого довольно короткий срок годности, хранился неправильно, принимать в пищу его уже нельзя.

[Справка]. Льняное масло считается суперфудом: альфа-линолевая кислота в его составе снижает уровень «плохого холестерина», а омега-6 жирных кислот — артериальное давление. Кунжутное масло входит в состав многих азиатских блюд (корейских, японских, тайских, китайских) и некоторых солнцезащитных средств, используется для массажа. А масло черного тмина уменьшает заложенность носа, помогает бороться с акне и в принципе часто применяется в косметологии для увлажнения и питания кожи и волос.

Три года назад в качестве эксперимента я купил несколько килограммов льняного семени и металлический пресс за 20 тыс. руб. — чтобы делать для себя масло, которое по вкусу было бы идентичным тому, что ели еще наши бабушки. На этой машинке за восемь часов можно надавить примерно 20 литров масла, поэтому я допускал мысль о том, что продукт можно продавать небольшими партиями на рынке, если он получится хорошим. Это была бы неплохая подработка: я тогда был рабочим на колбасном заводе «Владимирский стандарт».

Когда понял, что масло отличное, стал подыскивать точки на городских и региональных рынках. Там можно собрать живую обратную связь по каждой партии: так проще понять, что нужно покупателю на самом деле, а по отзывам — дорабатывать продукты и определить лучших поставщиков. Я сам из Мурома, рядом с нами находится город Выкса, это Нижегородская область. В Выксе несколько металлургических предприятий, где платят неплохие для региона зарплаты. При этом город маленький, жители еще не отвыкли от продовольственных рынков. Поэтому первую точку я открыл там. Потом открылся в родном Муроме — так проще с логистикой, затем был Владимир. Для нескольких розничных точек того скромного оборудования, которое было у меня на тот момент, хватало за глаза.

Green Family в цифрах


2020 год, сентябрь

— дата основания бренда.


36 тыс. 

руб. — первая сумма, потраченная на оборудование и сырье.


860 

руб. — средний чек.


167

— рекорд заказов за сутки.


4,7 млн 

руб. — выручка за 2021 год.

По разговорам с покупателями я понял: им не важно, проходило ли масло термическую обработку (то, на что делают упор некоторые производители). Им важны вкус и цена. Нужно сказать, что можно не только готовить на масле, но и использовать его в качестве косметики — как маски для волос или для ухода за кожей. При этом для каких бы целей его ни покупали, каждое из них можно безопасно принимать в пищу. Для тех, кто на масле привык готовить (то есть расходует его много), я давлю его на механическом прессе: у него выше производительность, поэтому цена на продукт становится доступнее.

Но многим кажется более натуральным и вкусным масло из бочки. Хотя научного доказательства этому нет, я готов подстроиться под запросы покупателей: специально купили кедровую бочку, в которую под действием ручного пресса-домкрата отжимаю масло. Оборудование сравнительно недорогое — 40 тыс. руб., при этом масло прямого отжима из бочки хранится на два месяца дольше — до полугода.

Всю компанию я веду в одиночку — производство, закупку, поставку сырья, всю логистику и работу с маркетплейсами. При этом около года совмещал это с полноценной работой. Но в 2021 году, во время отпуска, понял, что лишь оттягиваю момент, когда продажи превратятся в полноценный уверенный бизнес. Из того отпуска я так и не вернулся.

Работать одному — осознанный выбор. Я мог либо поставить по сотруднику на каждую машинку, чтобы увеличить объемы, и платить им зарплату, или сэкономить и побыстрее купить дорогое промышленное оборудование, которое сможет автоматически выдавать больше продукции. Я выбрал последнее. Совсем недавно за 300 тыс. руб. купил новое оборудование — промышленное, на котором можно производить до 20 тонн готового продукта. Это примерно 60 тыс. бутылочек масла в месяц. Оно поможет не только увеличить объемы, но и, возможно, снизить цену, увеличив ее привлекательность для более широкой аудитории. В цеху с новым оборудованием почти закончился ремонт, и теперь я могу нанять несколько человек, чтобы запуститься на полную мощность. И параллельно ищу партнера, которому мог бы доверить часть операционных обязанностей. Потому что спать иногда тоже хочется.

Знакомые предприниматели, которые занимались деревообработкой и вышли на маркетплейс, порекомендовали мне тоже присмотреться к продажам через онлайн-площадки. Сперва я был настроен скептически, но в качестве эксперимента зарегистрировался на Ozon. Чтобы изучить спрос, продавал сначала со своего склада: сам упаковывал и отправлял небольшие партии. Первая же ушла влёт. Тогда я расширил ассортимент и стал отправлять уже через склады самого маркетплейса. Продажи идут хорошо, у нас на Ozon уже около 200 положительных отзывов.

Во время работы с Ozon я узнал интересный инсайт про свою аудиторию. Обычно потребители натуральных масел — женщины 25–45 лет с достатком выше среднего, которые увлекаются правильным питанием в контексте ухода за детьми (часто — больше одного) или просто ради себя, например сочетая здоровый образ жизни со спортом или практиками вроде йоги. Это как раз и есть моя аудитория. Но на втором месте по количеству покупателей моего масла на маркетплейсах неожиданно оказались мужчины 30–45 лет из больших городов, которые систематически сидят на правильном питании. Для них в скором будущем я собираюсь придумать какие-то продукты, возможно, в коллаборации с другими производителями.

Сейчас я потихоньку «раскачиваюсь» на Wildberries — в отличие от Ozon, процесс запуска там чуть сложнее и дольше. Попробовал запускаться на AliExpress, но спроса почти не заметил, — еда там не пользуется спросом. Дальше планирую выходить на «Яндекс.Маркет» и KazanExpress.

Но уже примерно 60% продаж масла приходится на маркетплейсы.

Я подключаю больше площадок еще и для того, чтобы сократить срок доставки. С самого начала я решил поставлять масло маленькими партиями — чтобы оно всегда доходило до покупателя наисвежайшим. Мне важно, чтобы человек из условной Казани смог получить масло, заказанное и произведенное в один и тот же день.

Второй канал по распространению после маркетплейсов для нас — это розничные сети премиальных продуктов питания. На крупные федеральные сети мы пока не тянем: нужно сначала штат набрать и полностью приготовиться. Но в ближайшее время сможем покрыть требуемые объемы «ВкусВилла»: начать с их магазинов в регионах и постепенно расширяться. Кроме того, последний год я готовился к выходу на международные рынки. Но разобраться в таком сложном процессе в одиночку я бы не смог, поэтому решил сразу искать экспертов, которые помогут.

В конце 2021 года с вопросом про экспорт я обратился в центр «Мой бизнес» — это такая структура, которую создали по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство». Меня выслушали, помогли и направили во владимирский филиал Российского экспортного центра. Сначала расспрашивали про мой продукт, сразу же перевели на директора филиала.

Честно скажу: я никогда бы не подумал, что ко мне с моими скромными объемами отнесутся так внимательно. Я же микропредприниматель, у меня оборот около миллиона рублей за квартал. При этом они вникли во все мои проблемы, во все тонкости производства, постарались максимально мне помочь. Если не могут подсказать чего-то сами, то связывают с узкоспециализированными экспертами.

Мне детально всё расписали: где продукты вроде моих пользуются спросом и почему, как там устроены рынки, какая ценовая политика, и так далее. А затем выдали список рекомендаций по выходу на новые рынки — от более простых до более сложных, чтобы не наломать дров. Пока я намеренно никуда не экспортирую: базовое понимание интересных для меня рынков и даже некоторых экспортных тонкостей у меня уже есть, теперь хочу системно подготовиться — нарастить объемы, укомплектовать штат, обкатать процессы на региональных сетях, а уже потом — экспортироваться. Так, например, в Китай имеет смысл выходить только в том случае, если я смогу поставлять от 1 тыс. тонн в неделю. Для понимания — сейчас у нас около 15 тонн в месяц.

Зимой я почти подписал контракт с партнерами в Казахстане, чтобы распространять продукты «Green Family» в местной премиум-сети. Но после 24 февраля подписание сорвалось. Сейчас активно смотрю на рынок Китая: благодаря развитию нетрадиционной медицины, там льняное масло и в целом альтернативные растительные масла довольно популярны.

Я бы хотел выходить на европейские рынки — там натуральные качественные продукты ценятся больше, чем у нас. Но пока продаваться там из-за санкций невозможно. Зато, например, Экспортный центр помог отправить несколько образцов моего масла на конкурс сельскохозяйственной продукции во Францию. Там мы взяли золотую и серебряную медали в двух номинациях (лучшее масло холодного отжима и лучшее растительное).

Теперь меня постоянно зовут выступать в качестве спикера, предлагают образовываться в предпринимательстве: я уже отучился по программе развития экспорта от Владимирской области. Зовут участвовать в промышленных выставках: например, свозили на московскую «ПродЭкспо», это место, где производители встречаются с потенциальными покупателями и партнерами. На общем стенде производителей Владимирской области я выставил свои основные масла и муку. Нашел много потенциальных поставщиков сырья, получил интерес к своим продуктам от небольших сетевых магазинов. Результат меня порадовал.

За последний год компания выросла на 30%. Хотя в последние несколько месяцев пришлось сложно.

В марте, когда логистические цепочки на время оборвались, нельзя было достать ни тмин, ни кунжут, ни орехи. Через несколько недель они снова стали доходить в Россию, но вдвое дороже. У меня на складе оставались запасы, и первую новую партию мне нужно было закупать лишь тогда, когда цены опустились практически до прежних значений. Но с упаковкой все было гораздо сложнее. Бутылки для масла должны быть из стекла с низкой пропускной способностью света, которые в основном производятся в Болгарии. Цена на них выросла больше чем в два раза.

Я придумал, как эти затраты компенсировать: теперь я перепродаю сырье другим маслоделам, гораздо менее крупным. Мелкий игрок не может позволить себе сразу купить тонну миндаля или 50 тыс. бутылок, а даже если и нашел бы на это деньги, то правильно хранить этот объем и тем более реализовать его не смог бы. Я сотрудничаю с крупнейшими поставщиками: лен, расторопшу и подсолнечник беру у хозяйств с Алтая, конопляное семя — из Мордовии, тмин — из Таджикистана, миндаль — из Чили, кунжут — из Индии. Кокос раньше брали из Индонезии, теперь нашли ему более конкурентную замену — с Филиппин (в Россию его больше никто не поставляет). Второй по популярности продукт «Green Family» после льняного масла — масло тыквенных семечек. Обычно для него используют семечку из Китая, а мы нашли производителей из Австрии, оттуда она приходит уже без кожуры. Это, конечно, дороже, зато в продукте я уверен.

Благодаря тому что я набираю объем для закупки, крупные поставщики снижают для меня цены. Этими скидками я компенсирую рост стоимости производных. В итоге масло почти не дорожает: цены с начала года я повысил всего на 3–5%. Производителям поменьше покупать у меня выгодно: для них это возможность найти все необходимое — и сырье, и упаковку — в одном месте. Я не воспринимаю это как помощь конкурентам: во-первых, я уверен в качестве своего продукта, во-вторых, мы делаем общее дело, расширяя знания покупателей об альтернативных маслах.

Недавно я нашел еще один способ заработка: из оставшегося жмыха начал делать муку. Она подходит для тех, кто не переносит глютен. Теперь мое производство фактически безотходно. Наконец, всерьез думаю над производством кокосового масла: это очень частый ингредиент в косметике, особенно в кремах. И так как многие иностранные компании уходят, будут появляться все больше российских косметических брендов — а им нужны поставщики сырья. Таким для них могу стать я.

Узнайте о всех мерах поддержки бизнеса и национальном проекте «Малое и среднее предприни-мательство» на сайте.

Узнайте о всех мерах поддержки бизнеса и национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство» на сайте.

Узнать