Спецпроекты • 12 марта 2021

«Лучшие медицинские компании в России могут вырасти в 20 раз в течение пяти лет». Сергей Сидоров — об инвестициях в медицину, проблемах и трендах отрасли в 2021 году

Автор: Юлия Глозман


Рынок медицины подвергся серьёзным трансформациям в 2020 году, и уже точно не будет таким, как до пандемии. Мы поговорили с Сергеем Сидоровым, партнёром группы компаний «Медскан», куда входит клиника «Хадасса Москва», о переменах, проблемах, на которые указал ковид, о лучших мировых практиках и о том, как сделать российскую медицину «такой, как там».

Как пандемия изменила взгляд на медицину

Пандемия — новый черный лебедь, ставший триггером для развития медицины. Люди начали больше следить за своим здоровьем, сдавать анализы и ходить ко врачам. Теперь это точно станет частью рутины вне зависимости от того, будет это государственная или частная клиника. Из-за пандемии выросли расходы: на медицину стали больше тратить как обычные граждане, так и государство. В 2018 году расход ВВП на медицину в США был 17,7 % и составлял $3.81 трлн, в пандемию он вырос на $1.2 трлн, прогноз к 2028 году — 19,7%. В России же расход на медицину составляет лишь 5–6%. Если раньше государственный сектор считал угрозой для общества, например, терроризм, то сейчас все поняли, что пандемия — это тоже опасность. Этот значимый экономический фактор мы увидели в 2020 году.

Изменилась потребительская корзина в медицине. Очевидно, что в этом году выстрелила инструментальная диагностика: компьютерная томография и лабораторные исследования.

«Мы думаем, что тренд на КТ пойдет на спад, а вот лабораторная диагностика будет востребована ещё несколько лет: большую роль в этом сыграет „постковид“. Мы точно понимаем сейчас, что ковид имеет большое влияние на человеческий организм и затрагивает всех по-разному».

Задача медицины в этом случае не просто вылечить человека от вируса, но и полноценно его восстановить. На начало весны 2021 года в России по официальной статистике ковидом болели 4.3 млн человек. Подразумевается, что многие болели бессимптомно, включая довольно большое количество детей; итого общая цифра, возможно, составит <10 млн человек, это <7% населения. Коронавирус очень коварный и влияет на многие системы организма: дыхание, кровеносную, когнитивную системы и прочее. Пока не известен весь объём долгосрочных последствий, но уже начали поступать первые данные. Каждый пятый перенесший ковид получает первый в жизни психиатрический диагноз в первые 90 дней после начала болезни — это не только деменция в случае с пожилыми людьми, но и тревожное расстройство, бессонница, депрессия; данные об этом исследовании Оксфордского университета были опубликованы в конце 2020 года в журнале Lancet. А у 30 % переболевших начинаются проблемы с выпадением волос. Некоторым после ковида необходимо заново тренировать мозг и обучать нейронные связи. И это будет преследовать нас еще долго: люди с хроническими последствиями ковида, похоже, образуют новый поток обращений к врачам, причём не по одному разу.

Никто не даёт прогнозов, сколько ещё продлится пандемия. Конец может быть как в ноябре 2021 года, так и через пару лет. Есть множество факторов, которые на это влияют: в том числе формирование иммунитета и вакцинация.

С какими проблемами столкнулась российская медицина?

В российской медицине существует большая системная проблема, начать решать которую может частный сектор: отсутствие или же недоразвитость протоколов оказания услуг. Необходимо движение к доказательной медицине: к протоколам и стандартам. Весь мир с 70-х годов живёт по этим принципам. В России это пока не так. Частным клиникам ничто не мешает предлагать протоколы доказательной медицины системно, сделав это своим УТП — уникальным торговым предложением.

«Не хочу, чтобы частная медицина воспринималась как „злодей, который вытаскивает деньги из карманов людей“. Если человеку реально помогают, то это важно и нужно. У нас не будут покупать то, на что нет спроса. Мы хотим организовать здравоохранение „так, как там“. Как минимум внедрить лучшие мировые практики у себя, в своих клиниках, как максимум показать и поделиться лучшими практиками с другими игроками рынка — частными и государственными».

Подходы доказательной медицины — это ровно то, за чем до пандемии ежегодно до 200 тыс. россиян уезжали лечиться за границу, тратя там на своё здоровье < $2 млрд. В этом виден большой драйвер роста. Ещё один драйвер — въездной туризм: в 2019 году из стран СНГ в Россию до пандемии въехало около 300 тыс. человек. Это перспективный рынок, по планам правительства он должен вырасти до 1–1.2 млн человек в год и $1 млрд к 2024 году. Но это не случится автоматически. Необходимо конкурировать с мировым рынком медицинского туризма, как в дорогом сегменте (Израиль, Германия), так и в более дешёвом (Турция, Корея).

«Наша задача — привести к единому стандарту медицинские услуги во всех клиниках сети, а также существенно повысить качество лечения за счёт единых образовательных программ для персонала и трансфера лучших мировых практик в области медицины».

Ещё одна проблема — в том, что на российском рынке мало корпораций и компаний, которыми руководят профессиональные управленцы, так как во главе, как правило, стоят медики. А управлять клиниками должны профессиональные менеджеры. Хороший корпоративный менеджмент помогает оптимизировать управление клиниками, что в общем снижает расходы на менеджмент.

Сегодня в России часто сами врачи создают клиники и остаются их гендиректорами, что влечёт за собой ряд определённых слабостей в корпоративном управлении
и, в конечном итоге, не лучшим образом влияет на качество и цену услуг.

Поэтому движение в сторону компаний, которые включают в себя элементы настоящего корпоративного управления, неизбежно и необходимо.

Современная медицина: курс на консолидацию, диджитализацию и стареющее население

1. Консолидация

Кто-то помнит, где мы покупали продукты еще 20 лет назад, когда не было «Магнита», «Пятёрочки» и «Перекрёстка»? Примерно в таком же состоянии сейчас медицина — в стране около 20 тыс. маленьких разрозненных клиник. А крупных игроков, которые были бы финансово надёжными и могли бы оказывать хорошие и качественные услуги населению, совсем немного. Ковид подстегнул консолидацию сектора, которая началась уже какое-то время назад, хотя сейчас сектор все ещё очень разрозненный. Нас ждёт укрупнение бизнеса: большие будут поглощать маленьких, маленькие будут объединяться в сети, эти сети будут сливаться с другими сетями.

«План нашей группы компаний консолидация небольших клиник и компаний в Москве и регионах, которые не входят в сети. Если открывать свои клиники с нуля, для каждой надо до пяти лет, чтобы выйти в операционный плюс. Если же покупать уже действующие — стоимость компании быстро увеличивается, в случае, если это здоровые, ликвидные активы. Мы видим быструю синергию с региональными сетями в управлении расходами, в первую очередь на административный состав и на закупки. Мы видим, как крупные сети в мире, очень крупные, которые управляют более чем 300 точками, могут получать скидки от фармкомпаний и производителей оборудования до 50 %. Здесь можно очень быстро достичь эффективности».

2. Диджитализация

Большой тренд, который вскоре должен прийти в медицину, — диджитализация. Стоит вспомнить банковскую отрасль до 2005 года и после, когда появился банк Тинькофф. Сегодня всё идет к тому, что данные, процессы принятия решений, общение пациентов и всё остальное уйдет в мобильные приложения. Однако не стоит забывать, что медицина — довольно консервативная отрасль и подобные технологии приходят сюда позже, чем в финансы.

«Очевидно, что нас накроет этот тренд, правда, пока неясно, когда именно. Цифровизация клиник, вместе с достижениями доказательной медицины, сделает этот сектор более сервисным, а услуги врача — понятным и удобным продуктом».

3. Стареющее население

По прогнозу ООН, к 2030 году людей старше 60 лет будет 1,4 млрд, к 2050-му — 2,1 млрд. Динамика колоссальная, в России она идёт даже более быстрыми темпами, сегодня каждый четвёртый россиянин — пенсионер. По данным Росстата на 2019 г, в России было больше 32 млн людей старше 60, это <22% населения, и их доля продолжает от года к году увеличиваться по сравнению с другими группами населения, даже с учётом потерь от ковида.

«Чем люди старше, тем они больше болеют и больше тратят на лечение. Тут встает вопрос их платёжеспособности, ведь на пенсию прожить невозможно. Но в то же время, например, мы видим, что доля людей 60+ среди клиентов больших частных банков с серьёзным порогом входа стабильно растёт. И сейчас больше, чем в нулевых, людей 60+, кого на пенсии обеспечивают дети, по доходам достигшие уровня middle и upper-middle класса. И как раз они идут и будут идти в частные клиники».

Медицина — новое поле для инвестиций

Посмотрим на международные примеры, например на Турцию. Там проживает около 85 млн человек, в 2 раза меньше, чем в России, но и уровень доходов, и поведение национальной валюты напоминают Россию. Однако там выручка одной только частной медицинской компании составляет чуть меньше €1 млрд. А таких компаний несколько. Для России пока это очень большие цифры. Похожая ситуация произошла в ЮАР после падения апартеида: на фоне кризиса было создано несколько медицинских компаний, которые стали миллиардными за 10 лет.

Основа успеха этих клиник — профессиональное управление, чёткие KPI, современный подход к продажам, маркетингу и эффективности организации процессов.

Рынок медицинских инвестиций в России

Сегодня инвесторам однозначно стоит присмотреться к рынку частной медицины. В России этот рынок сейчас — $8–10 млрд. По прогнозам аналитиков, в течение ближайших пяти лет он вырастет в разы. А частные медицинские сети, которые смогут возглавить консолидацию, покажут рост в 20–30 раз за это же время. В любой части сектора, от первичной диагностики до сложной технологичной помощи в области онкологии, рынок сильно не насыщен по сравнению с развитыми странами.

Ещё двадцать лет назад были вопросы, стоит ли инвестировать в компании сотовой связи, теперь мы все знаем правильный ответ. Медицина стоит сейчас на таком пороге репрайсинга, переоценки всей отрасли.

Что же ждёт российскую медицину

Пандемия подтолкнула развитие медицины в России: ей предстоит репрайсинг, переоценка отрасли.

Драйверы кратного роста медицинских компаний

  • Переход на базис доказательной медицины и внедрение лучших мировых практик даст лучшее качество лечения, чтобы тут лечиться «как там».
  • Пост-ковидный поток пока тёмная лошадка, ещё мало данных о последствиях ковида для здоровья, но уже понятно, что это дополнительные миллионы пациентов с хроническими проблемами со здоровьем.
  • Ключевой точкой роста отрасли станет диджитализация, а в российском health-tech возможно появление единорогов.
  • Ещё один сильный драйвер, демографический: прогресс медицины ведёт к общему старению населения, и люди будут доживать до болезней, до которых наши бабушки и дедушки просто не доживали.

ГК Медскан и клиника «Хадасса Москва»

В 2013 году инвесткомпания Евгения Туголукова Strongbow Investment Group (Сингапур) стала владельцем ГК «Медскан». В 2019 году к ней присоединилась сеть клиник «Медквадрат», совладельцем которой является Сергей Сидоров. Сейчас география сети ГК «Медскан» — Москва, Подмосковье и регионы России (Воронеж, Пермь, Курск), всего 28 клиник, выручка компаний группы «Медскан» по итогам 2020 около 4 млрд руб. Флагманский актив — «Хадасса Москва» в «Сколково», участник Международного медицинского кластера (ММК), которая вошла в группу компаний в 2019 году.