Спецпроекты • Партнерский материал • 28 августа 2025

Иммерсивные шоу: где встречаются искусство, технологии и экономика эмоций

Текст: Дарья Зайцева


Благодаря иммерсионным технологиям у художников появилась возможность влиять на все органы чувств зрителя: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Цель такого искусства — в том, чтобы максимально погрузить человека в произведение с помощью аудиовизуальных технологий. Зритель видит световое шоу, слышит музыку, чувствует холод или тепло (в зависимости от задумки автора), определенные запахи. В конце концов он сам становится активным участником происходящего.

Рассказываем, как иммерсивность изменила подход креаторов к творчеству, — вместе с территорией света «Проекция».

Благодаря иммерсионным технологиям у художников появилась возможность влиять на все органы чувств зрителя: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Цель такого искусства — в том, чтобы максимально погрузить человека в произведение с помощью аудиовизуальных технологий. Зритель видит световое шоу, слышит музыку, чувствует холод или тепло (в зависимости от задумки автора), определенные запахи. В конце концов он сам становится активным участником происходящего.

Рассказываем, как иммерсивность изменила подход креаторов к творчеству, — вместе с территорией света «Проекция».

К зрелищным искусствам относят театр, цирк, танцевальные представления и массовые мероприятия, такие как карнавал или фестиваль. Традицию зрелищных искусств сегодня продолжают представители digital art и авторы иммерсивных шоу — они предлагают аудитории совершенно иной опыт с помощью современных технологий.

Что такое digital art и иммерсивные шоу

Digital art — это искусство, которое использует цифровые технологии. Это и компьютерная графика, и пиксель-арт, и арт с поддержкой технологии дополненной реальности, и изображения, сгенерированные нейросетью, и мультимедийные спектакли.

Иммерсивные шоу — формат, при котором зритель становится активным участником происходящего на сцене.

В уже устоявшиеся культурные форматы художники и креаторы вплетают современные технологии. Они играют со светом и воображением зрителя с помощью projection mapping — это технология, которая проецирует изображения и видео на физические объекты, создавая иллюзию их динамического изменения и оживления. Также авторы иммерсивных проектов используют технологии виртуальной и дополненной реальности, они позволяют зрителям сходить в картинную галерею, не вставая с дивана, а художникам — создавать целые миры.

Игры с пространством: международный опыт

Пример мультимедийного и иммерсивного искусства — MORI Building Digital Art Museum в Токио. Это первый в мире музей, где все экспонаты представляют собой интерактивные цифровые полотна. Предметами искусства там считаются свет и пространство.

Свет, кстати, вполне может становится самостоятельным экспонатом. Так, во многих городах США градостроители используют подсветку домов как способ украсить их и преобразить. Архитектурное освещение впервые было использовано еще в конце прошлого века, и дизайнеры прибегают к нему до сих пор. Акцентное или контурное световое решение способно полностью изменить облик здания и подарить ему новую жизнь.

Территория света

Москва, как один из мировых центров современного искусства, стоит в авангарде иммерсивных шоу. В кинопарке «Москино» состоится «Проекция» — событие, которое объединит современные аудиовизуальные технологии, мультимедийное искусство и световые представления.

Авторы мероприятия откроют для зрителей мир света и тени, а еще — познакомят их с интерактивными арт-инсталляциями и оживающими архитектурными фасадами. Центральной визуальной инсталляцией станет LED-туннель — он преобразит главную аллею территории кинопарка в кинематографический коридор света и движения. В декорациях «Москвы 1940-х годов» с помощью видеомэппинга оживут архивные сюжеты о жизни города. Возле главной сцены можно будет обнаружить центральный арт-объект — самолет с динамическим световым оформлением.

Синтез искусства, технологий и экономики впечатлений

В России сложно найти крупный город, в котором нельзя было бы сходить в иммерсивный музей или театр. Креаторы, художники и режиссеры создают интерактивные мультимедийные выставки и спектакли, а иммерсивные шоу и фестивали стали неотъемлемой частью нашей культурной жизни — причем не только в Москве.

Основные игроки этого рынка — продюсерские центры, арт-группы, технологичные компании, и многие из них пришли из театра, концертной индустрии и выставочного бизнеса. Да и экономическая модель иммерсивных шоу понятна большинству. Во-первых, структура расходов здесь во многом схожа с концертной и выставочной индустрией — нужно потратиться на технику, монтаж оборудования, креатив, персонал и логистику. Во-вторых, такие же источники дохода: билеты, спонсорство, гранты, брендовые интеграции, туристические программы и мерч. Финансовые риски и сроки окупаемости — тоже по аналогии с другими массовыми культурными событиями.

У этого рынка есть и сопутствующие бизнес-возможности. Так, он драйвит развитие туризма — это помогает гостиницам и ресторанам привлекать новых клиентов. Также игроки иммерсивного рынка могут зарабатывать на брендовых коллаборации и фуд-кортах.

Иммерсивные шоу не отдельный «новый» бизнес, а следующий этап развития культурной и событийной индустрии. Их сила — в синтезе искусства, технологий и экономики впечатлений. Это инструмент привлечения туристов, инвестиций и репутационного капитала, органично вписанный в существующую культурную экосистему.

Реклама: АНО «Москино», ИНН 9702074190, erid: 2VtzqxNm21Y