Спецпроекты • Социальная реклама • 4 декабря 2023
Текст: Анастасия Стаханова
Летние музыкальные фестивали в Европе, коллекции Веласкеса и Боттичелли в музеях Мадрида и Флоренции, рождественские ярмарки в Дрездене и зимнее катание на лыжах в Альпах — все это осталось в прошлом для абсолютного большинства путешественников из России после 2022 года.
Многие туристические планы отменились из-за виз, получить которые теперь либо сложно, либо просто невозможно. Ряд стран закрыли эту возможность, например Финляндия, которая прежде была в числе первых по выдаче туристических виз россиянам. Для тех же путешественников, которые к началу СВО имели действующий шенген, поездки резко подорожали — сказались отсутствие прямого авиасообщения с Европой и другими странами Запада и то, что российские банковские карты не работают за рубежом после отключения страны от SWIFT.
В результате в 2023 году выездной туризм из России в Европу, который и без того был подорван во время пандемии, рухнул на 90-95% по сравнению с показателями, которые были до коронавируса, свидетельствуют данные Ассоциации туроператоров России (АТОР). Однако то, что для выездного туризма стало сильным ударом, для российских отельеров обернулось возможностью.
Прежде отечественные курорты нечасто могли конкурировать с зарубежными за внимание туристов. Бюджеты на авиаперелеты по России между регионами и проживание в отеле зачастую не уступали стоимости поездки за рубеж. При этом сложилось мнение, что уровень сервиса и гостиниц в России ниже, чем за рубежом (а в некоторых регионах и вовсе остановиться негде). Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что в последние годы ситуация изменилась. И если авиаперелеты все еще бьют по карману, то комфорт проживания и досуг в российских гостиницах зачастую не уступают европейским.
В последние несколько лет на карте России появилось значительное количество новых точек притяжения туристов. После запуска поддержки со стороны государства — в частности, субсидий непосредственно малому и среднему бизнесу, которые выдаются с 2019 года в рамках нацпроекта МСП, — произошел бум предпринимательской активности. В России растет как число регистраций индивидуальных предпринимателей (ИП) в целом, так и количество молодых ИП. Одна из очевидных причин — в стране стало намного проще зарегистрировать бизнес, а еще — получить финансовую помощь даже предпринимателю, который прежде не имел собственного дела.
Государство активно стимулирует различные отрасли в экономике России, и одной из ключевых является туризм. В Минэкономразвития объясняют: именно вложения в развитие внутреннего туризма позволяют стимулировать в стране спрос. А именно он в конечном итоге формирует устойчивый внутренний рынок и делает экономику менее уязвимой к внешним угрозам. Уже несколько лет действуют государственные меры поддержки по стимулированию внутреннего туризма в рамках нацпроектов по поддержке МСП и индустрии гостеприимства. Расскажем подробнее о каждой из них.
1. Льготные кредиты на реконструкцию отелей и санаториев, нацпроект «Малое и среднее предпринимательство»
Проект, появившийся в 2019 году, является тандемом программы Минэкономразвития «1764», льготного фондирования «ПСК» Банка России и Корпорации МСП. Он позволяет туристическому бизнесу получить кредит на льготных условиях. Сумма займа составляет от 50 млн до 2 млрд руб. Ставка для малого и микробизнеса устанавливается на уровне 9%, а для среднего — на уровне 7,5%. Такой кредит выдается на срок до 10 лет, из которых пять — льготный период. Первые три года действует ставка в 7,5–9%, затем два года — ставка программы «1764», действующая на момент подписания договора. Для сравнения, в настоящее время ставка на кредитование бизнеса в ведущих банках России вне льготной программы может превышать 20%.
Получить кредит могут и новички, и бизнесмены, которые уже занимаются развитием туристического бизнеса. Деньги можно потратить как на строительство новых гостиниц и туристических зон, так и на модернизацию уже существующих объектов. Например, деньги от МСП позволяют «прокачать» номерной фонд.
Льготные кредиты пока доступны для малого и среднего бизнеса из нескольких десятков регионов России.
2. Грант на развитие туристического проекта в регионе, нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства»
Программа грантовой поддержки помогает региональному бизнесу с 2021 года. Она работает на принципе софинансирования: то есть часть денег на реализацию проекта безвозмездно дает государство, а часть денег бизнесу нужно инвестировать в себя самостоятельно. Средства можно потратить и на открытие бизнеса в сфере туризма, и на развитие уже существующего проекта. Например, за счет денег можно обустроить пляж или туристический маршрут, сделать электронный путеводитель — или полноценное приложение и аудиогид, и т. д.
На сегодняшний день программа доступна в 48 регионах России. Общий объем средств поддержки предпринимательских инициатив в 2023 году достиг 5,3 млрд руб. Программа грантовой поддержки существенно помогает экономике страны. Открывая в областях и краях новые туристические точки, местные бизнесмены привлекают больше туристов, увеличивают доходы, создают новые рабочие места и, конечно, платят больше налогов, наполняя казну.
3. Субсидия на создание быстровозводимых модульных гостиниц, нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства»
Отдельная субсидия в рамках нацпроекта по развитию туризма создана для того, чтобы помогать бизнесу в короткие сроки увеличивать номерной фонд. В отличие от классических отелей, быстровозводимые модульные гостиницы можно установить в очень короткие сроки. Модульные конструкции делаются на производстве и привозятся на место сборки уже в готовом виде. Остается только установить их в выбранном месте и подключить к сетям. При этом сама гостиница может быть самого высокого уровня.
Субсидия на строительство модульных отелей, как и предыдущая, работает на принципах софинансирования: не менее половины средств в проект должен вложить бизнес, а остальное предоставит государство. В 2023 году программу развернули в 28 регионах России и направили на эти цели 8 млрд руб. В общей сложности поддержку получили 213 проектов. А в 2024-м субсидиарная программа станет еще шире и распространится уже на 58 регионов России.
Идея проекта «Домики в лесу Хютте» появилась в начале 2021 года. К тому моменту подобных проектов — уютного жилья в скандинавском стиле — в Пермском крае не было, рассказывают создатели проекта Алексей и Ника. К 2021 году мода на глемпинги только начала проникать в регион, и молодая пара увидела в этом возможность для бизнеса. От идеи до реализации прошло всего полгода. И к августу на участке земли на берегу реки Шалашная уже стояли три модульных домика.
Проект пришелся по вкусу туристам из Перми и путешественникам из других регионов, желающим осмотреть местную природу. И к 2022 году проект потребовалось расширить. Пара купила соседний земельный участок, чтобы поставить на нем еще два домика. Однако тогда возник вопрос, откуда взять средства. Ведь к тому моменту стоимость строительства оказалась в два-три раза выше, чем на старте проекта.
Тогда Алексей и Ника решили взять льготный кредит по программе нацпроекта МСП. Обратившись в банк, они собрали необходимые документы и получили льготный кредит в размере 3 млн руб. на три года. Алексей и Ника говорят, что поддержку от государства получить несложно, если бизнес подпадает под критерии, озвученным властями в конкретной программе.
«Может быть, участие в государственных программах и связано с бумажной волокитой, но все окупается. В первую очередь, материальной поддержкой и тем, что можно потратить сэкономленные средства на развитие своего бизнеса», — говорят Алексей и Ника.
Круглогодичный частный детский лагерь «Родник» — уникальный проект для Бурятии. Во-первых, это не просто лагерь, а оздоровительный санаторий для детей; во-вторых, это первая частная школа в республике, рассказывают его владельцы. У «Родника» есть и медицинская, и общеобразовательная лицензии. То есть дети обучаются по школьной программе и одновременно получают санаторно-курортное лечение по индивидуальным показаниям.
Лагерь начал работать еще в 2017 году на берегу Щучьего озера. За шесть лет «Родник» принял больше 8 тыс. детей (по 190 гостей каждую летнюю смену и по 160 — в межсезонье). С самого начала у лагеря был выход на дикий берег озера. И вот — в последние пару лет руководство решило обустроить эту зону и оборудовать полноценный современный пляж для детей (это тоже первый подобный проект в регионе). На этапе идеи стало понятно, что собственных средств вряд ли хватит.
«Родник» обратился за помощью к государству и получил грант на строительные работы. В общей сложности проект обошелся в 7,6 млн руб. 70% суммы покрыло государство — это 5,8 млн, а остальные деньги вложили владельцы «Родника» (1,8 млн). К лету 2023 года удалось закончить работы и открыть пляж для детей.
Теперь это не дикий берег, а зона с теневыми навесами, скамейками, раздевалками, понтоном и системой безопасности. Поскольку в районе «Родника» расположены еще два детских лагеря, владельцы предполагают, что в будущем пляж будет работать для воспитанников всех трех заведений. «Получить поддержку бизнесу несложно. Главное иметь цель, правильно предоставить документы и не иметь задолженность по налогам», — сказали они в беседе с Inc.
Еще одним проектом, который воспользовался грантовой поддержкой в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», стал глэмпинг «Лисички-сестрички» в селе Ширяево в Самарской области. Компания-владелец занимается туризмом в регионе больше 20 лет. В 2020 году она выиграла грант Ростуризма, который направила на строительство нового экоотеля на Самарской луке. Государство выделило на проект 6 млн руб., а еще в два раза больше владельцы вложили в него самостоятельно.
На начальном этапе на территории «Лисичек-сестричек» возводились первые пять деревянных домиков, три купола-сферы и была обустроена гостиничная территория. В этом сезоне компания получила грантовую поддержку от Министерства туризма на создание еще нескольких модулей, адаптацию территории отдыха и переоборудование одного из домиков для маломобильных граждан. Это очень перспективное и благое направление, считают создатели глэмпинга. Кроме того, владельцы решили построить частный туристский центр «Резиденция хозяйки Жигулей».
Также в ходе строительства компания пользовалась льготным кредитованием от МСП. Владельцы экоотеля заявляют, что кредит очень комфортный в плане погашения, а процент минимальный. Единственный вопрос — оценка залогового имущества, утверждают создатели «Лисичек-сестричек». Заложив имущество на 7 млн руб., они получили заем в размере 1,3 млн.
Узнать больше о национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство», а также об инициативах, направленных на поддержку бизнеса в России, можно на официальном сайте.
Социальная реклама. АНО «Национальные приоритеты», ИНН 9704007633, erid: 5jtCeReNwy7uBLMS3UB4TW8