ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ 30 июня 2020

Инновации сегодня: как новые потребности покупателей определяют бизнес-стратегии компаний

Текст

Дмитрий Шаров

ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ 30 июня 2020

Инновации сегодня: как новые потребности покупателей определяют бизнес-стратегии компаний

Текст

Дмитрий Шаров

По прогнозам МВФ, экономика развитых стран замедлится на 6,1%, а развивающихся стран и стран с формирующимся рынком — на 2,2% и 1% соответственно. Насколько сильными окажутся последствия пандемии, станет ясно после второй волны: как предсказывают многие, всё будет зависеть от её силы и географического охвата. Но даже если её удастся избежать, велика вероятность того, что мировая экономика сможет восстановиться не раньше конца 2021 года. Все эти факторы могут привести к спаду мирового ВВП на $9 трлн за два года и снижению реальных доходов населения. Вместе с экспертами из корпоративного акселератора GenerationS разбираемся, как это повлияет на корпорации и их инвестиции в стартапы.


Влияние коронавируса на главные сферы экономики

Больше всего от пандемии пострадали нефтегазовые предприятия, авиакомпании, турагентства, заводы, строительные компании, розничные магазины, банки, рестораны и гостиницы. Среди факторов, которые оказали существенное влияние, выделяют закрытие международных границ, снижение доходов граждан и, как следствие, падение спроса, период самоизоляции и закрытие предприятий, сбои в цепочке поставок и массовый переход в режим онлайн-функционирования.

Но есть и другая, более позитивная сторона. Благодаря всё тем же изменениям некоторые из сфер оказались на пике своей активности. Это электронная коммерция, сфера развлечений и здравоохранение. На повышение спроса существенно повлияли хорошее присутствие в онлайн-формате и быстрая трансформация бизнес-процессов.


Как пандемия изменила поведение покупателей

МВФ ожидает сокращения доходов у жителей 170 стран, что приведёт к увеличению числа бедных и изменению потребительских привычек. Прогнозы уже сбываются: исследование BCG и «Ромир» показывает снижение спроса в России на 90% потребительских товаров. При этом 47% респондентов отмечают, что более сложные времена ещё ожидаются, а эксперты, проводившие исследование, предполагают, что в ближайшие полгода продолжится снижение расходов на повседневные покупки, отпуска и походы в рестораны.

В то же время исследователи считают, что рост расходов связан с переходом на удалённый режим работы и заботой о здоровье. Если проводить рейтинг тех сервисов и услуг, которые смогли получить наибольшую выгоду, то его определённо возглавили бы ЖКХ, домашний интернет, безрецептурные препараты и платное телевидение. Значительно выросла и сфера онлайн-торговли. Потребители быстро оценили комфорт онлайн-шопинга, что увеличило заказы на многих платформах на 12% в Москве и на 1% в целом по России.


Почему одни компании адаптируются к новой реальности лучше других

Чтобы соответствовать новым привычкам покупателей, компании должны быстро реагировать на новые условия. Лучше всего получается адаптироваться у тех, кто начал следить за актуальными тенденциями и обновлять операционную модель бизнеса ещё до карантина.

Так, Airbus c началом коронавируса запустил транспортные рейсы из Китая в Европу с миллионами масок для сотрудников больниц. Кроме этого, при помощи 3D-принтеров на своих заводах в Испании, Германии и Франции автоконцерн начал производство защитных рамок, экранов и козырьков для лица. А в Великобритании Airbus вместе с группой других производителей получил срочный заказ на производство 10 тыс. вентиляторов для аппаратов ИВЛ. Также лаборатория Airbus Humanity Lab провела хакатон, на котором сотрудники разработали 200 идей помощи медицинским службам, из которых были запущены 30 проектов. Среди них — система утилизации масок, фильтры для вентиляторов и защёлки, которые позволяют не касаться дверных ручек.

Второй важный фактор адаптации к новой реальности — цифровизация отношений с покупателями. Тут вперёд выходят те компании, которые смогли отказаться от парадигмы, в которой онлайн — это вторичный канал, и быстрее других поняли, что новый формат взаимодействия с клиентами останется надолго. Так, банковский конгломерат HSBC, столкнувшийся с закрытием своих отделений в Китае, расширил список услуг, к которым клиенты получают доступ через мессенджер WeChat. Например, к возможности найти отделение или узнать баланс добавили возможность открывать счета без визита в банк.

Третий секрет успеха — оперативная организация бесперебойной цепочки поставок. Это касается как доставки продукции на склады компании в условиях закрытия производств, так и безопасной доставки конечному потребителю. Решить эту проблему смогли в TradeNetwork. Это торговая сеть, которая столкнулась не только с полной остановкой фабрик в Китае, но и с закрытием границ. В ответ на возникшие сложности компания запустила iTradeMarketplace, в котором поставщики, покупатели и упаковочные компании видят все разрывы в цепочках поставок и могут оперативно их устранять за счет других партнёров.

Также меняются и форматы взаимодействия корпораций с акселераторами. О переходе в онлайн и эффективности нового формата рассказывает директор корпоративного акселератора GenerationS Екатерина Петрова:

— Во время карантина мы первый раз провели буткемп для нашего партнёра, Группы ЧТПЗ, в онлайн-формате. И что важно, питч-сессия онлайн по своей эффективности не уступила очным выступлениям. Это хороший пример быстрого перехода бизнеса в новый режим работы и адаптации к новым условиям. Такая быстрая реакция стала для многих компаний ключевым фактором, позволившим не снижать активность.


Какие инструменты и механизмы помогают быстро адаптироваться

Если в обычный кризис победить отток покупателей помогала смена ассортимента, то сейчас кризис будет сложно преодолеть без фундаментальных изменений. Больше всего инноваций за последние 3 месяца пришлось на сферы здравоохранения и электронную коммерцию, и именно эти направления остались в выигрыше с финансовой точки зрения.

При этом с началом кризиса увеличились не только число инновационных решений и технологий, но и скорость их внедрения. В основном это происходит из-за пропуска этапа тестирования на небольшом количестве пользователей и проверке сразу нескольких гипотез. Это видно по кривой восприятия инноваций, которая показывает время, нужное корпорациям на освоение новых технологий.

Но даже такое ускорение не означает, что все компании резко стали инновационными. Иногда внедрению новых решений могут препятствовать корпоративные и личностные барьеры. Преодолевать их и разрабатывать нестандартные решения помогают разные креативные инструменты, в том числе «10 моделей инноваций Doblin».

Компания Doblin помогает корпорациям находить точки роста, используя бизнес-опыт, исследования аудитории и дизайнерское мышление. В основе их методологии 10 возможных направлений улучшений — от финансовой модели до клиентского сервиса — и готовый набор тактик для каждого из них.

При этом есть мнение, что нынешние изменения — это временно и вкладывать ресурсы в перестройку бизнеса невыгодно и рискованно. Однако в GenerationS думают немного иначе. Их опыт взаимодействия со стартапами и инновациями подсказывает, что то, с чем столкнулся мир, станет не просто определённым периодом времени, а первым этапом формирования новой реальности. Компании, которые провели анализ и сформировали понимание, в каком направлении им двигаться дальше, чтобы оставаться на плаву, будут прибегать к внедрению новых технологий и решений. Инновации могут дать существенные конкурентные преимущества многим компаниям, а сейчас это как никогда важно.


Как изменилась работа с инновациями в корпорациях

В крупных компаниях инновации либо зарождаются и развиваются внутри корпорации, либо привлекаются извне. Но независимо от выбранной модели инновации начинаются с поиска новых идей и возможностей, а во время изоляции с этим возникают сложности.

Для поиска инновационных решений в сфере металлургии в начале 2020 года группа ЧТПЗ запустила совместный с GenerationS акселератор. Одной из целей скаутинга было привлечение иностранных стартапов, но в период пандемии основной фокус у большинства из них был на поддержании своих компаний на плаву, поэтому для них тестирование технологий в такой непростой период представлялось весьма сложным процессом. Было принято решение индивидуальной проработки заявки с каждым из заявленных зарубежных стартапов, во время которой освещались плюсы программы, тем самым немного смещая фокус со сложной ситуации в настоящем на новые возможности и перспективы в будущем. В результате из 300 собранных заявок в рамках совместного акселератора 109 приходилось на зарубежные стартапы.

Также во время карантина все характерные для поиска новых идей мероприятия — хакатоны, идеатоны, питчи, демодни, образовательные сессии — также перешли в онлайн-формат.

Однако скаутинг стартапов под конкретные запросы клиентов — это не всё, чем акселераторы помогают корпорациям. Как показывает пример GenerationS, они также участвуют в развитии инновационной культуры: разбираются, какие инновационные направления особенно востребованы, организуют обучение сотрудников практикам их внедрения и помогают формировать внутреннюю команду, которая будет заниматься развитием инноваций изнутри. Выстроить этот процесс, а также найти профессиональные кадры в области инноваций для партнёров помогает большой опыт и широкий пул контактов GenerationS.


Какие направления наиболее перспективны с точки зрения инвестиций

Текущая ситуация показала, решения в каких направлениях оказались наиболее востребованными. Тут мы говорим не только о решениях, связанных с конечными потребителями, но и об усовершенствовании уже существующих производственных процессов на предприятиях. Адаптация к новым условиям и требованиям безопасности также наложила свой отпечаток на направления поиска инновационных решений. Среди ТОП-5 наиболее востребованных направлений можно выделить следующие.

  • Автономность. В фокусе инновации, направленные на исключение риска человеческого фактора. Сейчас большинство компаний переходят к системам, которые могут работать без непосредственного контроля со стороны человека.
  • Идентификация и отслеживание. Режим карантина продемонстрировал важность отслеживания вируса на ранних этапах и выявления контактов с заболевшими. Технологии в данном направлении также широко востребованы в логистической сфере.
  • Автоматизация. Сложные логистические цепочки благодаря новым технологиям в сферах искусственного интеллекта и интернета вещей смогут стать ещё более прозрачными и структурированными.
  • Онлайн-развлечения/обучение. Сфера онлайн-развлечений сейчас одна из наиболее востребованных. На рынке появляется всё больше новых и интересных продуктов, а компании, которые поставляют данные услуги своим клиентам, фокусируются на том, чтобы уровень их удовлетворённости оставался высоким. Технологии в данном направлении также могут быть применимы и в различных образовательных онлайн-программах.
  • Кибербезопасность. Удалённый режим работы коснулся многих головных офисов различных компаний. За короткий промежуток времени все процессы перешли в онлайн-режим, что повлекло за собой увеличение числа кибератак. Так, в США рассылка мошеннических писем увеличилась почти на 600%. Противостоять подобным угрозам — важнейшая задача для корпораций, поэтому инновационные решения в данном направлении сейчас особенно востребованы.

Кризис для многих компаний — это возможность взглянуть на свои бизнес-процессы под другим углом. Технологии и решения в этих 5 направлениях станут драйверами, которые помогут крупным компаниям преодолеть последствия кризиса, вызванного пандемией. Поэтому крупные корпорации ищут такие решения уже сейчас. Например, среди выпускников GenerationS есть стартапы, разрабатывающие решения для бизнеса по каждому из приоритетных направлений.