Спецпроект • 23 Декабря 2020

Как сделать бизнес-конференции более интересными, а общение участников — менее формальным

Автор: Дмитрий Шаров

Фотограф: Александр Карнюхин


Хакатоны помогают IT-командам заявить о себе, презентовать инновационное решение и найти партнёров. Но иногда они становятся и отправной точкой для запуска нового стартапа. Так было с командой «Цифровая лаборатория». На «Цифровом прорыве» они разработали и протестировали платформу, которая, возможно, изменит будущее онлайн-конференций.

Одни команды «Цифрового прорыва» встретились только на хакатоне, другие пришли уже сформированным коллективом. Каким был ваш путь?

Мы уже знали друг друга, так как все участники команды вместе работали. Но до этого мы не участвовали в подобных соревновательных мероприятиях, и «Цифровой прорыв» стал для нас как для команды первым испытанием.

Чем участники команды занимались до хакатона?

В нашей команде были архитектор по машинному зрению, архитектор по системам машинного обучения и искусственного интеллекта и архитектор IoT-решений. До хакатона мы занимались всем, что называют индустрия 4.0, — цифровизацией бизнес-процессов, интернетом вещей, машинной аналитикой, и т. д.

Некоторые команды приходят на хакатоны с каким-то частично готовым продуктом. Что из вашего решения для Rutech уже было до «Цифрового прорыва»?

Вся разработка происходила исключительно на хакатоне, и мы, если честно, попали на этот кейс случайно. Перед финальным этапом команды могут расставить интересные им кейсы по приоритету. Если на первое задание из списка не претендуют другие участники — оно и достаётся команде. Когда такой список попросили составить одного из участников нашей команды, он не понял, что это опрос для всей команды и указал свои личные предпочтения. Так нам повезло попасть на кейс от Rutech.

Какое задание в итоге вы получили на «Цифровом прорыве»?

Задача была разработать сервис неформального общения для участников онлайн-конференций, чтобы в онлайне люди чувствовали себя раскованнее.

Команда «Цифровой лаборатории»

Николай Князев, архитектор Data Science

Иван Корсаков, архитектор по машинному зрению

Андрей Ботнев, директор «Цифровой лаборатории»

Дмитрий Шульгов, архитектор IoT решений

Максим Егоров, руководитель направления скаутинга

Слева направо: Николай Князев, архитектор Data Science. Иван Корсаков, архитектор по машинному зрению. Андрей Ботнев, директор «Цифровой лаборатории». Дмитрий Шульгов, архитектор IoT решений. Максим Егоров, руководитель направления скаутинга

Чем не подходили существующие решения вроде Zoom и Teams и что вы в итоге придумали?

Решение должно было быть полезным и интересным. Мы старались приблизить общение к тому, как оно проходит на офлайн-мероприятиях. Для этого мы сделали упор на систему комнат. Пользователь, который входит в систему, видит перед собой комнаты, к которым можно подключиться, а бот-помощник на основе искусственного интеллекта кратко резюмирует, о чём общаются в каждой из них.

Кроме этого, мы разработали цифровой аватар, который делает общение менее формальным и помогает его участникам чувствовать себя комфортнее. Цифровой аватар дает возможность поменять лицо участника конференции на другое, при этом сохранить эмоции говорящего.

Последняя фишка, которой нет у других решений, — мгновенный онлайн-переводчик, который может передавать текст на нужном языке субтитрами и голосом.

В задании было условие, что на платформе должны одновременно взаимодействовать 5 тыс. участников конференции EMERGE. Это проверили на практике?

Да, мы протестировали наше решение вместе с авторами задания и теперь ведём работы по развитию платформы.

Анна Шолина, сооснователь и исполнительный директор Rutech

Решение «Цифровой лаборатории» отличалось от работ других участников хакатона тем, что оно решало проблему аудитории. Кроме этого, его легко было интегрировать в разные приложения, которые мы используем на конференциях. Главное, что всё это уже неплохо работало во время хакатона. Ещё не доработанное решение мы использовали на форуме «Утро», и это вызвало вау-эффект. После этого ребята продолжили дорабатывать решение самостоятельно.

Дмитрий Шульгов, архитектор IoT решений «Цифровой лаборатории»

Какой функционал у вашего решения «Smoozy» на данном этапе? Какие дальнейшие планы?

Пока что мы сфокусировались на тех начинаниях, которые уже сделали: разговорные комнаты, цифровой аватар и мгновенный переводчик. Прямо сейчас мы ищем инвесторов и проводим кастдев. Хотелось бы продолжить партнёрство с Rutech и интегрироваться с Zoom и Teams, чтобы всё легко настраивалось и работало без проблем.

Зачем было объединять все эти сервисы в единую платформу? Тоже хотите создать super-app, которыми сейчас увлечены крупные компании?

По отдельности это не дало бы такого эффекта. Но при этом мы не стремимся создать классическую ВКС. Наш сервис — это, скорее, прослойка между пользователем и другими инструментами для видеосвязи. Пользователь видит страницу с комнатами и, чтобы подключиться к каждой из них, переходит по ссылке на Zoom или другой сервис. После этого мы перехватываем видео-потоки, накладываем на них свой функционал и передаём всё в Zoom. В обратном порядке всё происходит по той же схеме.

Дмитрий Шульгов, архитектор IoT решений «Цифровой лаборатории»

Пока все онлайн-мероприятия выглядят как вынужденная и временная мера, потому что она не даёт дополнительных ощущений, а только заменяет то, что есть в онлайне. Верите ли вы в цифровизацию event-индустрии после коронавируса? Какие технологии могут сделать эту сферу интересней?

Я думаю, что мир не будет прежним, как бы избито это ни звучало. Часть мероприятий точно вернутся к классическому формату проведения. Но современные решения, в том числе и наше, работают над тем, чтобы стирать грани между онлайном и офлайном. Интеграция этих двух направлений будет усиливаться, а новые технологии и аппаратные решения помогут людям в онлайне чувствовать себя не хуже, чем в офлайне. Кроме того, изменятся не только мероприятия, но и работа. Пандемия показывает, что удалёнка вполне состоятельна, ей не хватает только возможности чувствовать эмоции коллег. Наше решение частично решает эту задачу.

Насколько это перспективное направление для стартапов, которые только создаются? Есть смысл разрабатывать подобные продукты или всё уже занято крупными игроками?

С точки зрения разработки ВКС смысла нет. Существующих решений уже слишком много, они достаточно хороши и за ними стоят крупные компании. А вот плагины и фреймворки есть смысл разрабатывать даже небольшой командой, потому что их не хватает и готовые решения довольно легко подключить к другим сервисам.

Анна Шолина, сооснователь и исполнительный директор Rutech

— Компании сейчас заинтересованы в стартапах, которые разрабатывают решения для цифровизации бизнеса. Для крупной корпорации это отличный шанс протестировать свои идеи без бюрократии и найма лишних сотрудников.
Мы занимаемся цифровизацией в сфере ивентов и уверены, что она только продолжит свой рост. Карантин скоро закончится, но привычка к онлайн-мероприятиям останется и большая часть очных встреч перестанет быть необходимой. Конференции, встречи и обучение, которые перешли в онлайн, дали отрасли невероятный рост, который продлится ещё долго. Мы думаем, что этот тренд будет расти следующие пять лет, после чего выйдет на какую-то постоянную величину.