18 марта 2022 • Спецпроекты • Партнерский материал

Как семейные трудности стали толчком к успешному стартапу

Образовательная платформа iSmart позволяет младшим школьникам быстро и эффективно улучшить оценки и восполнить пробелы в знаниях практически без присмотра родителей. Inc. поговорил с ее основательницей, Екатериной Скрибот, о том, как из семейной проблемы сделать успешный стартап с десятками тысяч пользователей и помочь детям по всей России.

Екатерина Скрибот

основательница образовательной платформы iSmart

В 2008 году у Екатерины Скрибот, будущей основательницы платформы iSmart, родились близнецы. Эту точку можно считать отправной к созданию образовательной платформы с 60-тью тысячами пользователей.

Довольно сложно отказаться от романтизации истории о том, как мать вложила бездну усилий в то, чтобы её ребёнок получил качественное образование. Казалось бы, в целом тут ничего трудного, достаточно хорошей школы и репетиторов, но не если у одного из детей диагноз: расстройство аутистического спектра (РАС). С подготовкой детей к школе Екатерина справилась самостоятельно, и у нормотипичной Софии никаких проблем не возникло, а вот у Лукаса возникли предсказуемые сложности. Российские школы не рассчитаны на детей с особыми образовательными потребностями, нет общепринятых технологий работы с ними, им не уделяют нужного внимания. Екатерина, сама поведенческий аналитик, обращалась к российским и зарубежным специалистам в поисках способа сделать обучение сына эффективнее, консультировалась с экспертами мирового уровня и посещала конференции и симпозиумы. В конце концов, ей посоветовали попробовать использовать мультимедийные тренажёры для отработки учебных навыков. И дело пошло. Методика показала отличные результаты, Лукас в короткие сроки нагнал школьную программу, начал самостоятельно выполнять домашнее задание и поверил в свои силы. Более того, когда у дочери Софии возникли проблемы с учёбой, Екатерина попробовала решить их уже знакомым методом, и результаты её ошеломили. Тогда она и задумалась о том, что может помочь не только своим детям, но и детям по всему миру.

— С дочерью нужно было много заниматься, репетиторы менялись, а качественного результата не было. Тогда я применила к ней ту же образовательную стратегию, что к сыну. И результаты меня поразили, стало понятно, что методика работает и на нормотипичных детях, причём результаты великолепные. Не то, чтобы меня внезапно ударило молнией, и я поняла, что миру необходима платформа. Нет, я организовала школу для детей с ограниченными возможностями здоровья в 2014 году. Это был скорее благотворительный, а не бизнес-проект, но он дал мне понимание рынка, проблем с которыми сталкиваются родители, дети и учителя. Ребенку нужен репетитор, а родители не могут себе его позволить. Нужна «точечная» помощь с какой-то конкретной темой, но получить ее неоткуда. В моём окружении всегда было много психологов, педагогов, специалистов по работе с детьми с РАС, и им тоже нужен был удобный образовательный инструмент.

Екатерина открыла стартап на личные сбережения, двести тысяч долларов оказалось достаточно для создания технической базы и моделей тренажёров. Екатерина Скрибот, Дзерасса Гояева — педагог-психолог, Елена Калинчева — специалист по работе с детьми с аутизмом — составили костяк команды.

Сосредоточиться решили на младших школьниках и двух основных предметах: русском языке и математике. Семьдесят тысяч ушли на техническое воплощение прототипа, остальные деньги — на оплату работы методистов и психологов. Довольно быстро оказалось, что этого мало, потому что разрабатывание уникальных педагогических методик — процесс достаточно дорогой. К счастью, удалось привлечь частного инвестора, который вложил в платформу ещё шестьсот пятьдесят тысяч. Название выбрали демократическим голосованием из десятка вариантов. Почему iSmart? Потому что глупых детей не бывает. Бывает неправильный образовательный подход.

— За первые двести тысяч мы научились правильно оформлять методики и создали прототип платформы, наполнили его контентом. Пришли к осознанию, что нам необходимо использовать геймификацию, чтобы повысить мотивацию детей к учёбе. Осознали, что нам нужен учительский кабинет для педагогов, которые будут с нами работать. Смогли правильно оценить масштаб предстоящих работ и понять, что наша идея действительно жизнеспособна, потому что если рынок полон предложениями для старших школьников, то с младшими до сих пор занимаются в основном родители. А большинство мам по вечерам хотят быть мамами, а не педагогами на полставки. Мы осознали, что можем помочь всем: детям, родителям, учителям.

«iSmart» в цифрах


15.04.2020

дата основания платформы «iSmart»


+ 60 тыс.

общее количество пользователей


20 минут

занятий в день, 3 раза в неделю нужно ребёнку, чтобы улучшить средний балл на 1.47


200 тыс. долларов

потребовалось для первого этапа запуска


590 рублей

стоит месяц подписки на сервис


50 тыс.

учебных тренажёров по разным предметам


8 тыс.

учителей сотрудничает iSmart


70 тыс.

планируемое к концу 2022 количество пользователей

Особенность платформы iSmart в возможности точно выяснить, где у ребёнка пробелы в знаниях и быстро их восполнить. Уникальная для России технология — «Диагностика» — это большой тест, составленный опытными методистами и детскими психологами, который выявляет «слабые» места в знаниях. Другие образовательные платформы таким похвастаться не могут. Кроме того, сами учебные тренажёры не просто выдают ребёнку набор однотипных заданий, а подстраиваются под ученика, учитывая его прогресс и затраченное на задание время. То есть можно найти плохо освоенную тему и отработать её, а не проходить заново материал за четверть. Такая «точечная» учебная помощь экономит время и деньги родителям и нервы детям. Сейчас в iSmart работают 80 человек, большая часть — приглашённые специалисты: психологи, методисты, педагоги.

— В первый год существования мы сотрудничали в основном с государственными структурами. Для нас важно, чтобы образовательный материал соответствовал школьной программе, и ребёнок, в первую очередь мог легко и самостоятельно справляться с ней. Конечно, мы ею не ограничиваемся, но сначала второкласснику нужна таблица умножения, а потом уже быт аборигенов Австралии. Для продвижения использовали инстаграм и собственные ресурсы. Если коротко, то за первый год мы научились превращать отличные идеи в продукт и разобрались с бюрократическими тонкостями.

Интересно, что типичной для детского образовательного стартапа «сезонности посещений» iSmart удалось избежать. Летом, когда школьные оценки не тревожат ни детей, ни родителей, они предлагают пользователям образовательные курсы, увлекательные занятия для детей и помогают избежать ситуации, когда 1 сентября оказывается, что юный ученик ничего не помнит.

— С выходом на рынок нам помог локдаун. Мы понимали, что продукт у нас хороший, но были готовы к медленному преодолению недоверия родителей к онлайн-обучению. Когда школы перешли на дистанционное обучение, вопрос с недоверием был исчерпан, онлайн-платформы стали необходимы и тут наша кропотливая работа окупилась. Мы оказались востребованы на рынке. И локдаун подсказал нам куда двигаться. Год назад у нас было два предмета, сейчас мы помогаем детям выучить русский язык, математику, английский, окружающий мир. У нас есть сервис «Продлёнка», для семей, нуждающихся в репетиторе, наши специалисты проводят прямые эфиры, мы устраиваем семинары для педагогов и родителей, активно развиваемся, одним словом.

Несмотря на то, что рынок образовательных продуктов для детей свободным не назовёшь, iSmart достаточно быстро набрал большую базу пользователей.

— Порог входа на рынок высокий, но у нас есть определённая специфика, мы работаем по школьной программе, только качественнее и глубже. iSmart одновременно и инструмент для учителя, и возможность для родителей обойтись без репетитора. Мы щепетильно следуем рекомендациям Министерства Образования, но стараемся увлечь детей процессом обучения ненасильственно, вовлечь их в весёлую образовательную игру. Когда дети понимают, что учиться не так уж сложно, у них растёт мотивация, а с ней и оценки. Отдельное внимание уделяем учителям: их работу лёгкой не назовёшь, а нам хочется её облегчить. Поэтому платформа может, например, сама проверять выполнение домашних заданий и формировать статистические отчёты для учителя. Принципиальная позиция: демократичный ценник. Мы не собираемся «выжимать» деньги из родителей, нам важно помочь.

На операционную прибыль компания пока не вышла (EBITDA пока отрицательная), но ежеквартально улучшаются операционные результаты, валовая прибыль ежемесячно растёт на 20%.

— Мы недавно открыли продажи и пока ещё пробуем разные пути продвижения, ищем свой. Но взгляды на ситуацию самые оптимистичные. Планируем расширять географию проекта от стран бывшего СНГ и России на юг, к Бразилии, Латинской Америке и Турции. Наши методики будут актуальны в любой стране, в которой есть школы, потому что мы работаем с уникальными образовательными технологиями. В общем, пока все дети не получат возможность реализовать максимум своих возможностей в обучении и не будут учиться с удовольствием — мы не успокоимся.