29 апреля 2022 • Спецпроекты • Партнерский материал
Международные сервисы уходят с рынка.
Где теперь проводить конф-коллы и онлайн-конференции?
Работу в России уже ограничили около десятка крупных международных поставщиков ИТ-решений: корпоративных мессенджеров, программ для дизайна и проектирования, а также — сервисов онлайн-конференций, которые за последние два года стали для бизнеса незаменимы. Однако не всё так страшно: разработка ВКС в России уже несколько лет как стала полноценной индустрией, а сервисов видео-конференц-связи, где можно проводить летучки, брейнштормы и даже корпоративы, уже с полдюжины. Inc. рассказывает, на какие продукты и функциональные особенности стоит обратить внимание.
Особенно сильно модернизации и клиентоориентированности ВКС-сервисов поспособствовала пандемия. Не только зарубежные, но и российские производители стали усиленнее работать над качеством и расширением функциональности. Всё это — чтобы привлечь российских корпоративных клиентов, которым конференц-связь особенно понадобилась после локдауна 2020 года.
79% компаний используют в своих офисах комплексные ВКС-решения
для конференц-залов, в том числе камеры и видеобары.
В итоге, к 2022 году уровень развития ВКС-систем из России с точки зрения технологической «начинки» не уступает иностранным аналогам (по мнению сразу нескольких аналитиков рынка). Многие эксперты полагают, что отечественные сервисы видеоконференций способны полностью заменить зарубежные ВКС-решения.
Основной вызов для бизнеса прямо сейчас — найти аналог привычным зарубежным ВКС в России. Желательно — полностью сопоставимый по качеству и не уступающий в доступности.
Интересно, что у некоторых российских компаний за последние два года появились собственные решения для видеоконференций, которые они начали продавать вовне. Например, свой сервис ВКС разработал Сбер. В 2021 году компания выпустила Jazz by Sber — сервис онлайн-конференций, к которому могут одновременно подключиться до 200 сотрудников.
В начале 2022 года Сбер выпустил уже обновлённую версию Jazz, которой могут пользоваться не только структуры компании, но и сторонние организации. Причём «начинку» можно внедрить в готовую инфраструктуру: выводить видеозвонки через устройства SberDevices — смарт-дисплей SberPortal или ТВ-медиацентр с умной камерой SberBox Top.
Переход на новые сервисы, даже в штатных условиях, — это дополнительные временные затраты. А если речь о крупной компании, которой в короткие сроки нужно перевести на новый продукт сотни или даже тысячи сотрудников, не забывая о бесперебойной техподдержке, — задача усложняется в разы. Разработчики Jazz предусмотрели этот момент, сделав интерфейс минималистичным и интуитивно понятным для пользователя.
Для Сбера было важно, чтобы Jazz не стал формальным решением, сервисом ради сервиса: его разрабатывали, учитывая все основные тренды юзабилити. К примеру, многоканальность — видеозвонок можно запустить в браузере, приложении для ПК и мобильном приложении Салют. При этом пользователь может переключаться между устройствами во время конференции. Саму конференцию можно создать без регистрации, а пригласить новых участников — просто отправив им ссылку (все они — вечные и остаются работоспособными и после завершения звонка).
Так, например, у Jazz есть эксклюзивные функции. Записать видео на своём ПК может каждый пользователь — не только организатор. А благодаря технологии автоматического распознавания речи (ASR, Automatic Speech Recognition) в Jazz работают «субтитры» — расшифровка беседы в режиме реального времени. Текст разговора можно скачать в любой момент видеовстречи или по завершению — зависит от того, какие детали вам важны. Технология SmartSpeech помогает распознавать даже имена и специфические термины. Функция работает и в десктопной версии, и в приложении: текст отображается в режиме онлайн вместе с сообщениями в чате. Подключить расшифровку можно в настройках (это может сделать организатор встречи).
Во время видеозвонка можно переписываться в чате, просить слово (для этого есть кнопка «Поднять руку») и отправлять реакции на действия участников. Но это не всё: в Jazz демонстрировать свои экраны могут и несколько человек одновременно. А чтобы при смене кадров не было торможения, весь динамический контент автоматически оптимизируется. Также каждый участник может пошерить другим свой экран и на нём прямо в приложении рисовать — чтобы лучше объяснить какой-то материал.
Помимо кастомизации под конкретные задачи бизнеса, важной причиной развития в России собственных корпоративных сервисов ВКС была и безопасность. Так, например, Jazz изначально создавался для банка, поэтому к нему предъявлялись повышенные требования.
Все проходящие через Jazz данные в реальном времени шифруются в соответствии с протоколом SRTP, а сам сервис интегрируется с системами SIEM (ищет угрозы и предупреждает о них) и DLP (контролирует обмен данными и препятствует их краже). В версии, которая разворачивается в контуре заказчика, Jazz генерирует специальный поток событий-логов, которые подгружаются в системы для обеспечения безопасности.
Jazz можно развернуть и на собственных серверах компании, и в SberCloud. По мнению экспертов, на российском рынке видео-конференц-связи облачным ВКС пока уделяют недостаточно внимания: в странах Запада предпочтение им отдают значительно чаще. При этом исследовательская компания J’son & Partners Consulting отмечает, что и российский рынок постепенно движется в сторону глобального тренда, — до 2025 года сегмент облачных видеоконференций вырастет минимум на 15%.
Уход иностранных компаний и перераспределение сфер влияния в структуре корпоративного сектора российской экономики вряд ли изменит эту пропорциональность: отечественные компании уже привыкли и вполне адаптировались к удалёнке.
По данным отчёта Gartner, к 2025 году 50% всех корпоративных встреч будут проводиться в формате видеоконференций.
Более того, экономический кризис, скорее всего, только поспособствует популярности онлайн-сервисов: те компании, которые могли позволить себе больше командировок и очных деловых встреч в целом, для экономии бюджета будут чаще применять онлайн-связь.
По мнению экспертов отрасли, в этой перспективе требования российских заказчиков к видео-конференц-связи изменятся — запросы станут более «сложными». В ВКС-сервисах появятся системы синхронных переводов и распознавания лиц.
Разработчики Jazz by Sber собираются развивать продукт по двум направлениям. Первое — удовлетворение потребностей крупного бизнеса: возможность проводить собрания на 1 тыс. и более участников. Второе — совершенствование умных алгоритмов: от автоматической генерации протоколов встреч и расширенных функций шумоподавления до внутренних фильтров и общей «бьютификации» картинки.