4 октября 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал

Врач на проводе: как устроен рынок телемедицины в России

4 октября 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал

Врач на проводе: как устроен рынок телемедицины в России

Текст: Виктория Скребцова


По разным данным, в прошлом году рынок телемедицинских услуг — удалённое консультирование, при котором пациент получает квалифицированную медицинскую помощь без необходимости физически присутствовать в медучреждении, — вырос примерно в три раза. При этом, согласно приказу Минцифры, к 2030 году половина всех медицинских консультаций должна осуществляться онлайн. Помимо онлайн-приёмов многие частные клиники и онлайн-платформы тестируют так называемые homecare-решения: они позволяют врачам в удалённом режиме непрерывно следить за состоянием пациентов с помощью гаджетов.

Как этот сектор будет расти в ближайшие годы, с какими сложностями сталкивается и какие возможности предлагает пациентам, Inc. обсудил с исполнительным директором семейства клиник «K+31» Ириной Артюшиной.

Больше, чем просто комфорт

Несмотря на рекомендации властей о внедрении телемедицины в госсекторе, пока в России это частный рынок. Например, у региональных клиник есть ограничения физического характера — их в целом не так много: для них первичная необходимость — оказать помощь пациентам, которые стоят в коридоре. Поэтому говорить о доступности расписания местных врачей для телемедицинских консультаций не приходится.

Да, телемедицина обеспечивает пациентам дополнительные удобства: можно не ехать в клинику и не стоять в очереди. Однако главная её задача — дать доступ к специалистам по всей стране или даже миру. Независимо от того, у какого врача и откуда первоначально пациент получает помощь, в рамках телемедицины он может продолжить свой путь лечения в любом регионе и даже в любой стране — через специалистов, которые там находятся. Дело в том, что телемедицинская система интегрирует клиники не только одной сети и даже не нескольких партнёрских сетей, но и специализированные лаборатории, стационары, диспансеры, а также обширную базу ведущих врачей в России и за границей.

В телемедицине уже задействован широчайший спектр специалистов: от терапевтов до гастроэнтерологов, онкологов, психологов и даже дерматологов.

В среднем 70–80% всех обращений на телемед поступают от пациентов из регионов. Наиболее востребованы в пандемию были гинекологи, неврологи, гастроэнтерологи, дерматологи.

При этом те, кто обращается в частную медицину, как правило, гораздо осознаннее подходят к вопросу лечения. Среди них количество тех, кто придерживается принципов доказательной медицины и не верит в самолечение, народную медицину или гомеопатию, значительно выше.

От удалённых консультаций к полному сопровождению

Понятие телемедицины тесно переплетается с другой разновидностью оказания удалённых медуслуг — homecare. Она подразумевает скорее систему медицинских гаджетов, которые помогают пациенту вести дневник наблюдения на дому и онлайн делиться с доктором данными о состоянии своего здоровья. На основе этих данных врач может принимать взвешенные решения о лечении. Также гаджеты способны информировать врача об изменениях ключевых показателей пациента (пульс, давление, сахар, уровень кислорода в крови и т. д.) и позволяют врачу или клинике реагировать максимально оперативно: экстренно выезжать к пациенту или рекомендовать изменить схему приема медикаментов.

Глобальный рынок homecare в 2019 году оценивался в $275 млрд, а к 2026 году достигнет $455 млрд.


























Категорий пациентов, которые могут использовать медицинские гаджеты в рамках homecare, становится всё больше. Ещё несколько лет назад удалённую диагностику с их помощью могли проходить в основном пациенты с имплантами (например, кардиостимулятором или слуховым протезом). Теперь на рынок выходит всё больше устройств для больных онкологией, маломобильных людей, в том числе пожилых, которым требуется постоянно измерять давление, делать ЭКГ, следить за дыханием — с последней функцией справятся даже футболки или простыни из умной ткани. Возрастным пациентам уже помогают роботы-помощники: они ведут дневник наблюдений за здоровьем, напоминают о приёме препаратов, предсказывают риск падения.

В некоторых израильских клиниках, например, врачи используют так называемые гаджеты-проводники: с их помощью специалист может удалённо объяснить пациенту, как настроить медицинское устройство и правильно его использовать, чтобы результат диагностического исследования был максимально достоверным.

Сложность в том, что медицинские новинки, которые разрабатываются за рубежом, пока выходят в Россию со значительным опозданием: все они должны пройти дополнительную сертификацию и лицензирование — а это занимает время. Так что пока будущее за максимально удобными отечественными мобильными приложениями, куда пользователь может загружать актуальные данные о своём состоянии, врач тут же может ознакомиться с ними и на основе анамнеза дать новые или скорректировать прежние рекомендации.

Важно понимать, что ни телемедицина, ни homecare не могут считаться на 100% автономной медицинской помощью: во многих случаях пациенту необходимы обследования и вмешательство с помощью так называемого тяжёлого оборудования. Телемедицинская диагностика должна сопутствовать клинической и стационарной помощи. Но для пациентов, которые не могут регулярно посещать клинику или имеют хронические заболевания, телемедицина в сочетании с homecare становится самым оптимальным вариантом наблюдения за здоровьем.

Клиники vs технологические платформы

За последние три года в России появилось несколько десятков независимых телемедицинских платформ, одновременно такую услугу запустили и многие профильные клиники и страховые компании, а также крупные телекоммуникационные и ИТ- корпорации.

Плюс больших технологических платформ в том, что в количественном выражении у них гораздо больше специалистов: корпорации агрегируют врачей из разных клиник различных сетей. Выбирая для телемедицинских услуг технологическую платформу, клиент ориентируется в первую очередь на доступность услуги, ему не важна привязка к одной медицинской структуре — например, к определённой клинике.

Для платформ это одновременно и плюс, и минус, ведь обеспечить преемственность помощи — когда пациент сначала консультируется с доктором одной специальности, а потом по его направлению обращается к специалисту другой сферы или более узкой квалификации — гораздо сложнее.

На консультациях через технологические маркетплейсы пациенту нужно каждый раз повторять заново всю свою историю, ведь на этот раз перед ним может быть специалист другой клиники, по понятным причинам не обладающий полной информацией. Разовая консультация может ограничиться общими рекомендациями и направлением к другому специалисту. При этом уровень специалистов в разных клиниках отличается, равно как и заинтересованность в пациенте у разных врачей.

В профильных клиниках этот переход осуществляется бесшовно: все документы просто передаются от одного специалиста к другому по внутренней системе. Таким образом, клиент получает системную помощь по единому стандарту.

Благодаря огромным корпоративным ресурсам компании вроде «Яндекса» или «Сбера» могут разрабатывать и тестировать собственные решения для homecare. Однако и тут есть сложность: собственной клинической базы, позволяющей объективно проанализировать эффективность гаджетов в рамках доказательной медицины, у корпораций нет. А значит, учесть все возможные риски, связанные в том числе со сбором данных и их безопасной передачей врачу, они не могут.

Собственной медицинской инфраструктуры у технологических платформ тоже нет. Когда пациенту требуется лабораторная диагностика, инструментальные или функциональные исследования, размещение в стационаре — онлайн-сервисам почти нечего ему предложить. Разработка «пути пациента» — то, что им только предстоит осуществить.


























Что мешает телемеду и homecare в Росcии

Хотя в Минздраве считают, что к 2024 году дистанционный мониторинг российских пациентов вырастет в четыре раза, а компания VEB Ventures оценила среднегодовой темп прироста в ближайшие пять лет в 116%, — есть факторы, тормозящие развитие сектора. Три главных ограничения — недоверие к такого рода медицине, законодательные ограничения и подготовка врачей. По закону врач не может поставить диагноз и назначить лечение онлайн, и это урезает функциональность телемедицины в России. Хотя здесь пандемия выступила драйвером смягчений в законодательстве: в ноябре 2020 года Минздрав разрешил дистанционные консультации для наблюдений за больными COVID-19, ОРВИ и гриппом.

Недоверия к телемедицине становится всё меньше: в профильных клиниках сегодня всё чаще телемедицинское лечение проходит по принципу законченного случая, когда пациент получает не только рекомендации, но и полноценную врачебную помощь. Всё больше пользователей относятся к телемедицине как к своего рода «аптечке», которая всегда под рукой. В отпуске, командировке, в гостях в другом городе — не важно, где находится пациент: удалённую консультацию нужного специалиста он может найти откуда угодно.

При этом благодаря росту компьютеризации и цифровизации даже возрастные медицинские специалисты сегодня довольно быстро осваивают инструменты, с помощью которых могут работать в телемедицине. Освоение — скорее вопрос принятия, чем обучения, потому что новые технологии становятся всё более интуитивно понятными не только для пользователей, но и для самих специалистов. В региональных клиниках всё немного сложнее, но значительной разницы между специалистами по стране — в плане готовности к освоению новых инструментов и использования их в работе — нет.

ОМС в России — около 2 трлн рублей в год, а вся коммерческая медицина плюс ДМС — это 700 млрд. И, по словам экспертов, поддержка телемедицины кардинально изменит рынок.

В ДМС-программах телемедицинские консультации уже стали нормой. Так, например, различные страховые компании регулярно обращаются к «К+31» как к эксперту в области телемедицины в России: мы консультируем их относительно включения в страховые пакеты услуг, наиболее востребованных для разных категорий клиентов.

Безопасность и развитие

Безопасность медицинских и персональных данных — одна из насущных проблем индустрии, особенно для премиального сегмента.

Всё, что касается хранения информации в наших медучреждениях и передачи данных между собственными и партнёрскими клиниками (включая зарубежные), а также лабораториями, находится в контуре нашего внимания. Все данные мы перед передачей подвергаем шифровке, а храним в соответствии с правилами законодательства, на защищённых серверах. За всю историю в сети «K+31» не было ни одной утечки или сбоя в системе безопасности. Но несмотря на то, что мы уже максимально защитили медицинскую информацию, постоянно продолжаем технологически развиваться в этом направлении.

Мы настраиваем удалённый центр мониторинга диспетчерских, которые отслеживают состояния homecare-гаджетов и передают данные специалистам в клинику. Также активно сотрудничаем с ведущими глобальными игроками на рынке телемедицины и перенимаем у них опыт: анализируем рынок медицинских гаджетов для удалённого мониторинга и учимся подбирать наиболее актуальные для нужд российских пациентов.

В сложных случаях — а именно это основной «конек» семейства клиник «К+31» — мы умеем одним днём собирать консилиумы с ведущими врачами в России и за рубежом. В рамках телемедицинского сервиса «К+31» это не составляет проблемы. Не нужно, как раньше, тратить лишнее время и ресурсы на дорогу, чтобы уточнить диагноз и схему лечения: мы найдём подходящего специалиста почти любой категории, передадим данные в партнёрскую клинику максимально безопасным способом и организуем онлайн-консилиум.