Спецпроекты • Партнерский материал • 16 сентября 2025

Как подготовить новое поколение жителей мегаполиса

Как подготовить новое поколение жителей мегаполиса

Фото: Unsplash


В жизнь современного мегаполиса быстрее всех встраиваются наши дети. Они первыми встречают тренды, технологии и инновации, раньше нас знакомятся с роботами и автоматизированными системами, лучше находят общий язык с искусственным интеллектом и виртуальными помощниками. Цифровой мир уже системно встраивается в систему образования и воспитания: растет конкуренция образовательных суверенных ИИ-моделей, которые предназначены для внутреннего пользования, или экспортных, но унифицированных под национальные стандарты.

Вопросы этики и безопасности не всегда успевают за технологической революцией. Родители и педагоги сталкиваются с новыми вызовами: цифровая гигиена, развитие критического мышления и воспитание эмоционального интеллекта.

Участники Форума о будущем городов БРИКС «Облачные города», который пройдет с 17 по 18 сентября в Москве, обсудят, могут ли дети различить виртуальное и реальное, машинное и человеческое.

В жизнь современного мегаполиса быстрее всех встраиваются наши дети. Они первыми встречают тренды, технологии и инновации, раньше нас знакомятся с роботами и автоматизированными системами, лучше находят общий язык с искусственным интеллектом и виртуальными помощниками. Цифровой мир уже системно встраивается в систему образования и воспитания: растет конкуренция образовательных суверенных ИИ-моделей, которые предназначены для внутреннего пользования, или экспортных, но унифицированных под национальные стандарты.

Вопросы этики и безопасности не всегда успевают за технологической революцией. Родители и педагоги сталкиваются с новыми вызовами: цифровая гигиена, развитие критического мышления и воспитание эмоционального интеллекта.

Участники Форума о будущем городов БРИКС «Облачные города», который пройдет с 17 по 18 сентября в Москве, обсудят, могут ли дети различить виртуальное и реальное, машинное и человеческое.

По данным исследования Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, в дошкольном возрасте у каждого третьего ребенка появляется собственный смартфон, у каждого восьмого — планшет, у каждого 20-го — ноутбук, а у 4% есть даже собственный стационарный компьютер. В первых классах школы смартфонами пользуются практически все ученики, их доступность ограничивается только уровнем материального достатка родителей.

Это открывает детям практически безграничный и неконтролируемый доступ к миру современных технологий. Голосовые помощники стали их первыми «невидимыми друзьями»: они умеют отвечать на вопросы, читать сказки, помогать с домашним заданием. Дети с легкостью осваивают новые приложения, играют в образовательные и развлекательные онлайн-игры, снимают видео для соцсетей, ведут блоги. Они быстро адаптируются и не боятся экспериментировать. Там, где взрослый тратит час на инструкцию, ребенку хватает нескольких минут.

Ребенок XXI века растет в среде, где робот-пылесос или колонка с голосовым помощником — такой же привычный сосед, как домашний питомец. На улицах работают механизированные уборщики, в детских садах роботы учат иностранным языкам.

Виртуальное и реальное смешиваются, возникает опасность: смогут ли дети различать границы между человеком и машиной, не потеряют ли они способность ценить человеческое общение? Кроме того, они еще многого не понимают. Каковы принципы работы алгоритмов? Как работает реклама? Какие правила цифровой безопасности нужно соблюдать?

Цифровая гигиена — это не только время, проведенное перед экраном. Это и умение фильтровать информацию, бороться с кибербуллингом, понимать правила безопасности в Сети. Другая проблема связана с развитием критического мышления. Машины умеют красиво и уверенно отвечать, но могут и ошибаться. Для ребенка же слова ИИ звучат как абсолютная истина. Кто будет учить новое поколение проверять источники и распознавать фейки?

Наконец, важна проблема развития эмоционального интеллекта. Машина может имитировать заботу, но она не заменит настоящего человеческого участия. Дети должны учиться сопереживать и проявлять эмпатию.

Сегодня можно выделить два подхода к комплексному решению этих проблем. Один предлагает государство, другой — по традиции ложится на плечи родителей. Важно поставить границы между полезной и непроверенной, вредной информацией — создать закрытую образовательную систему, в которой искусственный интеллект будет не угрозой, а вспомогательным инструментом. Такая система должна предлагать детям инструменты развития и личностного роста.

По этому пути идет Москва. Город выстраивает образовательную модель, в которой ИИ становится интеллектуальным координатором всего учебного процесса — от детских садов и начальных школ до профтехучилищ и вузов. Такой подход повышает качество обучения и формирует у школьников и студентов цифровые компетенции, необходимые для будущей работы в экономике знаний. Столичные школы, колледжи и вузы интегрируют ИИ-платформы, которые анализируют достижения каждого ученика, а затем формируют индивидуальные образовательные траектории и подбирают методические материалы с учетом его реальных способностей и интересов. Так, «Московская электронная школа» (МЭШ) уже сейчас помогает адаптировать контент к уровню подготовки ребенка и рекомендует ему дополнительные материалы.

С другой стороны, особый спрос — с родителей. Они оказываются в сложной ситуации. С одной стороны, они понимают, что будущее невозможно без технологий. С другой — боятся, что ребенок «утонет» в синих экранах и потеряет способность к живому общению. Именно поэтому все чаще говорят о «цифровом балансе»: не о запрете, а о разумной дозировке. Родители же становятся для своих детей «цифровыми навигаторами», именно они определяют, какие технологии полезны, а какие нет. Важно интегрировать в образовательный процесс обучение цифровой грамотности: дети могут посещать кружки по робототехнике — «Кванториумы» и «АйТи-кубы», — там их научат не только пользоваться технологиями, но и создавать их.

Реклама. АНО «Московский Урбанистический Форум», ИНН 7710480192, erid: 2VtzqurGv36