Спецпроекты • Информационное партнерство • 16 ноября 2023
Текст: Анастасия Новикова
Полгода назад я поймала себя на мысли, что больше не определяю себя как спортивную журналистку или телеведущую. Представляюсь просто — предпринимательница. Год назад мне этого было мало, я говорила: у меня сейчас свой бренд косметики, но вообще-то раньше я… Больше этого нет, я полностью отделила себя от того, чем занималась раньше. Конечно, у меня есть накопленный на телевидении и в журналистике опыт, но есть и такое чувство, будто все это было немножко не со мной. Интересные ощущения.
А что касается личного бренда, я бы не сказала, что он помогает в классическом понимании. Случай, когда кто-то, у кого есть аудитория, запустил для нее продукт, не мой. Моя аудитория в большинстве своем — мужчины, которые любят спорт, особенно футбол. Им дела нет до моей косметики! И когда я придумала бренд, то прекрасно это понимала.
Мной двигало не желание заниматься бизнесом, а именно желание сделать свой косметический бренд. И я понимала, что, по сути, мне придется набирать аудиторию с нуля. Хотя, конечно, мне очень помогает то, что у меня есть необычная история — и ее интересно рассказывать, в том числе журналистам. Если бы не было карьеры в футбольной журналистике, думаю, у меня бы вы сейчас интервью не брали — потому что тогда кейс супербанки не был бы таким интересным.
Изначально я думала создать бренд для спортсменов — профессионалов и любителей, тех, кто хочет отлично выглядеть и на беговой дорожке, и на склоне, катаясь на горных лыжах. Но потом поняла, что в целом наша кожа, как и мы сами, испытывает колоссальный стресс — и любой житель большого города все время находится в такой же гонке, что и профессиональный атлет. Мы все время куда-то бежим, куда-то опаздываем, нам все время что-то надо. И было бы здорово, чтобы мы могли вообще не тратить энергию и время на поиск подходящих средств по уходу за кожей.
Супербанка — это бренд продуктов с выдающимися составами, которые с нуля создает гениальный косметический химик Катерина Карпова, соосновательница бренда. Название пришло ко мне само: когда я несколько лет рассказывала людям, что хочу сделать бренд косметики (а они, конечно же, крутили пальцем у виска), я объясняла: ну вот все делают банки (на сленге так называется любая косметика), а у нас будут супербанки! А потом стало понятно, что это слово отлично отражает философию бренда. Мне нравится, что оно игривое, в нем есть вызов и азарт.
Я уже много лет увлекаюсь косметикой. Начала тестировать ее в огромном количестве, еще когда работала на телевидении. Из многочисленных командировок я как раз привозила бренды, которые тогда у нас не продавались. И меня всегда расстраивало, что обычно у марок есть несколько классных продуктов, но держать всю линейку на высочайшем уровне не получается ни у кого. И вот мне хочется, чтобы, покупая супербанки, люди знали: вот тут можно брать все, любой продукт, потому что в нем будут использованы только самые крутые и продвинутые ингредиенты, которые сделают вашей коже приятно. Своей основной аудиторией еще на этапе запуска я видела классных модных ребят, которые ничего не знают о косметике и просто хотят получить качество, особо не изучая вопрос. Однако выяснилось, что нашей основной аудиторией стали девушки и мужчины, которые интересуются косметикой, читают бьюти-блогеров и разбираются в составах. Именно они первыми обратили на нас внимание и пошли к нам за продуктами.
Когда я задумала бренд косметики, меня не смущало, что на этом рынке уже очень много игроков. Спортивных журналистов тоже много — и что? Так же и с косметикой. На «Матч ТВ» меня окружали чудесные визажистки, мне с ними было интересно, мы подружились — и спустя какое-то время я поймала себя на мысли, что уже я рассказываю им о каких-то классных продуктах и привожу из командировок что-то необычное им в подарок.
Идея сделать свой бренд косметики пришла ко мне году в 2018-м. Тогда я поняла, что после Чемпионата мира, скорее всего, мне захочется круто изменить жизнь. Несколько лет я просто думала об этом, пошла на предпринимательские курсы — в академию Ernst & Young, стала участницей сообщества SLP, но никаких конкретных действий не предпринимала. Прошло еще четыре года, прежде чем запустился бренд. Просто я должна была дорасти до него, как-то внутренне подготовиться — ну и бренд косметики сделать сложно, это довольно долгий процесс. В целом он занимает около двух лет.
Привлекать инвестиции на первоначальном этапе я не горела желанием. Да и сейчас я развиваю бренд исключительно на свои, то есть реинвестирую в проект то, что зарабатывает супербанка. Какие у меня еще были варианты? Кажется, никаких. Поэтому и вопроса не было, страшно или нет: надо было просто брать и делать. Иначе бы у меня бренда не было. А я хотела его создать! Желание это сделать было сильнее всех страхов.
В сентябре я виделась со своим другом — бизнес-коучем Тимуром Рамазановым. И он обратив внимание, что я уже немножко подхожу к стадии выгорания, сказал, что я должна соотнести свои ценности со своим бизнесом. И тогда все взлетит, а у меня откроется второе дыхание. Как раз тогда мы планировали сделать благотворительный проект к акции «Розовый октябрь» — выпустить новое средство в лимитированной версии совместно с фондом «Дальше», чтобы привлечь внимание к информированию женщин о раке молочной железы. И вот когда мы это запустили, я почувствовала, что это то, ради чего я создала бизнес.
Это и есть мой приоритет и бизнес-стратегия — поддерживать те вещи, которые мне кажутся правильными. В карьере журналиста такой подход принес мне удачу, посмотрим, принесет ли в карьере предпринимательницы. Хотя у меня нет розовых очков и я понимаю: чем активнее бренд будет расти, тем больше мне нужно будет ориентироваться на бизнес-показатели. Наверное, к этому я тоже приду. Просто попозже. Пока я сконцентрирована не на том, как я что-то делаю, а на том, что я делаю. Например, сейчас у нас выходит продукт, сделанный в коллаборации с моей любимой актрисой Ирой Горбачевой. На съемке она мне призналась, что, когда я предложила ей сделать свой продукт, она подумала, что это какой-то развод, что все это не по-настоящему, что мы просто что-то сделаем и шлепнем на банку ее имя. Но она решила рискнуть и согласилась — а потом год участвовала в создании средства и согласовывала мельчайшие детали: выбирала текстуру, активы, запахи, дизайн, цвет и даже верстку коробочки, в которой будет продаваться ее сыворотка. Ей очень понравился такой подход. Ну а я считаю, что по-другому просто нельзя. Она ведь размещает на флаконе свое имя! И мы не имеем права ее подвести.
В декабре у нас выходит еще одна крутая новинка: крем для рук и сухих участков тела, сделанный с помощью искусственного интеллекта. Мне кажется, что ИИ в ближайшее время изменит работу всех предпринимателей на планете: ему можно делегировать огромное количество задач, и его использование здорово экономит время. Это такой помощник, который не знает усталости: ты можешь обратиться к нему за свежей идеей в любую секунду. Эй, искусственный интеллект, напиши мне текст на коробочку. И через секунду у тебя уже есть текст, который тебя устраивает. Эй, искусственный интеллект, помоги придумать название для нового продукта. И через секунду у тебя уже 10 вариантов. Это очень-очень здорово.
Поскольку бренд я задумала довольно давно, когда еще не шла речь об импортозамещении, мне сложно считать таковым свой продукт. Но я понимаю, что он им является, — и не вижу в этом ничего плохого. Если я могу дать людям, которые привыкли покупать топовую косметику вроде Ultraceuticals или OS Skin, продукт высочайшего качества, я с радостью буду это делать. Человек, клиент для меня в бизнесе главное.
Я не могу и не буду экономить на ингредиентах — лучше закрою бренд, если пойму, что не получается делать то, что хочу. Ну и потом, я же запустилась в 2022 году, а не в каком-то другом, то есть я не знаю, каково это — вести бизнес в других условиях. Я, безусловно, экономлю — в первую очередь это проявляется в том, что я многое делаю сама. Было бы классно нанять пиарщика или маркетолога, но пока такой возможности нет. Было бы супер иметь операционного директора. Так замечательно было бы просто ставить своей команде задачи и следить за их выполнением. А надо работать засучив рукава. На самом деле, это классическая история для предпринимателя: когда ты и жнец, и швец, и на дуде игрец. Не думаю, что у кого-то по-другому. В конце концов, это тоже путь, который я выбрала сама, никто меня не заставлял.
Вообще мне сложно мотивировать себя материальными ценностями. С этой точки зрения я плохой предприниматель, очень плохой! Ну не драйвит меня идея заработать миллион долларов. То есть, конечно, если получится, будет здорово, но вдохновения от этой мысли я не испытываю. А от мысли сделать что-то классное, что может помочь людям, испытываю. Поэтому как предприниматель я учу себя мыслить так: мне нужно заработать этот чертов миллион, потому что тогда у меня будет возможность реализовать что-то хорошее! И я открываю отчет о прибылях и убытках и начинаю думать, как бы я могла заработать больше. Сейчас вообще у моего бизнеса не самый простой период. Когда человек растет и развивается, ему нужно больше еды. Когда бизнес находится в процессе роста, ему нужно больше денег. Но я думаю, что в следующем году у нас получится реализовать еще один благотворительный продукт — я его уже, честно говоря, придумала, и мысли о нем дают мне много сил, чтобы не останавливаться и идти дальше.
Послушать Марию Командную вживую можно 22 ноября на конференции «ТОК» от банка «Точка» и Beat Film Festival.
«ТОК» — это безопасное и дружелюбное пространство для совместного поиска решений и обмена опытом между владельцами малого и среднего бизнеса из разных индустрий: от IT до моды. О стратегиях в маркетинге, нейросетях в бизнесе, роли лидера в команде будут говорить топ-менеджеры и предприниматели: основатель YouDo Денис Кутергин, HR-директор Yandex Дарья Золотухина, основательница «Периодики пресс» Варвара Веденеева, сооснователь и генеральный директор Flowwow Слава Богдан и еще более 60 спикеров.
Конференция пройдет 22–23 ноября в пространстве «Хлебозавод» и онлайн.
Билеты можно купить по ссылке