Спецпроекты • Информационное партнерство • 22 ноября 2023

Что будет, если «поженить» инженеров, художников и предпринимателей: история фестиваля креативных технологий «Креатех Фест»

Текст: Наталия Владимирова


Главный технический вуз страны, МГТУ им. Н. Э. Баумана, в конце сентября провел «Креатех Фест», на котором договорился с креативным, образовательными и индустриальными партнерами о создании «Креативной долины на Яузе». Зачем нужен такой фестиваль и сама «долина» — рассказали участники и организаторы «Креатех Феста».

Что было на фестивале

«Креатех Фест», прошедший 27–29 сентября, был организован в рамках программы «Приоритет 2030» и объединил МГТУ им. Н. Э. Баумана, пространство «Суперметалл», центр дизайна Artplay и площадку «Три вокзала. Депо». Фестиваль включал в себя семь треков по разным направлениям: робототехника, шоу продакшн, промышленный дизайн, наука+искусство, саунд-дизайн, gamedev, экология и урбанистика будущего. В рамках фестиваля прошли лекции, световое шоу, гонка дронов, вечеринка с музыкальным перформансом на катушках Тесла от Никиты Забелина.

Креатех — мост между инженерами и креаторами

Рассказывает Александр Гофман, руководитель стратегического проекта «Креатех» программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», главный организатор городского фестиваля «Креатех Фест».

На креативном рынке много талантливых ребят, но чтобы им быть конкурентоспособными, нужно научиться создавать креативные разработки. Это можно сделать только методом проб и ошибок под руководством — научным, инженерным и предпринимательским. Наша логика проста — она в том, чтобы найти техническую реализацию тому, что родилось в креативных головах, а потом еще и продать этот продукт. Так что основная задача фестиваля — построение этих связей между инженерией и креативным бизнесом.

Самое главное происходило еще до начала фестиваля — это общение с компаниями, переговоры, поиски интересных форм сотрудничества. Фестиваль — своеобразный мост, который позволил нам наладить связи, понять, что мы движемся в правильном направлении и что у нас есть партнеры, готовые развивать это направление с нами.

На фестивале прошла большая стратегическая сессия, в которой приняли участие представители креативного бизнеса и университетов. Universal University, Институт бизнеса и дизайна, Агентство креативных индустрий, компании Sila Sveta, Radugadesign, LYM и другие. Мы договорились о расширении консорциума, обсудили его цели и задачи.

Есть и конкретные проекты, который родились на фестивале. Мы планируем открывать совместные лаборатории с мультимедиа-арт-студией «СИГНАТУРА», со студией креативного инжиниринга и робототехники Robohall и со студией промдизайна, с Союзом дизайнеров России на территории нашего университета. Идет диалог и с другими компаниями. Мы хотим создать студию геймдева для студентов.

В лаборатории со студией SIGNATURA SPACE студенты научатся создавать science art инсталляции. С Robohall мы сделаем лабораторию креативного инжиниринга, где будут производиться прогрессивные инженерные инсталляции для внутреннего и внешнего потребления. Первые лаборатории планируется открыть в 2024 году. Точно срок открытия указать невозможно, потому что аналогов таким площадкам нет. Нам нужно учиться, искать формы работы с малым бизнесом.

Вдоль Яузы в Москве естественным образом расположились множество сильных участников креативного сектора: «Винзавод», Artplay, Universal University, «Кристалл», «Суперметалл», «Бауманка», «Электрозавод», Национальный институт дизайна, «Три вокзала. Депо». Это отличная возможность искать проекты на пересечении друг друга.

«Креативная долина на Яузе» — пока что техническое название проекта. Развиваться каждому в одиночку гораздо сложнее, потому что каждый вынужден ежегодно удивлять публику чем-то новым, чтобы сохранить ее интерес. Большие городские фестивали — это шанс для возникновения синергии, возможность принять участие для каждого — от небольшой мастерской до огромного института. А консорциум — это в том числе и управленческая основа, чтобы сделать крутой креативный фестиваль для города в следующем году.

В консорциуме есть участники из сферы образования и есть креативный бизнес. Наша задача — найти точки взаимодействия, которые будут выгодны для всех, и совместно создавать центры компетенций, где мы будем обучать специалистов. Эти новые специалисты будут работать над проектами, обеспечивающими новое качество жизни.

Мы сейчас формируем нишу, которая раньше не существовала. Мы хотим на инженерной основе воспитывать профильных специалистов для креативных индустрий. С помощью фестиваля мы решаем кадровый вопрос.

Также мы хотим создавать R& D-центры нового профиля. У нас есть научные центры по разным направлениям: композиты, оптика, кванты, мягкая материя, радиоэлектроника, робототехника. Это центры компетенций, в которые можно обратиться напрямую при создании каких-то инсталляций. У нас нет задачи научить инженеров быть креативщиками, а креативщиков — инженерами. Задача — их соединить для коллаборации, потому что есть взаимная потребность друг в друге.

Мне бы хотелось поблагодарить всех, кто был причастен к фестивалю, — он был сделан, по сути, на доверии. Всё закончилось, но фестиваль остался внутри каждого из нас в виде договоренностей, понимания, что впереди предстоит много интересной совместной работы. И это самое важное достижение.

Hyperspace, COCOON и CYBERZEN: о чем говорят инсталляции «Креатех феста»

Рассказывает Алексей Ложкин, основатель и креативный директор студии SIGNATURA SPACE.

В нашем свето-лазерном перформансе в новом «стеклянном» корпусе Бауманки, который мы провели на «Креатех Фесте», выразилась наша любовь к научной фантастике. Мы назвали перформанс Hyperspace. Бауманка открыла двери нового корпуса для студентов, которые хотят получить техническое образование. Мы хотели показать, что это прыжок в гиперпространство со скоростью света. Для перформанса использовали прекрасную люстру главного корпуса, состоящую из множества кусочков.

Инсталляцию COCOON мы реализовали в декабре 2019 года для фестиваля «Просвет» в Перми. Она стала определяющей в развитии студии. Вдохновение я нашел в книге о биогенезе. Меня поразили метаморфозы, предшествующие появлению бабочки: гусеница полностью растворяется в коконе, а внутри кокона остаются лишь маленькие имагинальные диски с генетической информацией. И когда эта неизвестная субстанция определяет, что подошло время для появления бабочки, из имагинальных дисков появляются ноги, крылья, усы. Мы донесли эту метафору до зрителя с помощью медиаскульптуры COCOON. Это достаточно сложная инсталляция, соединяющая технологии и искусство, — в общем, подходящий объект для «Креатеха».

Еще один объект фестиваля, CYBERZEN, — это наша совместная работа с Robohall, которую мы создали в мае 2023 года. В ней робот в металлическом бассейне создает рисунки на песке. Древнее искусство совмещается с современными технологиями. Зрители отмечают, что это похоже на поиски души забытым роботом где-то на Марсе. С помощью инженеров Бауманки мы бы хотели научить робота двигать объекты-метакапсулы (в каждой из них — описание нового рисунка) в песчаном бассейне. Также мы хотим дать роботу компьютерное зрение. Если, например, кто-то из зрителей подвинет метакапсулу, то робот это заметит и вернет ее на место. Нам важно, чтобы в рядах бауманцев появились бы люди, у которых загорелись бы глаза и они бы пришли к нам развивать эту историю.

В России развитый рынок дизайна. У нас есть мощные дизайнеры, креативные директора, наш креатив заметен на мировой арене, но инженерии в креативной индустрии не так много. «Креатех фест» отвечает этому запросу на поиск талантливых инженеров.

Технологии невозможны без дизайна, но и дальнейшее развитие искусства невозможно без технологий. Технологии всегда двигали искусство: например, появление новых красок поменяло живопись. Сегодняшние медиахудожники появились только благодаря технологиям: диодные экраны, лазеры, проекторы, нейросети и прочее. И это развитие будет продолжаться.