Спецпроекты • Партнерский материал • 7 сентября 2024
Проверенные временем
Текст: Виктория Скребцова
Фото: Наталия Гарцева
руб. — оборот Nikk Mole за год.
человек работают в компании на 2024 год.
руб. понадобилось для производства первой партии пасты для бровей.
SKU — ассортиментная матрица Nikk Mole.
фотограф ежедневно снимает все продукты бренда для маркетплейсов, сайта и социальных сетей.
Мила Клименко запустила бренд декоративной косметики для бровей в 2011 году, когда в России не существовало ни профессии бровиста, ни brow-индустрии в целом. Как профессиональный визажист, Мила знала, что внешний вид бровей сильно влияет на внешность. Поэтому в своей школе макияжа она сделала уход за ними — коррекцию, окрашивание, скрабирование и увлажнение — отдельной услугой (до этого с бровями работали разве что в рамках общего визажа).
Свой первый и самый известный продукт — Brow Paste — придумала для учеников школы: паста позволяла визажистам нарисовать четкий контур бровей перед основным окрашиванием и легко смывалась. Обучающие видео по оформлению бровей Мила показывала в своем блоге в социальных сетях Instagram* (принадлежит компании Meta, которая признана в РФ экстремистской). Залипательные «обучалки» активно репостили, в том числе международные бренды косметики вроде Huda Beauty.
После переезда в Москву Мила отработала формулу с профессиональными химиками, получила патент и запустила серийное производство пасты, а затем и другой уходовой и декоративной косметики. Затем открыла небольшую точку на Арбате.
Многие продукты — румяна, консилеры, хайлайтеры, помады — Nikk Mole (анаграмма имени Милы Клименко) производил в Европе. Но в 2022 году это, как и международная доставка, стало невозможно. Производство полностью локализовали, но проблема экспорта осталась. Мила прошла обучение для экспортеров в «Сколкове» и стала сотрудничать с проектом «Сделано в Москве»: бренд участвует в выставках, продвигается в одноименном онлайн-шоуруме.
Первую пасту для бровей я делала дома, кустарно. Смешивала масла ши и кокоса с пищевыми красителями. Пригодился опыт работы преподавателем грима в колледже искусств Донецка: из-за недостатка финансирования нам с учениками часто приходилось готовить грим самостоятельно.
В 2014 году я выкладывала по одному обучающемуся ролику каждый день, каждый набирал от 1 до 3 млн просмотров. Даже для сегодняшнего дня это очень большие показатели. Нам постоянно писали в комментариях: «Что это за белая паста? сколько стоит? где купить?» Именно тогда я запустила серийное производство.
Первыми покупателями были иностранцы: пасту для бровей часто заказывали из Чехии, Эстонии, Германии. Российские покупатели присматривались, пока не начали замечать наши продукты в аккаунтах иностранных блогеров и компаний. Тогда продажи пошли и в России.
Пик спроса пришелся на Чемпионат мира по футболу в 2018 году: в салон приходили болельщицы из Новой Зеландии, Аргентины, Австралии. Оказалось, все они следили за нашим аккаунтом в Instagram*.
Наша стратегия сегодня — быть представленными везде, где это только возможно. Nikk Mole продается в «Золотом яблоке», «Рив Гоше» и «Л’Этуале», на Ozon, Wildberries и «Яндекс Маркете». Мы развиваем продажи на сайте, ведем все соцсети, в том числе запрещенные. Подписчики — наша лучшая фокус-группа: они выбирают текстуры, голосуют за названия новых продуктов, дают активную обратную связь.
руб. — личные инвестиции основателей на старте.
руб. — ежегодный оборот бренда.
рабочих мест создает Long River в 2024 году.
В 2013 году топ-менеджер фирмы дизайнерских светильников Александр Полунин убедил нескольких коллег скинуться и основать общий бизнес — пошив сумок из высококачественной кожи, хотя ни Александр, ни его коллеги до этого не шили ничего сложнее кардхолдера. Первые два года бизнес был кустарный, а в 2015 году о нем узнал тогдашний работодатель Полунина и «начал смотреть косо». Партнеры поняли, что пора увольняться.
Над названием долго не думали: сооснователи жили недалеко от Москвы-реки, так появился Long River (длинная река). Референсом для бренда были сумки, рюкзаки и кошельки миланского семейного бренда Hard Graft. Партнеры решили перенять главные принципы марки — высококачественная кожа, повседневная функциональность и ноль украшательств, — но воплотить их в более бюджетном, мидл-сегменте.
Бренд несколько лет работал с кожей из Италии и Китая: предприниматели ездили на фабрики и выбирали образцы. Но из-за валютного кризиса и проблем с логистикой в 2022 году вернулись к работе с российской кожей от небольшой нижегородской фабрики, которой очень довольны. Все производство локализовано в Москве, на нем заняты 10 мастеров. Некоторые — такие же офисные работники, однажды решившиеся на дауншифтинг.
Сотрудничество с проектом «Сделано в Москве» — билборды с их брендом по городу, работа с крупнейшими маркетплейсами страны и возможность рассказать о себе широкой аудитории — Полунин называет ненавязчивым и приятным. Благодаря информационной поддержке у Long River много корпоративных заказов: бренд шьет рабочие сумки для сотрудников Москомархитектуры и разрабатывает галантерею и аксессуары для машинистов московского метро.
Первые изделия — чехлы для мобильных и бумажники — шили по роликам из YouTube, а продавали через группы «ВКонтакте». За машинками сидели месяцев пять-шесть, только после этого нашли профессиональных мастеров по работе с кожей и стали заказывать работу им.
Кожа — сложный материал, живой. Важно, чтобы каждая новая партия кожи была идентична предыдущей по толщине, плотности, фактуре. Поставки из Италии отличались качеством, китайские производители со временем их превзошли, но и стоить стали дороже. В итоге мы нашли идеального для нас поставщика в Нижнем Новгороде.
Рюкзаки и сумки Long River обычно покупают люди, которые привыкли к долговечным вещам с хорошей историей: джинсам Levi’s, кроссовкам New Balance. Это может быть и 16-летняя девочка, которой нужен рюкзак перед поездкой на учебу в Англию, и офисный работник, по вечерам играющий в хоккей и ищущий надежную спортивную сумку.
руб. — годовой оборот.
продаж бренда приходятся именно на джинсы.
человек — команда бренда.
— скидки на новую покупку по trade-in.
Примерно 10 лет назад в начале мотосезона Владимир Янушкевич искал себе мотоциклетные джинсы. Ему нужна была пара из очень плотного материала, который бы страховал во время падений. Он посетовал, что не нашел ничего похожего, и жена друга — конструктор в «Спортмастере» — пообещала помочь сшить такие джинсы самостоятельно. С тех пор Владимир самостоятельно сшил не одну сотню пар.
Бизнес долго не летел. Предприниматель открыл небольшой, но стильный и светлый магазин на московском «Хлебозаводе» — о таком мечтают многие молодые бренды. Но в 2015 году потребителям было сложно объяснить концепцию сухого денима, жесткого материала, который в массовом потреблении обычно смягчают: варят, трут, искусственно состаривают.
В пандемию Янушкевич решил максимально оптимизировать бизнес: закрыл магазин, на скорую руку «шлепнул простенький сайт на Tilda», запустил рекламу в «Яндекс Директе» и стал развозить джинсы клиентам на дом в багажнике машины. Сам подшивал их дома на машинке (бесплатный ремонт и подшив — одна из первых фишек бренда). Когда квартира превратилась в склад джинсов, снял 30 кв. метров в бизнес-центре на востоке Москвы под ПВЗ. Затем — еще одно помещение, потом еще, через год спустился на первый этаж, чтобы клиентам было удобнее. Постепенно вырос и ассортимент (футболки, рубашки, куртки, аксессуары), и штат. Бренд охотно стажировал студентов-технологов, некоторые остались в команде.
Янушкевич много рассказывает о сухом дениме на сайте, в соцсетях и на лекциях (Владимир читает лекции о дениме в Британской высшей школе дизайна). А еще показывает производственный путь пары джинсов PLNB на своем YouTube-канале.
Джинсы — одно из самых грязных производств одной из самых грязных индустрий в мире. С этим сложно свыкнуться, поэтому мы как только можем стараемся минимизировать свое воздействие на экологию. В нашей линейке есть вареные джинсы, но мы пропагандируем необработанный деним, для которого не нужно столько химии, предлагаем бессрочный бесплатный ремонт наших пар и trade-in джинсов любых брендов, не только наших.
Мы делаем джинсы не по правилам. Обычно до продажи сухой деним «варят», без этого он довольно долго остается грубым и усаживается по фигуре, а еще сильно линяет. Но джинсы из сухого денима — самые правильные: они вытираются постепенно, адаптируясь под фигуру и походку конкретного человека. На материале образуется неповторимый рисунок.
Я долго считал, что для бренда очень важно иметь красивый и стильный магазин. Но оказалось, если ты делаешь хороший продукт, люди будут готовы ехать в твой крохотный ПВЗ на другой конец города, подниматься на четвертый этаж без лифта и толкаться в тесном помещении, чтобы померить понравившиеся джинсы.
Как и другие предприниматели из этого проекта, Владимир — участник программы «Сделано в Москве». Ее цель — помочь московским производителям увеличить свою узнаваемость. Для этого они могут использовать бесплатные инструменты продвижения: размещать свои товары на билбордах по всему городу и на онлайн-платформе «Сделано в Москве». Проект помогает предпринимателям попадать на профильные выставки (в том числе — дорогостоящие международные), маркеты и ярмарки. Наконец, «Сделано в Москве» рассказывает о брендах-участниках в своих социальных сетях, помогает с публикациями в СМИ. Этот текст — тому подтверждение.
руб. — годовой оборот двух брендов.
человек работают в штате компании.
лет — возрастной диапазон маленьких клиентов «Кубикса».
компаний — количество корпоративных клиентов «Кубикса» на 2024 год.
До 2020 года Инна Ходус руководила ивент-агентством, которое специализировалось на детских мероприятиях. Со стартом пандемии агентство перепрофилировалось на онлайн-ивенты: материалы для мастер-классов, костюмы и игрушки рассылали клиентом на дом. К производству собственных игрушек Инна, по ее словам, подступала долго: рынок казался ей сложным. Но кризис индустрии придал мотивации.
Сегодня компания Инны производит детские игрушки, но в удобном для взрослых формате коробочного продукта. Это наборы для детского творчества и игры-трансформеры в виде кубиков, которые можно объединять и комбинировать.
Всего за несколько лет игрушки MV.TOY появились на полках крупнейших детских магазинов страны: от «Детского мира» до Hamleys (в 2023 году международная сеть сменила название на «Винни»).
Через пару лет Инна решила освоить почти не занятую нишу персонализированных игрушек для корпоративных клиентов. Новое направление, «Кубикс», назвали в честь кубиков — самого узнаваемого продукта компании. Оно производит игрушки для сотрудников (точнее, их детей) «ВкусВилла», «Ламоды», «Мираторга», «Ташира», ENKA, «ЕвроХима».
Для меня важно, что все наши дизайнеры-конструкторы — мамы. Как профессионалы, они создают практичные и красивые продукты, а как мамы — заботятся о том, чтобы игрушки были удобны и безопасны для детей.
Рынок детских игрушек очень динамичный: то, что популярно у детей сейчас, через полгода уже неактуально. Но в эти игры мы стараемся не играть: наша задача — делать вневременные игрушки, которые отзывались бы и мальчикам, и девочкам, вне зависимости от сиюминутных трендов.
Наше первое название — «Мастерская волшебства» — было довольно длинным, партнеры привыкли называть нас просто «МВ». Когда мы стали делать игрушки, решили не мудрить и сразу назваться MV.TOY. По тому же принципу получился и «Кубикс»: на выставках нас видели и сразу говорили «О, кубики, мы их знаем».
«Сделано в Москве» для нас — как скоростной лифт наверх. Благодаря ему мы смогли принять участие в выставках, которые в силу наших скромных оборотов не могли бы себе позволить еще несколько лет. Одна только деловая поездка в Казахстан обошлась бы нам в 2 млн руб., а благодаря проекту она стала для нас бесплатной. Мы получили большое количество новых партнерств, для наших брендов это огромный буст.
номеров обставляет Archipélago для отеля.
руб. — оборот интерьерного направления.
человек — команда Archipélago.
человек — число сотрудников всех проектов Беляковой.
В 2015 году выпускница Миланского политехнического института Дарья Белякова открыла в Москве архитектурно-дизайнерское бюро Arch (e)type. На тот момент ей было 23 года. За несколько лет команда специалистов из Москвы, Токио и Лондона (там Дарья закончила школу Архитектурной ассоциации) создала проекты для McKinsey, Level Group и нескольких других крупных заказчиков.
По замыслу Беляковой, все спроектированные ими объекты нужно было обставлять только авторскими предметами дизайна: использовать копии или компиляции предпринимательница считает «этически неприемлемым».
Искать и ждать доставку дизайнерских объектов из Европы приходилось так же долго, как объяснять заказчикам, почему просто не заменить мебель аналогами из Китая. Тогда бюро стало разрабатывать предметы интерьера самостоятельно. Так в 2019 году появился Archipélago: бренд создает мебель и другие предметы дизайна в Москве и Санкт-Петербурге по проектам штатной команды и приглашенных художников.
Сегодня в основном портфеле предпринимательницы четыре бизнеса: бюро Arch(e)type и Archipélago, клуб для представителей архитектурной отрасли A–House, издательство A–Press. Оно выпускает бесплатную газету об архитектуре и дизайне, которая распространяется в проектах партнеров (например ресторанах Lucky Group и Lobby), а также в магазине «Сделано в Москве». В рамках проекта «Сделано в Москве» Archipélago и A–House удалось создать несколько коллабораций, в том числе c Human Development, Hutton Development и Ultima Яндекс Go. Осенью 2024 года бренд выставил свои товары в рамках форум-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030» от «Сделано в Москве».
Мы мыслим не коллекциями, а предметами. План запуска новых объектов никак не связан с сезонностью. Ставим в план только то, что считаем необходимым для ассортиментной матрицы.
Чтобы создать один стул, нам нужно от шести месяцев до года. Это прототипирование, эргономика, работа собственно над дизайном.
Что бы мы ни проектировали — отель, офис продаж, жилое пространство или студию йоги, — нам очень важно, чтобы это была целостная концепция, кастомизированный подход.
Многие предприниматели боятся государственных проектов, считая их не очень управляемыми, например, с точки зрения подачи материала или подхода к дизайну. Год назад мы тоже сомневались, стоит ли участвовать в проекте «Сделано в Москве», но доверились и очень рады.