Спецпроекты • Социальная реклама • 29 ноября 2023

Сделано в России: нейрокоммуникаторы, фитнес-оборудование, слуховые аппараты — три успешных экспортных кейса

Текст: Наталия Владимирова

Фото: Getty Images


Благодаря нацпроекту «Международная кооперация и экспорт» компании получают возможность принять участие в международных выставках за рубежом для поиска новых клиентов и расширения географии продаж, а также обучаются и сертифицируют продукцию. Рассказываем о трех интересных кейсах российских компаний, вышедших на международный рынок.

Что происходит с российским экспортом

Несмотря на все сложности и ограничения, с которыми столкнулись российские экспортеры, им удалось в целом устойчиво пройти 2022 год. По результатам исследования экспортного центра и компании «Яков и Партнеры», только 14% экспортеров отметили, что были вынуждены сократить производство.

Больше половины российских экспортеров заявили о том, что им удалось сохранить или нарастить выручку, при этом основными инструментами реагирования на изменение внешних условий стали переориентация экспорта на дружественные страны (52%) и увеличение продаж на внутренних рынках (47%).

Усилия экспортеров и рост цен на продукцию несырьевого экспорта позволили в 2022 году сохранить ННЭ в денежном выражении на уровне 2021 года. Многие экспортеры уже сейчас оптимистично смотрят в будущее: 70% из них ожидают роста экспортной выручки в размере 10–30% и более уже в ближайшие три года.

Благодаря национальному проекту «Международная кооперация и экспорт» отечественные производители получают государственную поддержку при выходе на международные рынки.

Региональные центры поддержки экспорта и торговые представительства России за рубежом помогают компаниям анализировать спрос на продукцию на конкретном рынке, проверять требования местного законодательства и, наконец, находить клиентов. Большая помощь для экспортеров — механизм финансирования их участия в международных выставках и деловых миссиях. Кроме того, государство помогает компаниям при сертификации и лицензировании их продукции, выделяет транспортные субсидии.

Для экспортеров работает цифровая платформа «Мой экспорт», которая позволяет им получать услуги в сфере внешнеэкономической деятельности в режиме «Одного окна» онлайн.

Цифровая платформа «Мой экспорт» в цифрах


$92 млрд

объем экспорта зарегистрированных на платформе экспортеров за 2022 год.

107

количество услуг на платформе. С момента ее запуска в ноябре 2020 года их число выросло в 7,5 раз.

Более 22 тыс.

услуг заказывают экспортеры на платформе в среднем за год.

Почти 57%

компаний обратились за услугой повторно за все время существования платформы.

Кейс «НейроЧат»: нейротренировки для каждого

Изначально «НейроЧат» задумывался как социальный проект — нейрокоммуникатор для тех, кто ограничен в возможностях и не может двигаться и говорить. Это люди после инсультов, травм головы, с серьезными неврологическими заболеваниями, ДЦП, «болезнью Хокинга» (БАС) и не только. «НейроЧат» широко используется по всей России для нейрокоммуникации и нейрореабилитации.

Но это не единственная зона применения разработки, которая создана российскими инженерами и программистами под руководством российского ученого и ведущего мирового специалиста по нейроинтерфейсам Александра Каплана.

Эта система нейротренинга позволяет развивать и тренировать когнитивные функции человека: внимание, память, скорость реакции, что особенно актуально для людей, работающих с большим объемом информации и для детей с гиперактивностью. Так что «НейроЧат» можно использовать для тренировок работников из разных отраслей. Еще одна новая ниша — нейромаркетинг: исследования мотивации и предпочтений покупателей. Сегодня «Нейротренд», разработчик «НейроЧата», — крупнейшая российская нейромаркетинговая компания, услугами которой пользуются «Яндекс», X5, НМЖК, «Рамблер», «Сбер» и российские телеканалы.

Благодаря нацпроекту «Международная кооперация и экспорт» компания получила возможность принять участие в международных выставках за рубежом для поиска новых клиентов и расширения географии продаж. Сейчас «НейроЧат» регистрирует патенты в Бразилии, ЮАР и Китае, а наши гарнитуры уже апробируют в Сингапуре. Также есть большой интерес со стороны Казахстана и других стран.

Кейс «Сендика Груп»: фитнес-клубы для женщин Востока

В 2002 году школьные подруги Елена Коростылева и Ирина Чирва, путешествуя по Европе, увидели необычный фитнес-клуб. В нем стояли тренажеры — тонусные столы, на них занимались посетительницы, мечтающие о красивой фигуре и здоровом теле. Девушки протестировали тренажеры на себе и поняли, что это отличная идея для бизнеса в России. Так появилась компания «Сендика Груп» и торговая марка «Тонус-клуб» (Tonus Club) — новый формат фитнес-клубов только для женщин.

Первый «Тонус-клуб» открылся в 2003 году в Санкт-Петербурге. В 2005-м начал работу первый клуб по франшизе в Сургуте. А в 2008-м Елена и Ирина поняли, что тренажеры для клубов нужно производить самим, чтобы не ждать неделями запчастей для ремонта.

В Узбекистане и Казахстане первые Tonus Club открылись по франшизе в 2012 и 2011 гг. В сентябре 2012 года появился первый клуб в Европе — на Кипре. А в 2021 году Tonus Club по франшизе начал работать в иракском Ирбиле. Чтобы открыть первый клуб на Ближнем Востоке, основательницы обратились за помощью в региональный Центр поддержки экспорта Санкт-Петербурга, где им помогли зарегистрировать товарный знак в Ираке.

Кроме того, благодаря мерам господдержки национального проекта «Международная кооперация и экспорт» компания вышла с тренажерами Made in Russia на рынок Кувейта. Заключить договор на поставку продукции в эту страну помогло размещение информации о тренажерах на маркетплейсе Alibaba.

С 2019 года «Сендика» активно принимает участие в выставках под брендом Made in Russia, в том числе четырежды выставлялась в Arab Health в Дубае. Компания смогла не только сэкономить на организации участия за счет мер господдержки, но и заключить несколько контрактов.

Сейчас доля экспорта в общей выручке компании — более 12%. В планах — открывать новые клубы в странах Ближнего Востока и развивать сеть в странах ближнего зарубежья.

Кто они — экспортеры года?

На выставке «Сделано в России — 2023», которая прошла в Москве 19–20 октября, состоялось награждение победителей Всероссийского конкурса «Экспортер года». Победителей и призеров в этом году назвали в 20 номинациях: шести основных (отдельно для малых и средних предпринимателей и отдельно для крупного бизнеса, всего 12) и пяти дополнительных номинациях (в зависимости от размера компании, всего восемь). На конкурс было подано 1,5 тыс. заявок, в финал вышли 112 компаний. В этом году появилась новая номинация для МСП — «Лучший экспортер в сфере электронной торговли». Первое место в ней занял индивидуальный предприниматель Соболев из Карелии, который специализируется на производстве и продаже сувенирных изделий из шунгита. Полный список победителей можно посмотреть на сайте РЭЦ.

Кейс «Исток-аудио»: суперкомпьютер для улучшения слуха

В подмосковном Фрязине почти 30 лет работает компания «Исток-Аудио», специалисты которой создают реабилитационное и медицинское оборудование для людей с ограниченными возможностями. Одно из таких устройств — «Руна». Это первый слуховой аппарат, полностью разработанный и созданный в России. По сути это миниатюрный суперкомпьютер, который можно настраивать и программировать под конкретного человека.

Внутри — универсальный микропроцессор, который в 2021 году разработали инженеры, конструкторы и программисты «Исток-Аудио». Это вычислительная платформа с набором алгоритмов, которые оценивают окружающую акустическую ситуацию и помогают человеку слышать. Например, автоматически переключить режим с «Речь в тишине» на «Речь в шуме», если вдруг в переговорной комнате включился вентилятор.

В России общий объем рынка слуховых аппаратов — 350 тыс. штук, из них 200 тыс. — доля импорта. Традиционно самыми сильными игроками на рынке слуховых аппаратов были компании из Дании, Германии и Швейцарии.

Группа компаний «Исток-Аудио» в среднем ежегодно продает 140 тыс. слуховых аппаратов как импортного, так и собственного производства, но производственные мощности позволяют производить 300 тыс., закрыв практически полностью нишу, образовавшуюся после ухода зарубежных компаний.

Кроме того, у компании есть собственные профессиональные сети центров слухопротезирования «Радуга звуков» и «Студия слуха», где людям с нарушением слуха оказывают услуги по тестированию слуха, подбору и точной компьютерной настройке слуховых аппаратов.

Меры господдержки национального проекта «Международная кооперация и экспорт» помогли компании выйти на рынок Казахстана и Узбекистана. Сегодня в Казахстане располагается 21 центр «Радуга Звуков», и еще два — в Узбекистане. Всего в трех странах работает более 300 центров «Радуга звуков» и «Студия слуха», ежегодно в них обращаются свыше 270 тыс. человек, более 1,5 млн человек пользуются слуховыми аппаратами производства «Исток-Аудио».

Где познакомиться с российскими экспортерами

Выставка-форум «Россия» на ВДНХ в Москве проходит с 4 ноября 2023 по 12 апреля 2024 года. В ней принимают участие все субъекты Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, корпорации и делегации зарубежных государств. На выставке демонстрируются лучшие достижения России в различных отраслях экономики, включая промышленность, энергетику, агропромышленный комплекс, транспорт, строительство, науку и культуру. На выставке широко представлены и компании-экспортеры из разных регионов.

Социальная реклама. АНО «Национальные приоритеты», ИНН 9704007633, erid: 5jtCeReNwy7uBLMS3UB4TW6