Спецпроекты • Партнерский материал • 19 июня 2023

Сделано в России:
меры поддержки российского экспорта

Автор: Наталия Владимирова


14–17 июня в Санкт-Петербурге проходил Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) — большое событие в мире экономики и бизнеса. Экспорт российской продукции как одно из важнейших направлений экономики стало одной из главных тем на ПМЭФ. В 2022 году российский товарный экспорт установил исторический рекорд — $591,5 млрд, профицит торговли товарами тоже оказался рекордным — $332,4 млрд. Во многом это стало возможно благодаря национальному проекту «Международная кооперация и экспорт». Рассказываем, как действует господдержка в этой области и какой сюрприз нацпроект приготовил для форума.

Стратегия экспорта

Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» реализуется с 2018 года. За прошедшие шесть лет он помог десяткам тысяч предпринимателей успешно развить торговое сотрудничество с иностранными партнерами.

Меры поддержки нацпроекта действуют в нескольких направлениях — как в финансовых, так и нефинансовых.

Механизм финансирования участия в международных выставках и деловых миссиях — один из самых популярных. Компании получают возможность организовать свой стенд, на котором представляют продукцию и ищут партнеров на новых рынках сбыта.

Кроме того, государство помогает компаниям при сертификации и лицензировании продукции. Каждая страна-импортер имеет свои запросы и требования, самую актуальную информацию о них можно получить в российских торгпредствах, Минпромторге России, Российском экспортном центре (РЭЦ) и «Агроэкспорте», а также региональных Центрах поддержки экспорта.


Национальный проект «Международная кооперация и экспорт»: цифры


> 55 тыс.

экспортеров в России.


82

региональных Центра поддержки экспорта действуют в субъектах России.


> 30 тыс.

экспортеров из 72 регионов России прошли семинары и курсы Школы экспорта РЭЦ за шесть лет.


В 10 раз

выросли продажи продуктов питания в российских демонстрационно-дегустационных павильонах агропромышленного комплекса за границей.

Онлайн-окно в экспорт

Экспортеры также имеют возможность получить все услуги, касающиеся экспорта, в режиме «одного окна» онлайн на цифровой платформе «Мой экспорт».

Проект призван поддержать экспортеров на всем жизненном цикле — от обучения экспортным навыкам и выбора экспортной стратегии до выхода на внешние рынки и наращивания экспортных поставок.

Сейчас на цифровой платформе «Мой экспорт» доступны более сотни сервисов по четырем направлениям: государственные услуги и меры поддержки, бизнес-сервисы и аналитика.

Самые популярные сервисы среди пользователей платформы — участие в международных выставках и ярмарках, товарно-страновой отчет со списком потенциальных покупателей, подбор маркетплейсов, оформление сертификата свободной продажи, а также компенсация части затрат на транспортировку продукции АПК и промышленной продукции.

На платформе «Мой экспорт» работает B2B-маркетплейс услуг «Профессионалы экспорта», где компании могут найти подрядчиков и решить свои задачи в сфере внешнеэкономической деятельности.


«Мой экспорт» в цифрах:


$92 млрд

— совокупный объем экспорта зарегистрированных на платформе экспортеров за 2022 год.


> 14,5 тыс.

— количество зарегистрированных пользователей платформы «Мой экспорт».


107

услуг доступно.


В 7,5 раз

увеличилось количество услуг с момента запуска платформы в 2020 году.


> 22 тыс.

услуг в среднем заказывают за год.


56,9%

компаний обратились за услугой повторно за все время существования платформы.


> 350

аккредитованных экспертов в области ВЭД было доступно на b2b-маркетплейс «Профессионалы экспорта») за все время существования платформы.

«Сделано в России» на ПМЭФ: Музы экспорта

Российский экспортный центр и Фонд «Росконгресс» реализуют программу «Сделано в России», куда входит система добровольной сертификации «Сделано в России» и поддержка национального бренда Made in Russia.

В этом году на стенде РЭЦ на ПМЭФ команда «Сделано в России» представит медиа-проект «Музы Экспорта».

Музы олицетворяют бизнес-направления экспорта России при поддержке Made in Russia. В рамках проекта созданы пять промо-образов Муз экспортных направлений: нефтехимическая отрасль, машиностроительная отрасль, агропромышленный комплекс, медицинская отрасль и IT-направление.

У каждого образа — свой уникальный костюм с принтом Made in Russia, кокошник и коммуникационная стратегия презентации образа, исходя из направления экспорта.

Если вы окажетесь на ПМЭФ, обязательно приходите на стенд РЭЦ и посмотрите на прекрасных муз — амбассадоров пяти крупнейших экспортных направлений России.