Спецпроекты • Партнерский материал • 4 сентября 2025

Когда стартап не эксперимент, а решение:
кейс MasterSky

Когда стартап не эксперимент, а решение: кейс MasterSky

Текст: Наталия Владимирова
Иллюстрации: Валентина Стахнова


В последние годы ИИ-аватары выходят за пределы нишевых проектов и становятся инструментами повседневной коммуникации, хотя совсем недавно это казалось чем-то фантастическим.

Один из первых цифровых помощников в человеческий рост появился в России благодаря Акселератору ВТБ, который работает в формате пилотирования технологических решений с открытого рынка в интересах подразделений банка. Нашелся стартап, который был готов создать физическое воплощение цифрового ИИ-ассистента и взять на себя софт и сборку железа.

Рассказываем о стартапе MasterSky Group — как им удалось сделать ИИ-киоск максимально похожим на человека и какой функционал команда заложила в проект цифрового помощника, работающего в отделении банка.

Вы, как и в прошлый раз, примерите на себя роль стартапа, который столкнулся с реальной проблемой, — и попытаетесь ее решить. А мы расскажем, как все было на самом деле и что по этому поводу думают эксперты из ВТБ.

В последние годы ИИ-аватары выходят за пределы нишевых проектов и становятся инструментами повседневной коммуникации, хотя совсем недавно это казалось чем-то фантастическим.

Один из первых цифровых помощников в человеческий рост появился в России благодаря Акселератору ВТБ, который работает в формате пилотирования технологических решений с открытого рынка в интересах подразделений банка. Нашелся стартап, который был готов создать физическое воплощение цифрового ИИ-ассистента и взять на себя софт и сборку железа.

Рассказываем о стартапе MasterSky Group — как им удалось сделать ИИ-киоск максимально похожим на человека и какой функционал команда заложила в проект цифрового помощника, работающего в отделении банка.

Вы, как и в прошлый раз, примерите на себя роль стартапа, который столкнулся с реальной проблемой, — и попытаетесь ее решить. А мы расскажем, как все было на самом деле и что по этому поводу думают эксперты из ВТБ.ф

Голос будущего: зачем бизнесу цифровые аватары

По оценкам Market Business Insights, объем рынка ИИ-аватаров к 2032 году может достигнуть $57,9 млрд. Они способны не просто симулировать диалог, а анализировать поведение клиентов, эмоции и персонализировать ответы, что делает их инструментом «цифровой эмпатии» в клиентском сервисе.

В последнее время ИИ-аватары все чаще «выходят» в реальный, физический мир. Такой инструмент найдет свое применение и в банке: зачастую человек приходит в отделение с запросом, который он может решить самостоятельно с помощью доступных инструментов банка, и тут голосовой ассистент как раз может ему ответить, подсказать. Таким образом, ИИ-киоск решает две задачи одновременно: сокращает пребывание клиента в отделении — экономит его время, а также снижает трудозатраты самого банка.

Цифровые помощники значительно упрощают пользовательский путь. Они автоматизируют рутинные задачи, предоставляют клиентам быструю поддержку и персонализируют опыт коммуникации с банком или корпорацией. В общем, делают все, чтобы взаимодействие человека с продуктами и услугами было более эффективным и удобным.

В России такой аватар есть у банка ВТБ — ее зовут Тамара.

Как это работает: голосовой запрос пользователя расшифровывается с помощью speech-to-text, затем LLM (большая языковая модель) обрабатывает запрос и генерирует ответ, который затем проходит через инструмент text-to-speech и озвучивается пользователю. Движения губ Тамары совпадают с произносимым текстом, ее мимика и жесты в режиме реального времени адаптируются к реакциям и поведению пользователя. И да, Тамара порадуется, если в конце сеанса общения пользователь поставит ей высокую оценку.

ВТБ решил протестировать бизнес-гипотезу об эффективности цифровых помощников при обслуживании клиентов в своих отделениях. «Нам также было важно оценить, насколько клиенты готовы использовать голосовое взаимодействие или предпочитают традиционный формат — через меню на экране. Мы предложили два сценария: обратиться к ассистенту голосом или выбрать нужный пункт вручную. Результаты показали, что большинство пользователей отдали предпочтение голосовой коммуникации», — рассказала Элина Малых, ведущий руководитель проектов Акселератора ВТБ.


Планируем, пилотируем

Разработкой программно-аппаратного решения занялась команда MasterSky. На рынке сейчас немного команд, которые владеют нужными компетенциями — и с точки зрения софта, и с точки зрения опыта сборки железа под нужды заказчика. Важной задачей, которая стояла перед будущим исполнителем, был экран в человеческий рост. «Не просто “телевизор”, а touch screen. Таких больших сенсорных панелей сегодня представлено немного. У MasterSky было оптимальное предложение — и в плане ценовой политики, и в плане работы с софтом», — рассказывает Элина Малых.

Стартапу предстояло разработать программно-аппаратное решение практически с нуля. Основные требования были следующие: во-первых, голосовой ассистент должен поддерживать формат непринужденного диалога (small talk), во-вторых — консультировать по базовым продуктам и услугам банка, в-третьих — записывать клиента на обслуживание в электронную очередь, с которой интегрирована Тамара.

В процессе пилота функциональность постепенно расширялась. Так, появилось предложение не только записывать клиента к специалисту, но и показывать, как пройти к нужному окну, — это особенно актуально для отделений со сложной навигацией.

Кроме того, в киоске появилась вторая камера, которая фиксирует пространство за устройством и транслирует изображение на экран в качестве фона. Таким образом, создается эффект присутствия, как будто Тамара находится в отделении банка прямо сейчас.

Элина Малых считает, что потенциал у решения большой, — чем больше задач банк переводит на Тамару, тем сильнее он разгружает сотрудников: «Ассистент — это в первую очередь помощник. Основная перспектива здесь — это обработка ассистентом сервисных операций без привлечения сотрудника отделения. Например, просмотр информации по счету,  закрытие счета/карты, ну и, конечно же, консультации по финансовым продуктам. Тамара экономит время как клиенту, так и сотрудникам отделения».


Тамара услышит? MasterSky — о реальных технических вызовах

В ходе реализации проекта команда столкнулась с серьезной проблемой: акустические условия. В отделениях банков бывает шумно — особенно вблизи банкоматов, из-за чего ассистенту становилось трудно корректно распознавать речь. Это влияло на точность ответов.

По словам Элины Малых, изначально заказчик делал акцент на том, что девайс будет стоять в отделении банка, поэтому киоску нужны были чувствительные микрофоны и «шумодавы».

«Команда стартапа тестировала микрофоны в лабораторных условиях — естественно, симулировали звуки общественного места и Тамара отлично считывала речь. Но во время тестирования уже в отделении банка цифровой помощник не справился с задачей: звуки рядом стоящих банкоматов негативно отражались на корректности распознавания речи клиента», — отмечает она.

Ситуацию осложняло то, что внешнее воплощение аватара не должно было быть похожим на стандартное терминальное устройство. Нужно было разработать формфактор и распределить «железо» внутри аппарата таким образом, чтобы ассистент выглядел сдержанно и минималистично. Это ограничивало возможности по размещению оборудования, включая микрофоны повышенного качества.

Цифровой помощник должен понимать клиента, при этом — быть привлекательным. Это нужно, чтобы пользователи проявили интерес к ИИ-ассистенту и их опыт был максимально положительным и запоминающимся.


Доверяй, но проверяй

В MasterSky отмечают, что для успеха такого проекта нельзя забывать о значимости тестирования. В работе с цифровыми аватарами цена ошибки крайне высока.

Пользовательский опыт формируется с первых секунд: если ответ окажется неполным, визуальный образ вызовет отторжение, а интерфейс будет непонятным — клиент с большой вероятностью откажется от дальнейшего взаимодействия. Именно поэтому тестирование приобретает особое значение: при разработке инновационных решений оно должно быть не формальным, а глубоко продуманным и ориентированным на реальное поведение аудитории.

Не рыбу, но удочку

Итак, пилотный проект завершен и ВТБ получил на выходе уникальный инструмент, направленный на повышение качества клиентского обслуживания.

«Проект стал для нас важным шагом вперед. Несмотря на то что голосовое взаимодействие — относительно новая практика для клиентов, мы увидели живой интерес и готовность к такому формату. Наш цифровой аватар показал, что способен быть не просто технологией, а настоящим помощником в обслуживании. У решения, безусловно, есть потенциал для трансформации клиентского опыта и масштабирования. Но промышленному внедрению будет предшествовать длительный период проверки различных бизнес-гипотез по использованию ИИ-киоска», — отметила Элина Малых.

Сейчас Тамара может поддержать любой диалог. Разработчики исключили возможность обсуждать с ней темы, которые абсолютно никак не связаны с финансами и банковскими услугами, но ассистент умеет выходить из разных спорных ситуаций. Например, если спросить ее, как приготовить борщ, она вежливо ответит, что она не специалист в этом вопросе, зато может с удовольствием проконсультировать по финансовым продуктам. Если клиент нагрубит ей, она вежливо переведет диалог в конструктивное русло. «Помощник нацелен на конкретный функционал и задачи, естественно, это заложено на уровне языковых моделей», — добавляет Элина Малых.

Благодаря совместному с ВТБ проекту MasterSky получил опыт конструирования уникального устройства и стал первопроходцем в этой отрасли. Компаний, которые делают под ключ голосовых ассистентов с физическим воплощением, в мире единицы.

Элина Малых считает, что во время пилота команда MasterSky здорово прокачалась с точки зрения софта: «У заказчиков были достаточно высокие требования к разработке. Мы многие вещи делали, переделывали и доделывали по нескольку раз, чтобы добиться определенного результата, и стартап сумел соответствовать всем нашим запросам».

«Для нас этот проект стал не просто интересным кейсом, а важной точкой роста. Мы приобрели практический опыт в высокотехнологичной сфере и получили сильную экспертизу в кооперации с крупной командой. Пришлось научиться взаимодействовать в гигантском коллективе с привлечением большого числа специалистов как с нашей стороны, так и со стороны банка.

Сейчас мы начали получать запросы на аналогичные устройства и увидели спрос на данную технологию. Мы планируем выпуск серии голосовых помощников. Так что Тамара стала основоположником целой линейки киосков-ассистентов», — заключили в MasterSky.

Больше информации о кейсах и потребностях банка в инновациях стартапы могут узнать в канале акселератора.

Реклама. Банк ВТБ (ПАО), ИНН 7702070139, erid: 2VtzqxNjFCX