18 апреля 2022 • Спецпроекты • Партнерский материал

Цифровизация малого и среднего бизнеса во время кризиса: пять ключевых принципов

Текст: Анастасия Михур

Иллюстрации: Александр Черепанов


Почти каждый владелец бизнеса рано или поздно задумывается о внедрении цифровых инструментов. Особенно это актуально для компаний, которые заняты в сфере производства, строительства, оптовых продаж и услуг для бизнеса. CRM с функциями планировщика, к примеру, помогает наладить коммуникацию внутри компании, автоматизировать рутинные задачи и выстроить понятную воронку продаж. Руководство получает возможность контролировать сроки выполнения поручений и анализировать важные показатели, а также быть уверенными в безопасности данных. Цифровизация позволяет быстро адаптироваться к переменам и, как следствие, делает компанию более устойчивой к кризисам.

Однако к процессу выбора и внедрения решения важно подойти с умом. Эксперты российской CRM-системы для малого бизнеса «Мегаплан» сформулировали пять ключевых принципов, которыми стоит руководствоваться представителям среднего и малого бизнеса, которые хотят оцифровать рабочие процессы быстро и выгодно.

1

Ищите возможности получить софинансирование

1

Ищите возможности получить софинансирование

Малый и средний бизнес сейчас могут рассчитывать на разного рода поддержку от корпораций или государства: получить как гранты на открытие своего дела, так и займы по сниженным ставкам, льготы на аренду и бесплатное обучение, скидки на различные полезные цифровые продукты. Предложения могут разниться в зависимости от региона, но есть и федеральные программы.

«Мегаплан» совместно с Российским фондом развития информационных технологий сейчас предоставляет скидку 50% на облачные тарифы малым и средним компаниям. Не тяните с покупкой: количество лицензий по акции ограничено.

Узнать подробнее

2

Учитывайте специфику бизнеса и рабочих этапов в компании

2

Учитывайте специфику бизнеса и рабочих этапов в компании

В зависимости от этапа развития и других факторов компании могут ставить перед CRM-системой разные задачи. Важную роль играет и отрасль. Строительной организации нужно построить цепочку поставок стройматериалов, небольшому производству — контролировать загрузку цехов и оборудования, оптовой компании — отслеживать складские остатки и вовремя пополнять ассортимент, а юридической фирме — наладить работу по нестандартным проектам.

Поэтому первым делом необходимо понять, какие процессы в конкретном бизнесе требуют оцифровки. Учитывать стоит не только текущее положение дел, но и долгосрочную стратегию компании. Если вы планируете переориентировать бизнес, лучше заранее подготовить для этого все необходимые инструменты.

Самостоятельно провести такой анализ может быть непросто — порой нужен экспертный взгляд со стороны. Поэтому производители CRM предлагают клиентам аудит бизнес-процессов перед этапом внедрения. Специалисты в бизнес-аналитике и IT помогут оптимизировать работу отделов, сформировать техническое задание на внедрение и выбрать оптимальную конфигурацию цифрового решения.

3

Потратьте время на полномасштабное внедрение

3

Потратьте время на полномасштабное внедрение

Задача цифровизации — сделать работу в компании удобнее и эффективнее. Но это не значит, что покупка CRM разом решит все задачи. Не нужно пускать цифровизацию на самотек. Руководителю стоит потратить немного времени, чтобы самому разобраться, а потом заказать комплексную настройку.

На этапе внедрения в CRM загружаются базы клиентов, подключаются сотрудники и распределяются права доступа. Во время настройки добавляются необходимые поля в карточки и формы отчетов, уточняются справочники и оцифровываются бизнес-процессы. От того, насколько успешно прошло внедрение, зависит дальнейшая отдача от выбранной CRM.

Например, подобная услуга от «Мегаплана» в среднем обходится в 6 тыс. руб. За эти деньги можно не только решить актуальные задачи, но и рассчитать предстоящие затраты и проработать воронку продаж.

4

Уделите внимание адаптации сотрудников

4

Уделите внимание адаптации сотрудников

Поначалу новые инструменты и правила работы могут встречать сопротивление со стороны сотрудников. Люди привыкают все делать «по старинке», поэтому важно донести до персонала все преимущества продукта и показать, что теперь процессы станут удобнее для них.

Чтобы сделать переход максимально комфортным, проведите обучение. В этом вам способны помочь поставщики решения. Например, у «Мегаплана» есть собственный учебный центр. Его сотрудники помогают адаптироваться к новому ПО и настроить CRM. Это помогает ускорить внедрение и начать использовать программу в краткие сроки, даже если команда до этого никогда не использовала подобные решения раньше.

5

Выбирайте решения, базирующиеся в России

5

Выбирайте решения, базирующиеся в России

Сейчас с российского рынка уходят многие зарубежные игроки. В том числе компании, предоставляющие инфраструктуру для ИТ-решений и сами эти решения. Как следствие, могут быть проблемы с оплатой и сбои у тех продуктов, которые базируются за пределами страны. Поэтому становится особенно важно, чтобы CRM-система, которую вы выбираете, располагалась полностью на российских серверах.

Отечественные решения застрахованы от риска покинуть рынок и будут пользоваться поддержкой государства. Благодаря этому цены на такое ПО могут не только не вырасти, но даже снизиться. Пока еще на «Мегаплан» переходят в два раза дешевле, но, как только будут достигнуты цели господдержки, программа закроется. Добавьте к сниженной стоимости техническую поддержку на русском языке и возможность в любой момент перейти на коробочное решение, которое не зависит от интернета, — получите полноценную замену западному ПО, даже более дешевую и удобную в использовании.

Во времена неопределенности может показаться, что оптимальное решение — это заморозить все проекты до лучших времен. Но, как показал опыт пандемического кризиса, это не должно касаться цифровизации. Грамотно подобранные ИТ-продукты, напротив, способны помочь пережить турбулентность с наименьшими потерями.