Спецпроект • 15 Января 2021
Перезагрузка московского метро с поездами «Москва-2020»
Автор: Дмитрий Шаров
Кажется, что поезда в московском метро одинаковые, но это не так. На Замоскворецкой, Калужско-Рижской и Люблинско-Дмитровской линиях ещё можно встретить самые массово выпущенные в XX веке «Номерные» вагоны, а на Сокольнической линии ходит ретро-поезд, стилизованный под вагоны типа А, с которых начинался Московский метрополитен. Кроме этого, есть тематические и именные поезда, такие как «Поезд Победы» и поезд «Великий русский артист Олег Табаков», а на Кольцевой и Калужско-Рижской линиях уже можно заметить самые современные поезда «Москва-2020», которые отражают, каким будет метро в будущем.
За последние 10 лет в московском метро запустили около 3500 новых вагонов. Доля поездов нового поколения уже составляет 63,5%, и она постоянно растёт. Так, за следующие 3 года планируется пустить на рельсы ещё более 1000 вагонов.
Средний возраст подвижного состава московского метро
22,5 лет
15 лет
10 лет
Московское метро молодеет быстрее всех в мире*
+ 4549 вагонов
+ 2030 вагонов
+ 1771 вагон
+ 918 вагонов
* с 2010 по 2023 год
Новое лицо Московского метрополитена — поезд «Москва-2020», который уже можно встретить на Кольцевой и Калужско-Рижской линиях. Новинку собирают на заводе в Мытищах, откуда выходили вагоны для московского метро с 1935 года.
Новый интерьер
В новых вагонах есть экраны с интерактивной схемой, на которой можно спланировать маршрут. Диагональ увеличили с 19 до 27 дюймов и заменили сенсор, который теперь реагирует быстрее и точнее.
Впервые в вагонах московского метро экраны не только на стенах, но и на потолке. Для информации о движении поезда и новостях столицы под потолком установили консольные LCD-мониторы — по четыре на каждый вагон. Также по сравнению с поездами предыдущего поколения «Москва», в обновлённом вагоне установили в пять раз больше USB-зарядок.
Чтобы гости города не пропустили свою станцию и не перепутали направление, в вагоне увеличили наддверные табло и добавили внешние боковые табло с названием следующей и конечной станций. Также для лучшей навигации светодиодная подсветка под сиденьями и над окнами обозначает цвет линии метро.
Ключевые преимущества поезда нового поколения
Обеззараживание воздуха и контроль температуры
40 — 48 USB-зарядок в вагоне
На 57% шире межвагонный проход
Дверные проёмы расширены до 1,6 метров
На 15% меньше шума по сравнению с предыдущими поездами
Новый дизайн
Боковые табло
Экраны 27 дюймов с интерактивной схемой
4 LCD-монитора на потолке
Экстерьер из Италии
Внешний вид нового поезда выбирали москвичи, а дизайн итогового варианта разработали совместно с дизайн-бюро ItalDesign, которое сотрудничает с Audi, Airbus, McLaren и Lamborghini.
Новые фары, сделанные из современных светодиодов с линзами, в тоннеле освещают путь на 300 метров, а при въезде на станцию и встрече с другим поездом автоматически снижают яркость, чтобы не слепить пассажиров и машинистов.
Чтобы посадка в поезд не была стрессом для пассажиров, в новых вагонах увеличили дверной проём до 1,6 метра. Сами двери сделали сдвижными вместо прислонно-сдвижных, а в створки добавили светодиодные полосы, которые предупреждают пассажиров о закрытии, и систему противозажатия людей и багажа.
Новая кабина машиниста
Инновации в «Москве-2020» не ограничились футуристичным дизайном и удобствами для пассажиров. Теперь в кабину машиниста можно попасть по индивидуальной карте доступа. Она же пригодится для запуска системы управления. В предыдущей модели поезда для этого использовался пароль. Для комфорта машиниста есть автоматическая шторка для защиты от солнца и охладитель напитков.
Изменился и пульт машиниста, теперь в нём почти в два раза меньше кнопок, а управлять основными функциями при этом стало гораздо удобнее за счёт широких сенсорных экранов. Для удобства машиниста в кабине стоит эргономичное кресло с подогревом, в котором можно настроить высоту, положение подлокотников, спинки и поясничной опоры, а также три режима системы подрессоривания.
Новые стандарты безопасности
Для безопасности в вагоне нового поезда установили по восемь камер с функцией записи аудио, которые передают информацию в Единый диспетчерский центр для быстрого реагирования на нестандартные ситуации. А для комфорта стоячих пассажиров на полу покрытие с защитой от скольжения и новая система поручней, до которой можно дотянуться из любой точки салона.
В каждом вагоне нового поезда стоят две климатические установки, которые, помимо того что следят за температурой в салоне, очищают от вирусов и бактерий по 3300 кубических метра воздуха в час.
Кабина машиниста адаптирована к системе «Антисон», которая постоянно в режиме онлайн контролирует состояние машиниста во время движения поезда. Ещё здесь есть визуальное и звуковое информирование о неисправностях состава, четыре камеры наблюдения и автоматическая блокировка дверей на скорости более 15 км/ч.
Сравнение поезда «Москва-2020» и зарубежных аналогов*
Ширина дверного проема
Вместимость
Система раннего обнаружения дыма
Интерактивные дисплеи для навигации
* В сравнении с Siemens Inspiro, Alstom S9000, Hyundai Rotem H10, CAF M300