Спецпроект • 15 Января 2021

Перезагрузка московского метро с поездами «Москва-2020»

Автор: Дмитрий Шаров


Кажется, что поезда в московском метро одинаковые, но это не так. На Замоскворецкой, Калужско-Рижской и Люблинско-Дмитровской линиях ещё можно встретить самые массово выпущенные в XX веке «Номерные» вагоны, а на Сокольнической линии ходит ретро-поезд, стилизованный под вагоны типа А, с которых начинался Московский метрополитен. Кроме этого, есть тематические и именные поезда, такие как «Поезд Победы» и поезд «Великий русский артист Олег Табаков», а на Кольцевой и Калужско-Рижской линиях уже можно заметить самые современные поезда «Москва-2020», которые отражают, каким будет метро в будущем.

За последние 10 лет в московском метро запустили около 3500 новых вагонов. Доля поездов нового поколения уже составляет 63,5%, и она постоянно растёт. Так, за следующие 3 года планируется пустить на рельсы ещё более 1000 вагонов.

Средний возраст подвижного состава московского метро


2000 год

22,5 лет


2020 год

15 лет


2023 год

10 лет

Московское метро молодеет быстрее всех в мире*


Москва

+ 4549 вагонов


Гонконг

+ 2030 вагонов


Лондон

+ 1771 вагон


Нью-Йорк

+ 918 вагонов

* с 2010 по 2023 год

Новое лицо Московского метрополитена — поезд «Москва-2020», который уже можно встретить на Кольцевой и Калужско-Рижской линиях. Новинку собирают на заводе в Мытищах, откуда выходили вагоны для московского метро с 1935 года.

Новый интерьер

В новых вагонах есть экраны с интерактивной схемой, на которой можно спланировать маршрут. Диагональ увеличили с 19 до 27 дюймов и заменили сенсор, который теперь реагирует быстрее и точнее.

Впервые в вагонах московского метро экраны не только на стенах, но и на потолке. Для информации о движении поезда и новостях столицы под потолком установили консольные LCD-мониторы — по четыре на каждый вагон. Также по сравнению с поездами предыдущего поколения «Москва», в обновлённом вагоне установили в пять раз больше USB-зарядок.

Чтобы гости города не пропустили свою станцию и не перепутали направление, в вагоне увеличили наддверные табло и добавили внешние боковые табло с названием следующей и конечной станций. Также для лучшей навигации светодиодная подсветка под сиденьями и над окнами обозначает цвет линии метро.

Ключевые преимущества поезда нового поколения

Обеззараживание воздуха и контроль температуры

40 — 48 USB-зарядок в вагоне

На 57% шире межвагонный проход

Дверные проёмы расширены до 1,6 метров

На 15% меньше шума по сравнению с предыдущими поездами

Новый дизайн

Боковые табло

Экраны 27 дюймов с интерактивной схемой

4 LCD-монитора на потолке

Экстерьер из Италии

Внешний вид нового поезда выбирали москвичи, а дизайн итогового варианта разработали совместно с дизайн-бюро ItalDesign, которое сотрудничает с Audi, Airbus, McLaren и Lamborghini.

Новые фары, сделанные из современных светодиодов с линзами, в тоннеле освещают путь на 300 метров, а при въезде на станцию и встрече с другим поездом автоматически снижают яркость, чтобы не слепить пассажиров и машинистов.

Чтобы посадка в поезд не была стрессом для пассажиров, в новых вагонах увеличили дверной проём до 1,6 метра. Сами двери сделали сдвижными вместо прислонно-сдвижных, а в створки добавили светодиодные полосы, которые предупреждают пассажиров о закрытии, и систему противозажатия людей и багажа.

Новая кабина машиниста

Инновации в «Москве-2020» не ограничились футуристичным дизайном и удобствами для пассажиров. Теперь в кабину машиниста можно попасть по индивидуальной карте доступа. Она же пригодится для запуска системы управления. В предыдущей модели поезда для этого использовался пароль. Для комфорта машиниста есть автоматическая шторка для защиты от солнца и охладитель напитков.

Изменился и пульт машиниста, теперь в нём почти в два раза меньше кнопок, а управлять основными функциями при этом стало гораздо удобнее за счёт широких сенсорных экранов. Для удобства машиниста в кабине стоит эргономичное кресло с подогревом, в котором можно настроить высоту, положение подлокотников, спинки и поясничной опоры, а также три режима системы подрессоривания.

Новые стандарты безопасности

Для безопасности в вагоне нового поезда установили по восемь камер с функцией записи аудио, которые передают информацию в Единый диспетчерский центр для быстрого реагирования на нестандартные ситуации. А для комфорта стоячих пассажиров на полу покрытие с защитой от скольжения и новая система поручней, до которой можно дотянуться из любой точки салона.

В каждом вагоне нового поезда стоят две климатические установки, которые, помимо того что следят за температурой в салоне, очищают от вирусов и бактерий по 3300 кубических метра воздуха в час.

Кабина машиниста адаптирована к системе «Антисон», которая постоянно в режиме онлайн контролирует состояние машиниста во время движения поезда. Ещё здесь есть визуальное и звуковое информирование о неисправностях состава, четыре камеры наблюдения и автоматическая блокировка дверей на скорости более 15 км/ч.

Сравнение поезда «Москва-2020» и зарубежных аналогов*


> до 23%

Ширина дверного проема


> до 58%

Вместимость


Система раннего обнаружения дыма


Интерактивные дисплеи для навигации

* В сравнении с Siemens Inspiro, Alstom S9000, Hyundai Rotem H10, CAF M300