ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ 23 марта
Пока весь мир уходит в онлайн: как Пелевин и Харари могут помочь вашему бизнесу
Текст
Сергей Сдобнов
По всему миру закрываются музеи, отменяют публичные мероприятия, потребление уходит в онлайн. Из-за коронавируса многие компании уже потеряли деньги — и будут терять дальше. В этой ситуации можно потратить часть освободившегося времени, чтобы посмотреть на свое дело как бы со стороны и узнать, готов ли ваш бизнес к переменам. Чтение уже поменялось, и теперь хорошие книги, которые могут мотивировать в работе и бизнесе можно слушать. Сервис Storytel в связи с вынужденной самоизоляцией на фоне распространения коронавируса на 30 дней открыл новым пользователям бесплатный доступ к своим аудиокнигам и сериалам. Вместе с ним мы предлагаем десять эпизодов из важных художественных и нон-фикшн книг, которые помогут решать ежедневные рабочие задачи, слышать свою аудиторию и придумывать идеи, которые будут работать завтра.
Ловец постсоветских душ, Виктор Пелевин в своей самой известной книге проговаривает много рекламных секретов, заворачивая каждый в новую «марку». Иногда он прямо подсказывает будущим бизнесменам, что торговать стоит не вещами, а желаниями. Кто смог уловить образ счастья какого-то поколения — тот и выиграл:
«Лет десять назад новая пара кроссовок, привезенная дальним родственником из-за бугра, становилась точкой отсчета нового периода в жизни, — рисунок подошвы был подобием узора на ладони, по которому можно было предсказать будущее на год вперед. Счастье, которое можно было извлечь из такого приобретения, было безмерным. Теперь, чтобы заслужить право на такой же его объем, надо было купить как минимум джип, а то и дом. На это у Татарского денег не было, и он не ожидал, что они в обозримом будущем появятся. Кроссовок, правда, можно было купить вагон, но они больше не радовали душу. Наморщив лоб, Татарский несколько секунд вспоминал, как этот феномен назывался на профессиональной фене, а вспомнив, достал книжечку и открыл ее на букву «Н», где была «недвижимость»:
Инфляция счастья, — торопливо застрочил он, надо платить за те же его объемы больше денег. Использовать при рекламе недвижимости».
Слушать книгу на StorytelМир давно уже разделился на любителей и ругателей поп-философа Юваля Ноя Харари, который может прокомментировать буквально все. В одном из уроков для будущего он разрушает авторитет взрослых. Если ваш бизнес планирует захватить мир недалекого будущего, следите за подростками:
«Лучший совет, который я могу дать пятнадцатилетнему подростку из морально устаревшей школы где-нибудь в Мексике, Индии или Алабаме, звучит так: не слишком полагайтесь на взрослых. Большинство из них желают вам добра, но они просто не понимают этот мир. В прошлом было относительно безопасно подражать взрослым, потому что они очень хорошо знали жизнь, а мир менялся медленно. Но в XXI веке все изменится. Из-за постоянно растущих темпов перемен вы не сможете с уверенностью определить, что передают вам взрослые: мудрость, неподвластную времени, или устаревшие предрассудки».
Слушать книгу на StorytelБазовый навык в любом деле — выживание. Иногда мы так увлечены работой, что не замечаем, как вокруг нас что-то происходит. Самый грозный рекрутер рунета предлагает периодически поднимать голову от смартфона и оценивать ситуацию в офисе.
«5 признаков того, что вас скоро уволят:
1) вас перестают звать на важные корпоративные совещания и перестают включать в корпоративную почту;
2) руководство требует от вас составления большого количества отчетов, которых не требовало раньше;
3) ваши подчиненные начинают советоваться и принимать решения через вашу голову вместе с другим руководителем;
4) вы входите в комнату отдыха, столовую, какое-то иное помещение, и все внезапно замолкают;
5) вы в целом чувствуете большое напряжение, понимаете, что «что-то идет не так».
Если, оглядываясь назад, вы обнаруживаете первые четыре признака, верьте себе — внутренний голос вас не обманывает, и в ближайшее время вас собираются либо увольнять, либо перемещать на позицию ниже. Очевидно, по какой-то причине ваше начальство считает, что вы больше не справляетесь со своей работой… Как показывает опыт «Антирабства», любой комбинации из трех любых причин достаточно для того, чтобы начать вплотную заниматься ситуацией. Обычно при таком раскладе у человека остается 2—3 месяца до разговора про увольнение».
Слушать книгу на StorytelФинансист Андрей Мовчан чаще всего критикует то, как устроена экономика и культурная политика в России. В одном из своих текстов он намекает, что социальный капитал долгого бизнеса — доверие клиентов, а образ бизнесмена в России давно пора менять:
«Для большинства граждан России бизнесмен — это или бандит с рынка, или олигарх, или госменеджер.<…>Мы убивали тех, кто хотел рыночной экономики, в Гражданскую войну, потом репрессировали всех, кто имел свое мнение, потом давили тех, кто высовывался, исключая их из комсомола и партии и выгоняя с работы, назначая их начальниками послушных исполнителей. Мы создали огромное государство чиновников, а когда оно развалилось, наиболее предприимчивые из них перехватили власть и за 26 лет существования нового государства привели его обратно в состояние, в котором оно было в момент обрушения, но только с рыночной экономикой, — такая же чудовищная огромная бюрократическая насадка и государство, которое лезет во все, включая постель и карман. Сам бизнес, существующий в России, рожден той же самой системой — и в ней (и в нем) успешнее те, кто соблюдает ее правила. В России бизнесмены значительно меньше жертвуют на благотворительность, значительно реже следуют своему слову, значительно меньше соблюдают стандарты качества, значительно меньше склонны работать самостоятельно и больше склонны работать с государством, под государством и на государство, значительно сильнее склонны воровать, и так далее.»
Слушать книгу на StorytelИльяхов — евангелист бережного отношения к другим людям — приводит пример, как думать о том, чтобы на ваши письма быстрее и эффективнее отвечали:
«У деловой переписки есть стандарты! В компаниях действительно есть стандарты делового общения: формы отчетов, устоявшиеся обороты и профессиональный язык. Мы не претендуем на то, чтобы переписать правила. Наоборот: если есть стандарты, которые помогают вам писать быстрее, это отлично. Но о правилах нужно кое-что знать.
Не все правила, которые приняты внутри компании, сработают за ее пределами. Внутренний сленг, привычка ставить полкомпании в копию и вечное FIY — это уже темы анекдотов среди людей, которые работают с корпорациями. Они называют таких «офисные сурикаты». Угадайте почему. То, что удобно одному человеку, не всегда удобно получателю. Например, идет длинная переписка с клиентом. Менеджер решает подключить технического специалиста. Он нажимает «Переслать», пишет «См. переписку», нажимает «Отправить». Это очень удобно менеджеру. А специалисту теперь придется читать все письма, разбираться в бесконечной череде «уважаемых коллег» и «доводим до вашего сведения». Менеджеру удобно, а техническому специалисту — нет. Менеджер мог бы подготовить выдержку из переписки или переслать только нужный фрагмент с вопросом, и тогда специалисту было бы удобно. Повлияло бы это на исполнение работы? А черт его знает. Скорее всего, нет: технический специалист ведь обязан отвечать на такие письма. Материться и отвечать».
Слушать книгу на StorytelОдин из главных критиков общества потребления и современного искусства невольно показывает, что бизнес будущего будет работать не с тем, как сделать клиентов идеальными, а с тем, как оставить им право на ошибку и на человеческие недостатки:
«Вознесение человеческих страданий в небеса медиа и в ментальное пространство рекламы сопровождается вторжением в политический и социологический метадискурс. Это означает, что политика и социология сталкиваются со своей собственной нищетой. Таким образом, они все вместе скрепляют пакт с социальной нищетой на основе сострадания, то есть его распределения. Социологи начинают выражаться языком несчастья, а несчастные начинают выражать себя социологически. Таким образом, мы оказываемся в ситуации прославления своих недостатков, своих несчастий».
Слушать книгу на StorytelБакман предлагает посмотреть на пространство вашего бизнеса не только как на место для товаров и услуг, но и как на территорию для эмоций ваших клиентов. Присмотритесь, чем занимаются люди, когда бывают в магазинах, что их волнует:
«Жизнь — она во многом про выбор того, за что стоит сражаться. <…> Имей в виду: нигде это не проявляется с такой очевидностью, как в ИКЕА. Чтобы услышать столько же семейных скандалов, сколько их происходит в отделе покрывал ИКЕА в среднестатистический вторник, потребуется ввалиться часа в три ночи в кемпинг где-нибудь в горах Емтланда после двух недель проливного дождя и принятой на грудь упаковки пива „Софиеру“. Потому что нынче люди подходят к домашнему интерьеру со звериной серьезностью. Это стало у нас чем-то вроде национального спорта — искать символические смыслы в отделе „Кухни и бытовая техника“. „Он хочет с матовым стеклом! Значит, ему б-е-з-р-а-з-л-и-ч-н-ы мои ЧУВСТВА!“ „Аааа! Она хочет комод с березовым шпоном. Представляешь? С березовым! Иногда мне кажется, что я живу с совершенно чужим человеком!“ <…> На протяжении всей мировой истории никто не устраивал скандал в ИКЕА по поводу собственно ИКЕА. Что ни говори, но когда пара, десять лет состоящая в браке, ходит по складу самообслуживания, награждая друг друга такими эпитетами, какие сильно пьющие комиссары полиции из кино приберегают для уроженок Восточной Европы, занятых в сфере эскорт-услуг, — это открывает глаза на многие вещи. И лишь в последнюю очередь — на дверцы кухонных шкафчиков. Поэтому, когда будешь, озираясь, стоять в „Гардеробах и системах для хранения“, плюнь на мебель. Подумай о другом: тебе удалось найти того, кто готов хранить свое барахло в одном шкафу с твоим».
Слушать книгу на StorytelОснователь империи кроссовок рассказывает, как его жизнь полностью слилась с бизнесом. Он сам бегал в кроссовках, которые продавал, и тем самым показывал, что его бизнес доверяет сам себе. На своем примере основатель Nike изменил общественное представление о том, зачем нужны кроссовки:
«На самом деле в 1965 году бег даже не считался спортом. Он не был популярен, не был он и непопулярным, — просто был. На пробежки на три мили смотрели как на выходки чудаков, занимавшихся бегом предположительно для того, чтобы сжечь маниакальную энергию. О таких вещах, как бег ради удовольствия, бег как разновидность физических упражнений, бег для того, чтобы вырабатывать гормоны радости, бег ради того, чтобы жить лучше и дольше, никто не слышал. Люди часто из кожи вон лезли, чтобы поиздеваться над бегунами. Водители притормаживали и сигналили. „Найди себе лошадь!“ — кричали они вслед бегущему, выливая ему на голову банку пива или газировки. Джонсон много раз оказывался весь в пепси, мокрым до нитки. Он хотел изменить все это. Хотел помочь всем угнетенным бегунам мира, хотел предать их гласности, хотел, чтобы общество приняло их в свои объятия. Так что, возможно, он все‑таки был социальным работником. Он просто хотел общаться исключительно с бегающими людьми. И самое главное — Джонсон хотел, занимаясь этим делом, зарабатывать на жизнь, что в 1965-м было почти невозможно. Во мне, в „Блю Риббон“, как ему показалось, он нашел способ».
Слушать книгу на StorytelОдин из вариантов бизнеса — монетизация подзабытых изобретений. Научный журналист Тим Скоренко рассказывает, что кислородные коктейли изобрели в Советском союзе, но:
«В 1990-х годах с развалом СССР производство и употребление кислородных коктейлей практически сошло на нет и начало возрождаться лишь десятилетием спустя скорее в развлекательных, нежели в медицинских целях. Тем не менее в 2005—2006 гг. Медицинский центр здоровья детей РАМН провёл комплексное исследование методов энтеральной оксигенации, связанных с употреблением кислородных коктейлей. В заключении был сделан вывод, что такой метод не подходит для лечения болезней, требующих активных поставок большого количества кислорода, но для улучшения метаболизма и сна, снятия усталости, стимуляции дыхательной и кровеносной систем кислородные коктейли вполне годятся. Сегодня можно купить домашний кислородный концентратор (как российский, так и зарубежного производства) и готовить кислородные коктейли дома. Можно даже сделать бизнес в этой области, коктейли очень популярны в парках развлечений и на массовых мероприятиях, потому что даже при очень скромном медицинском эффекте они просто вкусные».
Слушать книгу на StorytelВ израильской литературе за абсурд в последнее время отвечает Эдгар Керет, известный в России в переводе Линор Горалик. Один из его рассказов построен на предположении, что может произойти, если начальник большой компании не будет слышать своих подчиненных:
«У них в меню нет просто гамбургеров, и Джереми, соблюдающий кашрут, просит чизбургер без сыра. Менеджер смены не спорит. Многие клиенты уже обращались к ней с такой просьбой. Столь многие, что она испытала потребность подробно изложить ситуацию в серии мейлов, адресованных гендиректору сети „Чизус Крайст“, сидящему в Атланте. Она попросила гендиректора добавить в меню возможность заказа обыкновенного гамбургера. „Многие люди просят меня об этом, и сейчас им приходится заказывать чизбургер без сыра. Это сложный и несколько постыдный вариант. Постыдный для меня и, если мне будет позволено это сказать, постыдный для сети в целом. Я от этого чувствую себя бюрократкой, а клиенты предполагают, что мы — неповоротливое заведение, которым они вынуждены манипулировать, чтобы получить желаемое“. Гендиректор не ответил ей на мейлы, и этот факт казался ей еще постыднее и унизительнее, чем все заказы чизбургеров без сыра. Когда лояльный сотрудник обращается к работодателю и делится с ним проблемой, тем более профессиональной проблемой, непосредственно связанной с местом работы, минимум того, что обязан сделать работодатель, — признать существование подчиненного. Гендиректор мог написать, что проблема на рассмотрении или что он ценит ее заботу, но, увы, не может изменить меню, или еще миллион отмазок. Но нет. Он не написал ничего».
Слушать книгу на StorytelВо многом советы, которые мы собрали в этой подборке, говорят нам, как важно наблюдать за изменениями вокруг и внутри себя. Пока всем рекомендуют сидеть дома, наш опыт во многом станет онлайновым. Один из виртуальных миров для осознанного бегства — аудиокниги. Используйте свое время продуктивно и будьте здоровы.
Storytel — это сервис с большой коллекцией аудиокниг на русском и английском языке в профессиональной озвучке. В онлайн-библиотеке вы найдете практически все жанры: от классики и нон-фикшена до лекций, стендапов и подкастов. Открывайте новое всегда и везде: во время тренировки, готовки еды, дороги на работу и обратно, в самолете, перед сном — и когда угодно еще.
Фото: Bravo/GettyImages