Спецпроекты • 1 ноября 2022 • Партнерский материал
От тулшеринга до удаленной диагностики заболеваний: как Москва помогает стартапам встать на ноги, отрастить крылья и «взлететь»
От тулшеринга до удаленной диагностики заболеваний: как Москва помогает стартапам встать на ноги, отрастить крылья и «взлететь»
Автор: Дмитрий Ишков
Иллюстратор: Любовь Дронова
Платформа тулшеринга, на которой можно меняться строительными инструментами, или система, оценивающая состояние водителя и его поведение за рулем. Виртуальная одежда и биопестициды, которые не вредят природе и человеку. Все это не просто идеи, которые когда-нибудь хочется реализовать энтузиастам из техносреды. Это уже запущенные российские проекты, приносящие пользу людям, бизнесу, государству, а иногда и всему миру. Научными разработками в столице занимаются несколько тысяч стартапов, и для развития их проектов нужны условия: обучение, тестирование технологий и взаимодействие с потенциальными клиентами и партнерами. Акселераторы, технохабы, программы для тестирования технологий, международные проекты и другие меры поддержки — все это создает «питательную» среду для появления инноваций и комьюнити, участники которого обмениваются своими идеями и опытом. И в Москве такая среда есть.
Рассказываем, какие проекты появились и развились под крылом Агентства инноваций Москвы.
Шеринг вещей появился в ответ на избыточное потребление — люди покупают товар для разового использования, а потом он годами лежит без дела. Часто так происходит со строительными инструментами, которые требуются лишь изредка, чтобы прикрутить полку или починить трубу в ванной. Так Евгению Гаффарову пришла идея создать платформу тулшеринга YouTool, где можно сдать в аренду или арендовать любой инструмент.
Сервис запустился летом 2021 года сразу в нескольких городах, а уже в начале 2022-го Евгений узнал о новом наборе в программу StartHub.Moscow. В тот момент команде нужно было поднять инвестиции для масштабирования в Москве, посоветоваться с экспертами, завести новые партнерства.
Евгений Гаффаров, основатель и директор YouTool
«Программа помогла по-новому взглянуть на многие вещи: у нас были даже сессии с психологом и семинары по ораторскому мастерству от топовых специалистов. Команда StartHub.Moscow дала нам мощную поддержку — не только советы, но и нужные контакты, которые в итоге превратились в реальные договоры и коллаборации».
За время акселератора YouTool закрыли инвестиционный раунд и сейчас готовятся к запуску 40 бесконтактных витрин по аренде инструмента в Москве. Компания подписала договор с сетью супермаркетов «Лента» и запустила коллаборации с четырьмя стартапами.
Инжиниринговую компанию «Велес» новичком не назовешь: команда работает на рынке с 2016 года и за это время приобрела репутацию одного из ведущих разработчиков в сфере электрооборудования и технологий «умной среды»: «умного» города, предприятия и дома. Но когда Валерий Игнатьев узнал о программе StartHub.Moscow, решил принять в ней участие.
Валерий Игнатьев, генеральный директор компании «Велес»
«Высокая нагрузка, дефицит ресурсов, нехватка времени — все это погружает тебя в операционку и не позволяет направить внимание на кратный рост продаж. StartHub.Moscow дал нам такую возможность: во-первых, мы представили продукт столичным департаментам и крупным корпорациям, во-вторых, подтянули профессиональные навыки команды. В этом нам помогли консультации от трекеров и экспертов по продажам и созданию инвестпредложений. Это уже дало результаты, которые превзошли наши ожидания.
Программа помогла перевыполнить план продаж на ближайшие полгода в шесть-восемь раз и выйти на новых клиентов — «РЖД», «Россети», ЖКХ города Москвы. Сейчас в рамках пилотного проекта мы осуществляем поставки для «Пермэнерго», подготавливаем документы для предприятия «Горсвет» города Якутска и Северо-Восточной железной дороги — филиала «РЖД». Особое внимание уделяем подготовке к процедуре привлечения инвестиций от госкорпораций и частного сектора».
В ближайших планах «Велеса» — доработать свои продукты в сферах умной среды и монтажа электрооборудования, выйти на новых покупателей, повысить объемы продаж, увеличить выручку и начать подготовку к выходу за рубеж. Кроме того, компания готовится к пилотным поставкам продукции для столичных департаментов и филиалов госкорпораций: «Ростелекома», «Росатома», «Ростеха» и других.
Усталость и снижение внимания за рулем — одни из самых частых причин ДТП. Чтобы распознавать критические ситуации и заранее предупреждать об опасности, IT-компания «КСОР» разработала систему мониторинга состояния водителя «Антисон». С помощью самообучающихся нейронных сетей видеокамера определяет потенциально опасные ситуации (усталость, сон, отвлечение внимания) и подает звуковой и световой сигнал, тем самым предотвращая ДТП.
Информация об инциденте передается в интеллектуальный центр мониторинга и обработки данных, где проходит дополнительную валидацию и далее хранится и накапливается. В нем можно настроить фильтрацию событий и отчетности, получить данные по каждому инциденту за определенный период. На сегодняшний день применение системы «Антисон» больше распространено в транспортной отрасли, но также может использоваться в бизнес-направлениях, где происходят процессы под наблюдением и управлением человека, требующие концентрации и внимания, например в ситуационных и мониторинговых центрах опасных предприятий.
С момента основания в 2014 году компания «КСОР» выросла из стартапа до лидера рынка по количеству установленных устройств и сейчас работает как с крупным бизнесом, так и с государственными структурами. Масштабирование потребовало перезапуска всех процессов. Кроме того, компания нуждалась в расширении нетворкинга и экспертных рекомендациях. За всем этим «КСОР» пришла в StartHub.Moscow.
Станислав Шмелев, директор по связям с органами власти IT-компании «КСОР»
«Городские программы поддержки отличаются от работы, например, с частными инвесторами в первую очередь тем, что здесь ты получаешь очень широкий нетворкинг: общение с коллегами, трекерами, крупными компаниями, государственными институтами.
В результате мы получили много ценных идей по доработке продукта — гораздо больше, чем ожидали. Также нам очень помогли трекеры. У них были не просто абстрактные советы в формате «Ребята, вот тут нужно поправить», они копали и искали реально работающие решения».
Сейчас «КСОР» использует полученный на программе опыт для перестройки внутренних бизнес-процессов. Параллельно компания работает над новыми возможностями собственной цифровой платформы — интеллектуального центра мониторинга, где хранится и анализируется информация со всех установленных устройств системы «Антисон».
Инициативу по созданию возможностей для технологических компаний берет на себя город. Агентство инноваций Москвы, объединив под крышей технохаба на «Красном Октябре» сотни стартапов и тысячи людей, увлеченных инновациями, создает программы, отвечающие самым разным требованиям и запросам бизнеса. Важно, что предприниматели могут проходить их последовательно, исходя из текущих целей: от поиска новых клиентов и привлечения инвестиций до работы с корпоратами и выхода за рубеж.
Бесплатная программа StartHub.Moscow была запущена в Москве в 2021 году. Она включает в себя интенсивное обучение, поддержку менторов, трекинг, нетворкинг, а также тематические мероприятия с корпорациями и инвесторами. В финале стартапы защищают свои продукты и стратегии перед инвесторами — это возможность получить финансирование на развитие бизнеса. Так, за первый год существования программы ее участники привлекли в сумме более 1 млрд руб.
В отличие от StartHub.Moscow, куда может податься стартап на любой стадии развития, «Московский акселератор» предъявляет к участникам более серьезные требования. Присоединиться к программе могут компании с готовым продуктом, продажами и суммарным оборотом от 30 млн руб. за последние три года.
Ключевая особенность акселератора — «доступ к телу» крупных корпораций. В текущем потоке их участвует более 20: ВТБ, «Газпром нефть», «Инвитро», «РЖД», МТС, «Ростелеком», «Магнит», «Мегафон» и другие. Стартапы могут напрямую предложить им свои продукты, выйти на сделку, провести пилотные испытания или найти дополнительные варианты сотрудничества.
За три года работы через «Московский акселератор» прошли 330 российских стартапов, участники которых привлекли более 1,1 млрд руб. В текущем году проект был запущен в новом формате. Теперь в программе нет разделений на отрасли (треки) и она сфокусирована на том, чтобы после отбора стартапы могли сразу начать взаимодействовать с корпорациями и напрямую предлагать им свои продукты и технологии.
Продукт DreamDocs (в прошлом ApRbot) — облачный сервис, который помогает компаниям с обработкой больших объемов документов. С помощью искусственного интеллекта определяется их тип, они автоматически сортируются, извлекаются данные, в том числе неструктурированные и рукописные, есть функции сравнения, фильтрации и умного поиска. Это позволяет повысить скорость обработки документов в 5–30 раз и существенно снизить расходы на процесс.
DreamDocs не первый раз принимает участие в «Московском акселераторе». По сути, компания выросла из прототипа в работающий бизнес во время первого потока: тогда команда стала победителем трека и получила от «Яндекса» грант в 5 млн руб.
Александр Аболмасов, CEO и сооснователь DreamDocs
«Если во время первого потока нам нужно было, условно говоря, встать на ноги, то во второй акселератор мы выходили уже как опытная компания в поиске крупных заказчиков. Рынок фандрайзинга, особенно в России, идет на спад, поэтому нужно использовать все варианты для развития бизнеса. Акселератор как раз стал для нас такой возможностью: выступить сразу перед рядом корпоративных заказчиков и заодно прокачать команду».
За время акселерационной программы DreamDocs привлекли ряд новых клиентов, в частности выиграли тендеры Департамента информационных технологий Москвы и ВДНХ. Компания запустила пилоты с «Согазом», Альфа-банком и Европейским медицинским центром. За время работы в акселераторе DreamDocs привлекли 7 млн руб. грантов.
Med.Me — платформа обмена медицинскими данными, соединяющая пациентов, врачей, клиники, медицинские организации, страховые и фармацевтические компании. С помощью платформы больницы и страховые компании могут передавать друг другу информацию из медицинских карт и предоставлять обезличенные данные фармкомпаниям, а пациенты — записываться на прием в любую клинику через виджет онлайн-записи и личный кабинет пациента.
Кристина Гришина, менеджер проектов MedMe
«Мы участвовали в „Московском акселераторе“ дважды. В 2020 году программа помогла нам привлечь новых клиентов и партнеров, поэтому через два года мы пришли сюда снова — познакомиться с участниками и потенциальными заказчиками, применить полученные знания в работе и по возможности привлечь инвестиции. И уже сейчас, хотя программа еще идет, мы подписали договор с „Ингосстрахом“, ведем переговоры с Dr. Reddy’s Laboratories и Страховым Домом ВСК. Надеемся, что дальше нас ждут и другие интересные партнерства“.
Сегодня Med.Me продолжает развивать и улучшать свои продукты, в частности адаптирует технологии под международные стандарты обмена медицинской информацией. Команда также работает над уникальной платформой, благодаря которой фармкомпании смогут находить в информационных системах обезличенные данные о поставленных диагнозах и назначенных лекарствах. Эти сведения станут основой для разработки и улучшения фармпродуктов. Аналогов такой системы в мире нет.
70% людей с дерматологическими проблемами не обращаются к врачу. На решение этой проблемы направлены инструменты удаленного анализа, такие как Scanderm. Система работает так: человек загружает фото проблемного участка и отвечает на ряд вопросов, после чего искусственный интеллект ставит диагноз, подсказывая, к какому врачу обратиться. Технология уже применяется в телемедицине и ретейле.
Евгений Соболев, генеральный директор и кофаундер
«По статистике, 48% людей имеют хотя бы одну дерматологическую проблему. Но чаще всего люди приходят к врачу уже тогда, когда болезнь запущена или дала осложнения. Это плохо как для пациентов, так и для самой системы здравоохранения, которой приходится иметь дело уже с последствиями. Но если мы, к примеру, внедрим наше решение в систему „Здоровая Москва“, то сможем заблаговременно находить проблемы и ежегодно экономить до 2,5 млрд руб. городского бюджета».
Во время работы в акселераторе Scanderm запустила пилотное тестирование продукта с партнером трека Dr. Reddy’s Laboratories. В рамках программы Евгений также планирует выход на страховые компании: сотрудничество с ними позволит заранее выявлять страховые случаи и по возможности предотвращать их — это сохранит компаниям деньги, а людям здоровье.
Scanderm провела успешный пилот с «Магнит Косметик» в шести городах. Технология помогла компании повысить средний чек, а ее клиентам — подобрать правильный уход. А в планах — внедрение системы умных зеркал и платформы для рекомендации БАДов. Компания также активно ведет международную деятельность. Уже началось сотрудничество с Ассоциацией ногтевых индустрий в Южной Корее, в которую входят 30 тыс. ногтевых салонов, и работа с рядом корейских вузов.
Свой бренд дизайнерской одежды Алена Ахмадуллина основала еще в 2001 году. Коллекции, вдохновленные сюжетами русских и зарубежных сказок, получили признание не только в России, но и за рубежом: компания создавала костюмы для церемонии закрытия Олимпиады в Пекине, сотрудничала с Cirque du Soleil, Barbie и другими известными брендами.
В 2020 году, в период локдауна, Алена Ахмадуллина запустила первую коллекцию диджитал-одежды. Это направление сейчас активно развивается в Азии — и для помощи в освоении этого рынка компания пришла в программу OPEN БРИКС (ее суть отражена в названии: программа нацелена на помощь в выходе на рынки стран БРИКС. Сейчас в этот блок входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, а летом заявки на вступление в БРИКС подали Иран и Аргентина).
Алена Ахмадуллина, основательница бренда AKHMADULLINA
«На первый взгляд может показаться, что виртуальная одежда применяется только в создании контента пользователями. Но это не так: спектр ее применения достаточно широк, в том числе на b2b-рынке. Это все, что связано с метавселенными, видеоиграми и IT-решениями для фэшн-индустрии. Сейчас огромный интерес к этому мы видим в странах Азии, особенно в Китае, — поэтому в первую очередь целимся туда. Мы только в начале пути, но надеемся с помощью спикеров и трекеров программы сформировать дорожную карту, которая позволит нам выйти на целевые рынки».
Вред, который пестициды наносят природе, человеку, представителям флоры и фауны, давно известен. Сейчас им на смену приходят новые средства для борьбы с вредителями — биопестициды, созданные на основе бактерий. Такими разработками занимается компания «Биота». Она создала линейку биопестицидов, которые экологичны, безопасны для человека и животных, но при этом эффективно справляются с вредными насекомыми — прежде всего с саранчовыми и проволочниками. Это особенно важно на фоне регулярных вспышек пустынной саранчи, угрожающих продовольственной безопасности многих стран Африки и Азии.
За помощью в масштабировании на международный рынок «БИОТА» обратилась в программу OPEN БРИКС.
Александр Дадашян, руководитель экологических проектов компании
«Мероприятия для предпринимателей полезны в первую очередь тем, что позволяют посмотреть на бизнес под другим углом. Общаясь с участниками и спикерами, ты можешь скорректировать свою систему координат, познакомиться с интересными людьми, узнать о новых решениях. Так, российский бизнес, нацеленный на новые рынки, бьется с двумя главными проблемами: логистикой и проведением платежей в новых реалиях. Хочется услышать, как справляются с этим другие компании и какие готовятся инициативы».
Сейчас «БИОТА» уже работает со странами Африки и развивает сотрудничество с Индией.
Стекло, которое может менять свои оптические свойства, например способность пропускать свет, матовость, окраску, называют «умным», или электрохромным. Применяется оно довольно широко: от автомобилей и другого транспорта до интерьеров и строительства.
Технологию создания таких стекол разработала компания «Октогласс», но из-за высоких требований к производству ее оказалось сложно масштабировать. Это подтолкнуло команду к идее создания «умной» пленки — она будет выполнять те же функции, но использовать ее станет намного проще.
Реализация этой разработки потребовала инвестиций и новых партнерств — и за этим компания обратилась в OPEN БРИКС.
Александр Зыченко, директор по развитию «Октоглас»
«Есть мнение, будто городские меры поддержки — это больше имиджевая история, которая не дает реальных результатов. Я думаю, что это мнение идет от тех, кто приходил в подобные программы с ожиданием, что за них что-то сделают. На самом деле это в первую очередь совместная работа, здесь нужно самому глубоко погружаться в информацию, перерабатывать ее, применять к своим бизнес-процессам. Программа только началась, а я уже вижу конкретную пользу. И, конечно, рассчитываю найти инвесторов и партнеров для совместного развития нашей технологии, для выхода на новые интересные нам рынки, в первую очередь стран БРИКС».
Именно на совместной работе стартапов, экспертов, трекеров, корпораций, инвесторов и представителей города сосредоточены представленные в технохабе программы развития бизнеса. Давая основателям технологических проектов «удочку», улов в итоге получают не только собственники, сотрудники и партнеры растущей компании, но и город, который чувствует мощную отдачу за счет роста экономики и внедрения инновационных решений, улучшающих жизнь горожан.