Спецпроекты • 21 января 2021

Успевать на электричку больше не надо: как поменялись транспортные привычки жителей Москвы и МО за год работы МЦД

Спецпроекты • 20 января 2021

Успевать на электричку больше не надо: как поменялись транспортные привычки жителей Москвы и МО за год работы МЦД

Автор: Наталия Владимирова


Чуть больше года назад, 21 ноября 2019, были запущены два первых Московских центральных диаметра — линии нового наземного метро, которое позволило интегрировать пригородные поезда с метрополитеном за счёт единой билетной системы, тактового движения поездов и удобных пересадок. Как развивается это транспортное направление и когда, наконец, запустятся D3 и D4 (спойлер — на них уже построили две новые станции и несколько реконструировали), рассказывает начальник дирекции МЦД Департамента транспорта Москвы Андрей Акимов.

Пассажиры и пандемия

Поделитесь итогами первого года работы МЦД. Как на диаметры повлиял карантин?

Несмотря на карантинные ограничения, мы не снижали объёмы работ. Наши зарубежные коллеги в пандемию серьёзно сократили выпуск подвижного состава. Мы же приняли решение сохранить тот же объём поездов на диаметрах, чтобы обеспечить соблюдение социальной дистанции. Также продолжали строить и реконструировать вокзалы на запущенных и перспективных диаметрах. Все поставленные задачи по количеству открытых станций и обновлению подвижного состава мы выполнили.

Конечно, ограничения повлияли на пассажиропоток. До пандемии востребованность МЦД росла с каждым месяцем, а 6 марта 2020 года мы перевезли рекордные 568 тыс. пассажиров — это на 15% больше, чем до запуска диаметров. Во время пандемии пассажиров у нас стало меньше, как и во всем московском транспорте. Тем не менее за первый год работы МЦД перевезли 130 млн пассажиров.

Что вы сделали, чтобы повысить безопасность перевозок во время пандемии?

Мы сделали всё, чтобы транспорт оставался безопасным и пассажирам было комфортно в этих непростых условиях.

Понятно, что среди пассажиров были те, кто не мог остаться дома: врачи, транспортники, волонтёры, работники магазинов и предприятий непрерывного цикла. Для того чтобы сделать их поездки безопасными, мы изменили регламенты уборки, интенсивность дезинфекции,
на станциях появились санитайзеры.

МЦД, как и весь общественный транспорт Москвы, защищён лучше, чем во многих европейских и американских мегаполисах. На станциях диаметров каждые два часа протирают все поверхности, с которыми контактируют пассажиры, трижды в день проводится влажная уборка и дезинфекция в поездах. Во время ночной стоянки весь подвижной состав МЦД обрабатывают холодным туманом. Кассиры, контролёры и локомотивные бригады перед каждой сменой проходят медицинский осмотр и измерение температуры. И, конечно, все они используют средства индивидуальной защиты, к чему мы призываем и наших пассажиров.

В чем уникальность МЦД?

Это крупнейший транспортный мегапроект. В городе уже существовала железнодорожная инфраструктура, но она не была интегрирована в транспортную систему города: разные виды билетов, разные правила проезда, дневные перерывы в движении поездов, неудобные пересадки на городской транспорт. На выходе получалось, что электричками преимущественно пользовались жители области и москвичи, путешествующие на дачи. А для поездок в городе потенциал не использовался.

Диаметры же полностью интегрированы в городскую транспортную систему: удобные пересадки, единые тарифы, тактовое движение поездов, высокий уровень пассажирских сервисов.

Благодаря МЦД у пассажиров появились альтернативные маршруты, которые позволили им тратить на дорогу меньше времени, — экономия до 44 минут в день. За счёт выгодных тарифов и бесплатной пересадки на метро экономятся и деньги: для жителей Москвы — до 50%, для жителей Московской области — до 75% трат на проезд. За год работы диаметров совокупно пассажирам удалось сэкономить 1,5 млрд руб. и совершить более 16,5 млн бесплатных пересадок на метро.

Как МЦД изменил привычки пассажиров?

Теперь МЦД выбирают и для коротких поездок по городу. В час пик интервал всего 5—7 минут — это дает пассажирам свободу в построении маршрута.

Установка «успеть на электричку» осталась в прошлом, так как следующий поезд теперь приходит через несколько минут.

Самыми популярными станциями за год работы стали Царицыно, Одинцово, Тушинская, Белорусская и Савёловская. В будни в среднем каждая из этих станций сейчас перевозит до 22 тыс. человек.

Благодаря МЦД на тех станциях метро, которые раньше не пользовались популярностью, стало больше пассажиров. Например, на 50% больше людей теперь пользуются станцией Новохохловская МЦК, с которой можно бесплатно пересесть на одноимённую станцию D2. На «Волоколамской» — рост 45%. А на ранее загруженных станциях, наоборот, стало свободнее: на ряде линий — до 12%, а на дорогах — до 5%.

Новые вокзалы, музыка и книги

Что это за концепция новых вокзалов? Как вообще развивается инфраструктура МЦД?

Это одно из самых ощутимых изменений для постоянных пассажиров пригородных электричек. Мы постепенно превращаем старые станции в современные пригородные вокзалы европейского уровня. В 2020 году их построено рекордное количество — 15. Из них 5 — совершенно новые (Остафьево, Славянский бульвар, Курьяново, Санино, Ховрино) и 10 — реконструированные (Лихоборы, Опалиха, Сетунь, Новодачная, Нахабино, Долгопрудная, Победа, Мичуринец, Крекшино, Подольск).

На Славянском бульваре нам удалось объединить несколько видов транспорта: МЦД, метро, «Аэроэкспресс» и наземный транспорт. А пересадка на метро займёт не больше двух минут, причём для этого не надо выходить на улицу. Новые вокзалы Курьяново и Остафьево будут способствовать развитию прилегающей территории и повышению её привлекательности. Благодаря открытию новых станций улучшилась транспортная доступность 770 тыс. жителей семи районов Москвы и Московской области.

В 2021 году нас ждёт огромная работа: вместе с партнёрами из РЖД мы уже открыли после реконструкции пригородный вокзал на станции Баковка D1, а до конца года планируем открыть в Центральном транспортном узле ещё 11 объектов: 10 пригородных вокзалов на действующих и перспективных направлениях МЦД (Печатники, Щукинская, Марьина Роща, Аминьевская, Минская, Кокошкино, Внуково, Мещерская, Толстопальцево, Матвеевская) и новый терминал на станции «Локомотив» МЦК для транзитных поездов дальнего следования, которые проходят через Москву с южных направлений.

Печатники, Щукинская и Марьина Роща — это новые вокзалы, которые мы откроем на D2. Они создадут крупные хабы с пересадкой на метро в Юго-Восточном, Северо-Западном и Северо-Восточном округах Москвы. На перспективном D4 откроем семь вокзалов: после реконструкции Внуково, Мещерская, Толстопальцево, Матвеевская, Кокошкино и новые Минская и Аминьевская. Таким образом, уже к запуску нового диаметра, к 2024 году, пассажиры будут иметь новую инфраструктуру, отвечающую всем стандартам МЦД.

Какие новые пассажирские сервисы были внедрены?

Сразу после запуска мы провели так называемый краудсорсинг, на котором собрали идеи пассажиров по развитию МЦД. Получили более 3 тыс. предложений и ряд из них уже реализовали.

Так, в поездах появились схемы вагонов и аудиосообщения о том, с какой стороны будет выход на платформу. По предложениям участников улучшена навигация на отдельных станциях. Например, на станции Царицыно и около неё появились около 40 указателей. Между станциями Стрешнево D2 и «Войковская» Замоскворецкой линии метро на фонарных столбах разместили лайтбоксы с указателями в сторону метро и МЦД.

А какие-то дополнительные сервисы, не связанные с инфраструктурой, появились?

Да, МЦД присоединились к проектам «Книги в метро» и «Музыка в метро». В августе на всех станциях диаметров разместили на плакатах QR-коды, дающие доступ к онлайн-библиотеке. А в сентябре на Славянском бульваре D1 и Волоколамской D2 появились первые музыканты проекта «Музыка в метро». Мы реализовали уже более 20 предложений, получаем много положительных отзывов, поэтому с уверенностью могу сказать, что в скором времени на МЦД появится ещё больше сервисов для пассажиров.

Кто-то пользуется услугами Центра обеспечения мобильности пассажиров на МЦД?

Это один из самых востребованных и важных сервисов как на МЦД, так и в метро. За год работники центра помогли более 1 тыс. пассажиров диаметров. Чаще всего за помощью обращаются слабовидящие пассажиры, пассажиры, использующие инвалидную коляску, и дети с ограниченными возможностями. Сотрудники ЦОМП делают огромную работу: они сопровождают их по всему маршруту, в том числе с пересадками между МЦД, метро и МЦК. Также они помогают сориентироваться на вокзалах и провожают до посадки в поезда дальнего и пригородного сообщения, до автовокзалов города Москвы, на «Аэроэкспрессе» до терминала аэропортов и по городской территории до социальных объектов.

МЦД в цифрах

5—7 минут

время ожидания поезда в часы пик

130 млн

пассажиров перевезено за год работы

15

современных пригородных вокзалов построено за 2020 год

1,5 млрд руб

сэкономили пассажиры за год работы диаметров

Новые ветки и новые поезда

В какой стадии следующие линии МЦД — D3 и D4?

Оставшиеся три диаметра — D3 «Ленинградско-Казанский», D4 «Киевско-Горьковский» и D5 «Ярославско-Павелецкий» — сейчас находятся на этапе проектирования, их планы окончательно не утверждены. Но мы в прошлом году открыли станцию Ховрино на будущем D3 с удобной пересадкой на одноимённую станцию метро, открыли четыре станции на Киевском направлении будущего D4. В новом году планируем открыть ещё семь новых и реконструируемых станций на Киевском направлении, продолжим развивать участок Каланчевская — Курская. Он важен сразу для двух диаметров — существующего D2 и перспективного D4. Реконструкцию планируется завершить в начале 2023 года, на 1,5 года раньше, чем в первоначальном сценарии.

Также важный участок для нас — Курский вокзал — Москва-Товарная — Нижегородская (Карачарово). Там строятся дополнительные пути, а в будущем будет создан новый транспортный хаб «Серп и Молот», который объединит D2, перспективный D4 и две станции метро: «Площадь Ильича» Калининской линии и «Римская» Люблинско-Дмитровской линии.

То есть, по сути, вы уже строите D3 и D4?

Да, и не только их. Вместе с РЖД мы работаем над интеграцией проектов высокоскоростной пассажирской магистрали «Москва — Санкт-Петербург» и D3 «Ленинградско-Казанский». Благодаря этому решению появятся первоклассные транспортные хабы, которые свяжут между собой диаметры, метро и высокоскоростное сообщение. Это новый виток в истории развития транспортной инфраструктуры России.

Что касается диаметров, то да, сейчас на D4 ведутся активные работы по соединению разрозненных ж/д направлений, реконструкции и строительству станций. Планируем запустить D3 в конце 2022 — начале 2023, а D4 — до 2024 года.

МЦД использует и новые, и старые поезда. Как идёт процесс замещения старых поездов «Иволгами»?

Мы их заменили не только «Иволгами», но и другими современными составами. Это была одна из наших основных задач в 2020, и мы её выполнили на 100%.

Такого масштабного обновления подвижного состава на железной дороге не было за всю новейшую историю страны.

Для того чтобы обновить парк, перевозчик (АО «Центральная ППК») поставил на направления диаметров современные поезда ЭП2Д, а также закупил у производителя 120 вагонов «Иволга 1.0» и 60 — «Иволга 2.0». Сейчас пассажиров обслуживают новые электропоезда ЭП2Д, «Иволга», «Ласточка» (на D2) и «Аэроэкспресс» (на D1). Средний возраст поездов — не более трёх лет.

Насколько стало больше электричек и как сократился интервал движения после запуска МЦД?

Если сравнить с тем, что было на пригородных линиях до этого, то на D1 электричек стало больше на 73%, а на D2 — на 69%. Но на этом мы не остановились, в 2020 году добавили в пиковые часы ещё 4% поездов на D1 и 5% — на D2. За счёт этого средний интервал движения в часы «пик» стал ещё меньше: 6 минут на первом диаметре и 6,7 минут на втором.

Как реагируют пассажиры — им этого хватает?

Мы провели опрос, и 76% опрошенных сказали, что стали добираться до места назначения быстрее. Около 88% отметили, что после запуска МЦД их поездки стали комфортнее, а 73% сказали, что стали тратить меньше денег на проезд.

Около трети участников опроса также ответили, что выбирают диаметры вместо другого транспорта. Участники могли отметить сразу несколько вариантов: 35% пассажиров сказали, что начали ездить на МЦД вместо метро, 32% — вместо наземного транспорта и 26% — вместо личного автомобиля. При этом 46% просто продолжили пользоваться пригородными электричками, только теперь в более комфортном формате МЦД. Это отличная оценка, и мы рады, что пассажиры, как и мы сами, видят позитивные изменения, которые произошли на пригородном железнодорожном транспорте. Уверен, что дальше эти показатели будут только расти.