21 июля 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал
Как Москва объединяет тревел-стартапы и путешественников
Текст: Новикова Анастасия
Иллюстрации: Любовь Дронова
«Мир никогда не будет прежним!» — эта фраза в прошлом году звучала сотни раз и не была пустым звуком. 2020-й вторгся во все сферы жизни и некоторые изменил до неузнаваемости. Досталось и бизнесу. Предпринимателям приходилось работать в условиях высокой неопределённости, при этом им удалось не только выжить, но и выпустить на рынок новые продукты, причём в сферах, на которых, казалось бы, пандемия поставила крест, — например, туристической. Рассказываем, как это происходило, кто помогал бизнесменам и почему закрытые границы пошли на пользу стартапам.
В 2020 году бизнес пришлось экстренно переформатировать. Сотрудники большинства компаний строили удалённые команды, работали в непривычных пространствах, меняли стиль общения с коллегами и партнёрами. И это приносило результаты. Глава американского стартапа Numerated Дэн О’Мелли стал по-новому давать фидбэк своим сотрудникам и тем самым увеличил выручку компании на 1500% — до $28 млн.
В плюсе оказалось и большинство молодых российских технологических предприятий.
По данным исследования «Стартап барометра», 69% отечественных стартапов либо выросли в пандемию, либо сохранили показатели на уровне 2019 года. А 56% респондентов даже смогли запустить новые направления.
2020-й не сломил желания россиян придумывать новые способы завоевать рынок. Это подтверждают результаты исследования, проведённого порталом «Работа.ру» и «Сбербанк страхованием». Более половины опрошенных (51%) отметили, что в будущем хотели бы открыть своё дело. Но пока одни думают, другие делают. 2020-й, несмотря на закрытые границы, открыл новые возможности туристической сферы. Речь в первую очередь о внутреннем туризме. На него советуют ориентироваться путешественникам, его поддерживают власти и как перспективный оценивают инвесторы. Россияне стали узнавать свою страну, и оказалось, что её туристический потенциал велик. А когда границы вновь откроются, это смогут оценить и иностранцы.
О своём туристическом потенциале заявляет и Москва, а местные власти готовы поддерживать предпринимателей, работающих в этом направлении. В 2020 году Мостуризм создал акселерационную программу Moscow Travel Factory, ставшую частью отраслевого сообщества Moscow Travel Hub. Ее цель — помочь молодым командам с их стартапами. Кроме этого столица продолжает развивать инфраструктуру, которая не только делает более комфортной жизнь горожан, но и прокачивает туристический сектор.
Доступная среда
По данным на конец 2020 года, более 11,7 млн россиян имеют инвалидность. Чтобы сделать их жизнь комфортнее, в стране с 2011 года реализуется программа «Доступная среда». В её рамках в Москве появляются пандусы и подъёмные платформы, запускается новый низкопольный транспорт, светофоры оборудуют звуковыми сигналами, а на асфальт наносят специальную разметку. Люди с ограниченными возможностями хотят свободно передвигаться и путешествовать, и это понимают предприниматели.
Создать город без барьеров — такую цель поставили авторы приложения Wheelmap, которое существует уже больше десяти лет. Это интерактивная карта, на которой отмечены места, доступные в инвалидной коляске. Зелёным выделены полностью безбарьерные объекты; желтым — частично; красным — те, что пока не приспособлены для людей с ограниченными возможностями. Приложение начиналось с Берлина, но сегодня на карте есть многие города, в том числе Москва.
С 2012 года существует проект Globe4all.net. Он начинался как информационный ресурс, на котором Ренат Анпилогов с женой публиковал информацию о том, как путешествуют люди с инвалидностью. А спустя пять лет, в 2017-м, они решили развить платформу, чтобы предлагать туры, доступные неслышащим, незрячим и тем, кто передвигается на коляске. В 2020-м сервис окончательно доработал функционал сайта, чтобы продавать туристические продукты. Среди них есть как готовые туры (Globe4all.net находит и проверяет их организаторов), так и отдельные услуги, например экскурсии. География поездок, которые сегодня доступны на платформе, широка: от Сочи и Калининграда до Казани и Перми. Можно даже отправиться в путешествие на Камчатку с посещением местных вулканов и каньонов. А по Москве — на экскурсию на мотоциклах Honda GoldWing, удобных для людей с инвалидностью.
Сервисы — в помощь жителю и гостю столицы
В 2020 году Москва, согласно рейтингу Tech Cities of the Future, вошла в топ-20 самых перспективных технологических городов Европы.
Российская столица заняла 18-е место, а в категории «Экосистема стартапов» даже поднялась на десятую строчку.
Москва с каждым годом становится всё более технологичным городом. Здесь больше не нужно гадать, через сколько придет автобус, — достаточно проверить расписание в приложении, можно за пару минут арендовать велосипед или записаться к врачу. В городе создана среда для развития стартапов и цифровых платформ. Свежий пример — запуск в конце мая 2021 года нового приложения Apt. Это социальная сеть для знакомства с городом и его жителями, слоган которой звучит так: «Город ждёт, пока ты узнаешь его ближе. Кто-то ждёт, когда узнает тебя». Внутри по категориям собраны интересные события, и для любого из них можно подобрать компаньона. Достаточно, чтобы она или он заинтересовался тем же мероприятием. Виртуальное общение может перейти в живое, а у пользователя Apt появится новый приятель, бизнес-партнёр или возлюбленный.
Сделать более доступными и комфортными путешествия — цель сервиса RUSSPASS. С его помощью можно организовать поездку в любой регион России: купить билеты на самолёт или поезд, забронировать гостиницу или столик в ресторане. А еще составить персональный маршрут. Для этого достаточно выбрать направление — например, Калининградскую область или Алтай, — и сайт покажет, чем здесь можно заняться. Все маршруты, брони и билеты сохраняются в личном кабинете пользователя. Кстати, сервис уже стал частью цифровой экосистемы Москвы: авторизоваться на нём можно с помощью аккаунта на mos.ru, через Apple ID или соцсети.
Сервис HowMuchTravel, еще один выпускник акселератора Moscow Travel Factory, поможет разобраться с бюджетом на поездку. Его создатели подсчитали, что каждый раз, отправляясь в новое место, на просчет затрат уходит от 7 до 15 дней. HowMuchTravel предлагает уложиться в 3 минуты. Чат-бот задаст вопросы и выдаст сумму. Сервис использует опыт путешественников и технологию big data, определяет предполагаемый бюджет, советует классные места и даже возвращает кешбэк (при бронированиях перелётов и отелей, а также при покупке страховки).
Москва сегодня заинтересована поддерживать технологические стартапы, которые предлагают новые продукты в сфере туризма.
Весной 2021 года уже во второй раз в столице прошел Moscow Travel Hack — хакатон по цифровизации индустрии туризма и гостеприимства, который проводится Комитетом по туризму города Москвы. Участие в нём приняли 60 команд разработчиков, перед которыми стояли реальные задачи реальных компаний, причём таких крупных, как авиаперевозчик S7 или аэропорт Домодедово. Команда Mersari помогла последнему разработать приложение, которое позволяет бронировать дополнительные услуги аэропорта: бизнес-зал, сопровождение или fast track. А участники «Бересты и желудей» выиграли в треке Политехнического музея. Команда создала приложение с 11 тематическими разделами, где подростки смогут искать ответы на вопросы о мире.
Гостеприимные стартапы
«Гораздо приятнее, чем мы ожидали», — отмечали иностранные болельщики, посетившие Москву во время ЧМ по футболу 2018 года. Они рассказывали, что пользоваться транспортом в городе оказалось намного проще, чем они думали, Uber приезжал за пару минут, а многие вывески были на английском. Всё это лишь подтверждало, что за последние годы Москва превратилась в foreigners friendly мегаполис.
Чтобы лучше понять, чего хотят иностранные гости, Мостуризм на базе Moscow Travel Hub проводит в столице регулярные маркет-треки — серию встреч, на которых представляют портрет туристов. Например, французов. Москва представляется им богатым, дорогим, холодным городом с незнакомой кухней. Французы трепетно относятся к своему языку и с большой неохотой переходят на английский. Значит, надо гарантировать им поддержку на французском, чтобы они понимали, что не останутся одни в незнакомом городе, а маршрут составить по аутентичным, экологичным местам. У голландцев иные предпочтения. Им нужны пешеходные прогулочные зоны и хороший кофе.
В 2018-м столицу посетило 5,5 млн иностранцев. А в 2019-м самыми частыми и активными, по данным исследования компании Deliotte, оказались миллениалы — люди до 34 лет. В российскую столицу они ехали за впечатлениями. Находить их путешественникам помогает сервис Lokimo. Его создатели решили конкурировать с такими гигантами, как Tripadvisor и Airbnb Experiences. Принцип работы Lokimo следующий: автор создаёт контент (обзорную экскурсию, городской квест или гастрономический гид) и отдаёт на продажу. Сервис его модерирует и реализует внешним и внутренним туристам. Релиз Lokimo вышел в феврале 2020 года и, несмотря на пандемию, получил 7,5 тыс. скачиваний. А в ходе участия в акселераторе Moscow Travel Factory сервис договорился о сотрудничестве с «Мегафоном», «Аэроэкспрессом», отельными сетями Swissotel и Ritz-Carlton.
Адаптивные отели
По прогнозам американской компании Cushman & Wakefield, для восстановления гостиничной отрасли от последствий пандемии понадобится от трех до пяти лет. А пока время не прошло, отельные сети ищут способы, как переформатировать бизнес.
В 2020 году гостиницы стали превращаться в апарт-отели — чтобы конкурировать с рынком жилья. Тем, кто арендовал квартиру, стали предлагать снять номер и получить дополнительный сервис. Апарт-отели лучше других форматов доходной недвижимости справились с последствиями пандемии, а их заполняемость во время локдауна составила 30% против 5–7% у гостиниц.
Гостиницы также стали заходить на территорию офисов и предоставлять рабочую инфраструктуру. Владельцы отелей поняли, что традиционные опен-спейсы устаревают, а их лаунджи представляют офис завтрашнего дня.
Гостиницы смело шагают в цифровое будущее. В них появляются электронные консьержи, системы онлайн-чекинов и приложения для открытия дверей по считыванию лица. Кстати, в период пандемии это обеспечивает и безопасность, так как сокращается число контактов между людьми.
Сохранить социальную дистанцию помогает и приложение Satisfy Travel (победитель в номинации «B2B-решения» акселератора Moscow Travel Factory). Стартап решил коммуникации между отелями и постояльцами. Сервис позволяет гостям заказывать услуги и общаться с сотрудниками гостиницы через единое мобильное приложение. Онлайн-коммуникация доступна на десяти языках и предоставляется по подписке.
Где рождаются стартапы
Sturtup Barometer — исследование технологического предпринимательства в России за 2020 год — показало, что для развития бизнеса стартаперам прежде всего важны инвестиции, а на второе место они ставят нетворкинг. Утверждение «Связи решают всё» возникло не сегодня. И бизнес одним из первых понял, насколько верны эти слова. Например, сооснователь сети Voices (недавно привлекла $2 млн инвестиций) Алексей Быстров уверен, что «в новой экономике ценностью являются личные отношения».
Бизнес-комьюнити популярны во всем мире, ведь это в первую очередь среда единомышленников. Например, в BizSugar вступают владельцы малого и среднего бизнеса, которые обмениваются опытом и придумывают совместные проекты. Участники московской туристической отрасли также нуждались в коммуникационной площадке, и из их потребностей вырос Moscow Travel Hub. Он объединил туроператоров, аэропорты, авиакомпании, отели и другие объекты размещения, агрегаторы, представителей парков, музеев, креативных пространств, экскурсионных бюро, а также создателей технологических стартапов. Площадка даёт им возможность быть частью комьюнити, участвовать в мероприятиях, узнавать друг о друге и находить идеи для совместных проектов.
На помощь стартапам приходят и бизнес-акселераторы. Сегодня их довольно много, но особую ценность представляют отраслевые: они дают возможность взаимодействовать с экспертами по своей теме, формировать продукт в конкретной отрасли. Одним из первых отраслевых акселераторов в Москве стала акселерационная программа Moscow Travel Factory, один из флагманских проектов отраслевого сообщества Moscow Travel Hub. Она помогает молодым предпринимателям развить их стартапы. В Moscow Travel Factory создатели новых туристических продуктов могут заручиться помощью профессиональных трекеров, познакомиться с будущими клиентами и партнёрами и получить не только советы, но и инвестиции. Финал участия в Moscow Travel Factory для лучших команд — выход на новую ступень развития продукта и маркетинговый грант.